Отраслевая тревога: цифры и факты
Российский рынок автоперевозок переживает один из самых серьёзных кризисов за последние годы. По данным ассоциации «АвтоГрузЭкс», за первые месяцы 2025 года с рынка ушёл каждый пятый перевозчик. В ситуации оказались не только ИП и малые компании — лизинговые организации массово изымают транспорт из-за просрочек, а грузовики простаивают без работы.
По информации «Известий», тарифы в магистральных перевозках опустились до 45–50 руб./км при себестоимости около 100 руб./км. В сегменте сыпучих грузов цены достигли 3 руб./тонно-километр при рентабельной себестоимости в 5,5 руб.
Почему грузоперевозчики уходят с рынка: факторы риска
- 
	
Рост ключевой ставки и утилизационного сбора
 - 
	
Неоправданные затраты по лизингу (до 50% от стоимости ТС)
 - 
	
Снижение объёмов грузов и сужение пула подрядчиков на 15–20%
 
По данным «АвтоГрузЭкс», более 20 тыс. единиц техники — включая китайские FAW, Shacman, Howo и Sitrak — простаивают без работы.
Лизинговый кризис и просадка ставок: влияние на автологистику
• До 60% падения по новым лизинговым контрактам в сегменте грузовиков и прицепов • Повышение ставок делает приобретение ТС экономически нецелесообразным • Повторный лизинг б/у техники становится нормой
Что ждёт логистику в 2025 году: сценарии и прогнозы
Эксперты прогнозируют:
- 
	
Консолидацию рынка и уход слабых игроков
 - 
	
Рост логистических издержек на 15–20%
 - 
	
Снижение гибкости цепочек поставок и рост тарифов в B2B и e-commerce логистике
 
Как бизнесу реагировать: рекомендации для логистических отделов
Ассоциация «АвтоГрузЭкс» предлагает правительству антикризисный пакет на сумму до 19 млрд рублей, включая:
- 
	
отсрочку взносов в фонды на 2 года;
 - 
	
компенсации до 30% по лизингу;
 - 
	
льготные кредиты до 500 млн руб. под 13,5%;
 - 
	
субсидии на оплату труда.
 
В случае принятия мер, стабилизация возможна к середине 2025 года.
Что это значит для логистики и ВЭД
Сложившийся кризис — системный. Он влияет на все этапы логистической цепочки: от планирования маршрутов до «последней мили».
Компании в ритейле, производстве и e-commerce уже сейчас должны:
- Перепроверить пул подрядчиков
 - Пересчитать логистические бюджеты
 - Мониторить рынок лизинга и найма водителей
 - Иметь резервные схемы доставки для критически важных направлений
 
Если не будет скоординированных действий — рынок автоперевозок рискует утратить устойчивость, что отразится на всей цепочке поставок.





