На прошедшем в Якутске межрегиональном совещании по организации прямых смешанных перевозок грузов в контейнерах в республику и на ее территории приняли участие представители делегации московских железнодорожников, делегации ОАО "Восточносибирская железная дорога", начальник Дальневосточного отделения "Трансконтейнера" при ОАО "Дальневосточная железная дорога", начальник станции "Беркакит", руководители и специалисты ОАО "Железные дороги Якутии" и сотрудничающих с ними судоходных компаний республики.
Участники совещания единодушно отметили, что в последние годы ухудшилось качество перевозок грузов в контейнерах на традиционном железнодорожно-водном транспорте. Главной причиной этого является децентрализация технологического процесса в связи с разделением Ленского объединенного речного пароходства и, как следствие, снижение качества работы с контейнерами бывших его подразделений. Преобладание меркантильных интересов отдельных участников процесса привело, например, к омертвлению и изоляции парка контейнеров ОАО "ЛОРП", к возникновению в связи с этим перевалки грузов "из контейнера в контейнер", к "превращению контейнера в ящик"... В итоге утратилось основное преимущество контейнерных перевозок: возможность доставки груза из пункта отправления до пункта назначения по одному транспортному документу с оплатой услуги в двух пунктах маршрута - начальном и конечном.
В ходе обсуждений выяснилось, что между операторами - судоходными компаниями и Осетровским речным портом - условия договора не пересматривались около трех лет, а главный регламентирующий документ - узловое соглашение между станцией Лена "Восточносибирской железной дороги" и Осетровским речным портом - действует с 2000 года без существенных корректировок.
Между тем традиционно жесткая позиция ОАО "Российские железные дороги" в отношении использования контейнеров вне этой сети станет еще более жесткой после акционирования. Ведь оно как раз и направлено на повышение доходности контейнерных перевозок, ликвидацию убыточности каждого подразделения "Трансконтейнера". Методы и кадры управления процессом оборота контейнеров "РЖД" изменятся принципиально. Очевиден монитаристский уклон в намерениях новой фирмы.
Из информации представителей южного направления завоза по железной дороге и автотранспортом стало ясно, что оно набирает темпы и повышает качество. Применяя смешанный железнодорожно-автомобильный вариант доставки контейнеров, станция Беркакит, допустим, добилась сокращения периода внерельсового оборота контейнеров до 17 суток. Из 1067 контейнеров, завезенных в первом квартале этого года через ОАО "Железные дороги Якутии", с задержкой возвращены всего три.
Высокими темпами интегрируется в систему Российских железных дорог наше предприятие "Железные дороги Якутии". О признании его общероссийского значения свидетельствует включение станций Алдан и Томмот в адрес Министерства путей сообщения РФ N 72.
В этом году станция Томмот будет открыта для приемки 40-футовых контейнеров, а это значит, что длинномерные грузы будут поступать в республику и по этому направлению помимо обычных. Согласно протоколу от 31 марта 2004 года, "Трансконтейнер" принял на себя обязательства по организации отгрузки контейнеров на станции Томмот и Алдан со станций Российских железных дорог по сквозному тарифу, транзитной отправке грузов с этих станций на станции РЖД и круглогодичному возврату на Беркакит контейнеров, завезенных через станцию Лена в навигационный период.
Одним из важнейших итогов совещания стало признание "Трансконтейнером" и Минтрансом РС(Я) того, что без привлечения ОАО "ЛОРП" в качестве оператора и экспедитора грузов в контейнерах, обеспечение их оборота на территории Якутии невозможно.
Руководство "Трансконтейнер" и ОАО "ЛОРП" дали предварительное согласие на заключение договора. Позитивно "Трансконтейнер" отнесся и к предложению республики о разовых отправлениях домашних вещей населения республики в так называемых безномерных контейнерах, приобретенных у ОАО "ЛОРП" или принадлежащих ему, с возможностью возврата их в порожнем состоянии на станцию Лена со скидкой.
К большому сожалению, в совещании приняли участие всего два заместителя глав администраций муниципальных образований, не высказавшие своего мнения по поводу обсуждаемых проблем. Между тем решение вопросов организации контейнерных перевозок домашних вещей должно стать предметом ежедневной заботы городских и улусных властей. Минтруда РС(Я) и руководители муниципальных образований должны своевременно собирать заявки от населения, составлять исчерпывающий список граждан, отправляющих свои личные вещи в контейнерах в смешанном водно-железнодорожном сообщении, и передавать их Минтрансу до 1 мая. Операция по подаче-отправлению порожних контейнеров в конкретный пункт не должна тянуться более двух суток.
Участники совещания сошлись во мнении, что для скорейшего приведения качества обслуживания контейнерных перевозок к современному уровню необходимо создание под эгидой государства координирующего органа, способного обеспечить современный информационно-логистический уровень организации.