
Кино становится одной из самых перспективных креативных индустрий Красноярского края. В развитие этого направления включаются как власть, так и локальный бизнес и профильные организации. И это требует новых решений, в том числе транспортных. Заместитель генерального директора КГАУК «Енисей кино» Олег Балдицын рассказал, как формировался автопарк для выполнения разнообразных кинопроизводственных задач.
В 2022 году в Красноярском крае был принят региональный закон «О государственной поддержке кинематографии», а с 2023-го также заработала система субсидирования (рибейтов), по которой кинопроизводственным компаниям возмещается часть средств, потраченных на съемки национальных фильмов. Это позволило привлечь крупные кинокомпании из Москвы и Санкт-Петербурга и способствовало росту местного кинопроизводства. Одновременно с этим встал вопрос о развитии инфраструктуры для проведения съемок.
«Привозить всю технику с собой для кинокомпаний дорого — это значительные затраты и большое логистическое плечо. А наличие у нас всего необходимого оборудования и автотранспорта позволяет заказать услуги по технической поддержке съемок на месте. Приобретение спецавтомобилей позволило бы нам обеспечивать техническую поддержку кинопроизводственного процесса в разных локациях, причем не только в городе, но и в поле, на берегу реки или в тайге. Летом 2023-го съемочные площадки находились в радиусе 500 км от Красноярска, — рассказал Олег Балдицын, заместитель генерального директора краевого госучреждения культуры «Енисей кино».
В 2025 году организации исполняется 90 лет. Изначально она занималась исключительно кинопрокатом, но со временем «Енисей кино» стал фронт-офисом кинематографии и кинопроизводства в Красноярском крае.
Кто застроит Iveco Daily?
Для организации съемок нужно было сформировать кинокараван из нескольких транспортных средств. В учреждении решили, что первым автомобилем станет лихтваген — так в киноиндустрии называют машину, выполняющую функции мобильной светобазы. Для ее производства требовалось найти шасси с определенными характеристиками и надстроить на нем фургон. В нем должно компактно и рационально разместиться все необходимое осветительное оборудование, что требует использования шасси определенных габаритов. Кроме того, в его ОТТС не должно быть запрета на одновременную установку тягово-сцепного устройства для присоединения прицепа и гидроборта — специальной платформы в задней части автомобиля, которая опускается и поднимается, облегчая погрузку тяжелого кинооборудования.
Однако в сентябре 2022 года, когда возникла потребность в таком автомобиле, госучреждение столкнулось с большими трудностями в подборе подходящего варианта: к этому времени на опустевшем рынке практически не осталось шасси, которое соответствовало всем требованиям.
«В итоге стало понятно, что по всем параметрам нам подходит только Iveco Daily, а компания „СТ Нижегородец“ была единственной в стране, кто мог предоставить такое шасси под застройку и спроектировать на его базе фургон по нашему техническому заданию», — отметил Олег Балдицын.
Позже к лихтвагену присоединился еще один фургон и прицеп. Их оборудовали под передвижную гримерку на шесть мест для подготовки актеров к съемкам — по три в фургоне и прицепе.
Наличие спецавтомобилей стало конкурентным преимуществом «Енисей кино». Отчасти благодаря этому у крупных кинопроизводителей появился интерес к Красноярскому краю.
Машины по индивидуальному заказу
Фургоны на базе шасси Iveco Daily 70 C и прицеп изготавливались по индивидуальному заказу — конструкторское бюро «СТ Нижегородец» подготовило проект по техническому заданию заказчика. Изначально оно представляло собой список пожеланий.
«Я впечатлен работой конструкторского бюро. Специалисты „СТ Нижегородец“ были готовы воплотить все наши компоновочные идеи, взглянув на них своим профессиональным конструкторским взглядом, — рассказал руководитель „Енисей кино“. — В процессе у нас появлялись новые предложения по дополнительному оснащению фургонов, мы меняли компоновочные решения — и специалисты компании оперативно вносили изменения в проект. Если что-то было невозможно реализовать, нам предлагались альтернативы, которые мы либо принимали, либо искали другие варианты и приходили к компромиссам».
В мобильной светобазе важно было расположить полки и такелажные конструкции так, чтобы крепить световое и генераторное оборудование, коммутацию и стойки под свет, а также установить внутреннее и наружное освещение и оборудовать автономный отопитель внутри — работать порой приходится в условиях суровых сибирских зим. Договор был заключен в сентябре 2022-го, а уже в декабре «Енисей кино» получил готовый автомобиль.
Также оперативно разработали и изготовили мобильный гримировочный комплекс в составе автомобиля и прицепа. «Договор подписали в ноябре 2023 года, а машины к нам приехали в марте 2024-го», — отметил Олег Балдицын.
В салонах получилось разместить места для комфортной работы персонала, зону отдыха, гардероб и санузел. Гримвагены оборудовали системой холодного и горячего водоснабжения. Для эксплуатации в условиях Сибири баки для воды разместили в изолированных корпусах с подогревом. Также гримерки оснастили системами отопления, кондиционирования и электроснабжения для продолжительной автономной работы. Конструкторами были предложены наружные декоративные элементы обвеса, отличающие гримвагены от коммерческих автомобилей.
Автомобили на сложных съемках — миссия выполнима?
У кинопроизводственного процесса есть своя специфика: работы в основном ведутся с мая по октябрь включительно. В начале сезона автомобили выезжают на съемки и находятся там продолжительное время, не возвращаясь на базу.
«Так, в 2023 году световой фургон выезжал на юг Красноярского края на расстояние порядка 500 км. В 2024-м в рамках разных проектов спецмашины отработали в условиях дикой природы 152 съемочные смены, каждая из которых длится 12 часов», — рассказал руководитель «Енисей кино».
«Как показала практика, сами по себе автомобили надежные. Те задачи, для которых они приобретались, выполняются — у машин и прицепа достаточная для перевозки оборудования грузоподъемность, они безопасны, водителям и персоналу съемочных групп комфортно работать. Правда, проходимость машин такого класса не очень высокая. Во время съемок на природе добираться до места приходилось по плохим грунтовым дорогам, и нашим машинам немного не хватало внедорожного потенциала. Но все же эти ТС не рассчитаны на преодоление бездорожья», — добавил Олег Балдицын и при этом отметил, что автомобили имеют приемлемую стоимость эксплуатации.
Что касается стоимости серьезных запчастей и проблем, связанных с ремонтом, прецедентов, по словам руководителя «Енисей кино», за все время эксплуатации не возникло. Необходимости в запчастях не было, ТО проходили по графику, лишь пару раз требовалась диагностика. Ситуации не были критичными и легко решались. Например, через месяц после начала эксплуатации в одной из машин стартер начал срабатывать через раз. Недостаток удалось быстро исправить, обратившись в сервис.
«При наступлении гарантийного случая мы обращаемся напрямую к „СТ Нижегородец“ как к поставщику шасси и производителю надстройки: менеджеры всегда на связи и готовы были предложить оптимальное решение. А отремонтировать машину в случае необходимости можем и в Красноярске. Практика показывает, что все необходимые работы осуществляют сервисы, которые раньше были дилерами Iveco и с которыми у „СТ Нижегородец“ сохранились партнерские отношения», — пояснил Олег Николаевич.
Стоп. Снято! Что дальше?
В планах у «Енисей кино» расширение линейки автомобилей в кинокараване, ведь отчасти благодаря покупке фургонов в прошлом году количество рабочих смен в Красноярском крае значительно возросло.
«При необходимости изготовления таких машин мы обязательно рассмотрим возможность сотрудничества с „СТ Нижегородец“. Возможно, будем расширяться. В минимальном „комплекте“ каравана, кроме имеющихся уже гримвагена с прицепом и лихтвагена, должны быть машины для перевозки съемочного оборудования и реквизита, штабные автодома, а также гальюнваген — мобильный туалет», — сказал Олег Балдицын.
©Фото Нина Паршина, Енисей кино