Анализ краж грузов в России в 2020 году показал, что мошенничество по-прежнему является главным видом хищений в грузовых перевозках, хотя за прошедший год общее число инцидентов снизилось на 35%. Наибольшее число краж по-прежнему приходится на продукты питания и напитки, при этом главной целью преступников являются товары первой необходимости, а не предметы роскоши.
Совместный отчёт, подготовленный и опубликованный TT Клубом, компанией IMPACT и ассоциацией TAPA, представляет данные об основных способах краж и видах грузов, похищенных при перевозках в России, позволяя проанализировать не только общие тенденции, но и учитывать статистику по кражам с точки зрения сезонности и географии.
Пандемия COVID-19 в 2020 году существенно повлияла на привычную статистику по кражам грузов и выявила новые тенденции. Во-первых, региональные и национальные ограничения на передвижение привели к смене тактики у преступников, которые раньше могли быстро скрываться с места преступления и оставаться при этом незамеченными. Во-вторых, экономические последствия пандемии сильно повлияли на состояние рынка в целом. Общее количество зарегистрированных инцидентов сократилось на период с 2019 по 2020 год примерно на 35%, несмотря на 10%-ный рост рынка автомобильных грузоперевозок. Средний размер убытка в 2020 году снизился до 38 807 долларов США по сравнению с 42 972 долларов США в 2019 году.
Как и в предыдущем периоде, в 2020 году различные виды мошенничества остались самым распространённым способом краж – на них приходится около 83% инцидентов. Следом идут кражи из припаркованных транспортных средств.
Чаще всего злоумышленники крадут продукты питания и напитки, и, хотя количество краж этих видов грузов снизилось почти на треть, они всё равно составляют не менее 28% от общих потерь. Интересно отметить, что средняя стоимость украденных товаров снизилась на 22% — это указывает на то, что целью преступников были предметы первой необходимости, а не более привлекательные (высоколиквидные) товары с более высокой стоимостью.
Второй по величине категорией грузов, подверженных кражам, остаются металлы, хотя и с гораздо меньшей долей от общего числа краж – 13% в 2020 году против 24% годом ранее. И снова произошел «сдвиг стоимости», но на этот раз в сторону более ценных грузов: средний размер убытка на один инцидент увеличился с 28 000 до 44 000 долларов США. Рост стоимости украденного по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдался и по другим категориям, включая электронику, автозапчасти, товары для дома и одежду.
Кирилл Берёзов, управляющий директор компании «Панди Транс» (сетевого партнёра и корреспондента TT Клуба на территории России, стран СНГ и Балтии) обращает внимание на количество и размер убытков, связанных с мошенничеством: «В отличие от многих других стран, данные нашего отчета за 2020 год наглядно показывают, что в России мошенничество – это основной способ кражи грузов. Методы преступников различаются, но по-прежнему наиболее распространены две схемы: водителя по телефону направляют для разгрузки в «несанкционированное» место или же используют поддельные документы на компанию и на своих сотрудников для того, чтобы получить доступ к грузу. Тем не менее, изобретательность мошенников порой поражает. Более того – они отлично знают, как работает вся цепочка поставок».
Отчёт содержит исследования, в которых поэтапно описывается, как именно происходят утечки информации и какие способы мошенничества используются для совершения краж.
Майк Ярвуд, управляющий директор TT Клуба по предотвращению убытков, подчёркивает важную роль отчёта в смягчении последствий подобных инцидентов: «Прежде всего нужна осведомленность. Всем сотрудникам транспортных компаний и компаний, обслуживающих цепочки поставок, необходимо знать не только о самом риске краж, но и о том, как именно действуют преступники. Поэтому наш отчёт не только содержит статистику и общую информацию, но также даёт конкретные рекомендации и инструкции, которые помогают транспортным операторам предотвратить потерю грузов клиентов и сохранить собственную деловую репутацию».
Торстен Нойманн, президент и генеральный директор ассоциации TAPA в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке, говорит, что компании могут и должны принимать меры для повышения устойчивости цепочек поставок в России: «Служба сбора информации об инцидентах (IIS) нашей ассоциации фиксирует сотни краж грузов и утраты продукции на миллионы евро, и это число увеличивается с каждым месяцем. В большинстве случаев убытки можно было предотвратить, если бы компании провели простые и доступные проверки контрагентов, с которыми они работают. Существует огромное количество свидетельств того, насколько серьёзно мошенничество и кражи влияют на цепочки поставок в России, поэтому транспортным предприятиям и грузовладельцам следует изучать все доступные данные и адекватно оценивать свои риски. Мы уверены, что наш новый отчёт станет одним из важных источников достоверной информации и поможет предотвратить дальнейшие убытки».
Илья Смоленцев, соучредитель IMPACT, добавляет: «О краже грузов в России, как и в других странах СНГ и Европы, до сих пор сообщается довольно мало. При этом накопленные годовые убытки превышают 10 миллиардов рублей (130 миллионов долларов США), что негативно влияет на локальный и международный бизнес. IMPACT, как ведущий независимый источник данных о краже грузов в России, создал уникальный инструмент управления рисками, который помогает отрасли понимать масштабы краж и разрабатывать эффективные стратегии предотвращения или смягчения убытков».