Перед навигацией
Якутия. Здесь расположен полюс холода Северного полушария Оймякон и на один квадратный километр территории приходится лишь один житель. Толщина вечной мерзлоты достигает двухсот метров, а разница между летними и зимними температурами 100 градусов. И здесь, на этой уникальной земле, есть своя жемчужина - река Лена. Зарождаясь маленьким ручейком на западных склонах Байкальского хребта у горы с символичным названием Сердце, через 4400 километров она вливается в студеные воды моря Лаптевых, собирая по капле силы с огромного бассейна в 2, 5 миллиона квадратных километров. Ширина русла в низовьях достигает 25 - 30 километров, а размеры Ленской дельты отмечены в Книге рекордов Гиннесса. Лена не имеет плотин, гидроэлектростанций, запруд, протекая так же, как и миллионы лет назад.
Транспортная магистраль в Якутии - это река. Именно по ней движется основной поток грузов. В период навигации жители республики предпочитают скоростные катера малой авиации, а по-другому во многие отдаленные улусы республики и не доберешься. Главные перевозчики в регионе, конечно, якутские речники. Ленскому объединенному речному пароходству (ЛОРП) в свое время пережить экономический кризис помогло то, что в состав компании после приватизации и акционирования вошли два завода, Жатайский и Пеледуйский, два больших речных порта, Олекминский и Белогорский. Уже 10 лет они работают в единой связке, ежегодно улучшая экономические показатели.
Сегодня ОАО ЛОРП осуществляет перевозку нефтепродуктов и сыпучих грузов в бассейне Лены и ее притоков: Витима, Олекмы, Алдана и Вилюя. Вилюйская группа рек - это территория густонаселенной так называемой "алмазной провинции". География перевозок невероятно обширна: Якутия, Чукотка, Красноярский край, Хабаровский край... Суда пароходства смешанного типа "река - море" работают на одной трети Северного морского пути от порта Хатанга до порта Певек с заходом в реки Анабар, Оленек, Яну, Индигирку и Колыму. В этих местах альтернативы речному транспорту просто нет. Завезти 500 тысяч тонн груза - таков ежегодный объем доставки ЛОРП - больше никому не под силу.
Номенклатура перевозимых товаров самая разнообразная. В первую очередь это генеральные грузы: лес (до 100 тысяч тонн за навигацию), каменный уголь, сырая нефть и нефтепродукты, стройматериалы. В понятие "северный завоз" входит все, что необходимо доставить людям, - тепло, питание, одежда. Правительство осуществляет контроль над выполнением госзаказа.
Навигация 2003-го стала серьезным испытанием для всех: речников, правительства Якутии, жителей Крайнего Севера. Необычное прохождение ледохода уже в мае не предвещало ничего хорошего. Началось с его задержки на Верхней Лене, а когда флот, загруженный в пункты малых и боковых рек и Якутска, подошел к Тит-Ары, что в 170 километрах выше столицы республики, оказалось, что образовавшийся ледяной затор протяженностью 42 километра не позволяет судам продвигаться дальше. В срочном порядке из Жатая вышел ледокол "Капитан Бородкин", но и его мощностей оказалось недостаточно, поэтому около 30 судов простояли здесь более трех суток.
Ситуация не улучшилась и в июне, а 29 июля она была объявлена чрезвычайной. Лишь в середине августа наметился подъем воды на Верхней Лене, что позволило за две недели вывезти из Осетрова 15 тысяч тонн генеральных грузов и 35 тысяч тонн нефтепродуктов.
Генеральный директор Ленского объединенного речного пароходства Евгений Чистяков об этом периоде вспоминает неохотно:
- Навигация прошлого года лишний раз показала, насколько непредсказуема северная стихия. Якутия не успела еще оправиться от наводнения, что позапрошлым летом смело Ленек и натворило много других бед, как грянула сильнейшая засуха. Такого мелководья на Лене не было уже лет сто. Это наложило свой отпечаток на результаты нашей работы, который ощущаем и по сей день. Тем не менее весь запланированный объем грузов был завезен в пункты назначения, но это обошлось недешево. Конечно, мы проанализировали свои ошибки, извлекли уроки.
Подготовка к нынешней навигации идет полным ходом. Недавно я был на Пеледуйском судоремонтно-судостроительном заводе. Он находится на юге республики и первым открывает навигацию. Ремонт сейчас идет по плану.
Основа любого пароходства - флот. На балансе ЛОРП около 350 плавсредств, в том числе 250 общей грузоподъемностью более 350 тысяч тонн, в составе которых самоходные и несамоходные, сухогрузные и нефтеналивные суда, буксирные теплоходы, два мощных ледокола, рефрижератор, комфортабельный туристический теплоход. Для речных перевозок служат палубные теплоходы типа СК (составные контейнеровозы) грузоподъемностью 1000 тонн. Для смешанного плавания "река -море" есть более прочные трюмные теплоходы.
Раньше флот обновлялся при государственной поддержке, а сегодня речникам приходится надеяться только на свои силы. Но генеральный директор ЛОРП настроен реалистично:
- В свое время, когда единое пароходство разделилось на несколько компаний, почти весь мелкосидящий флот оказался в Иркутске, а нам достались в основном суда типа "река - море". Все эти годы, несмотря на дефицит средств, мы строили и модернизировали флот. Таким образом, прибавилось 25 мелкосидящих судов. Памятуя о том, что через десяток лет суда смешанного типа отработают свое, мы начали процесс реновации - продления срока их службы на 10 - 15 лет. Она будет осуществляться на Жатайском и Пеледуйском судоремонтно-судостроительных заводах.
В прошлом году мы запустили серьезный проект - модернизацию слипа (подъемного сооружения) на Жатайском заводе. Выигравшая тендер корпорация "Трансстрой" уже в мае завершает работу, что дает нам возможность начать подъем больших судов, надстраивать на них второе днище. Это международное требование для обеспечения экологической безопасности, которое мы будем выполнять, несмотря на большие затраты.
Золотой фонд пароходства - это плавсостав: капитаны, механики, главные специалисты, которые работают порой в экстремальных условиях. Высокая квалификация речникам сейчас нужна, как никогда. Река уже много лет не углубляется, судоходная обстановка оставляет желать лучшего, фарватер стал очень сложным. Кроме того, штормы и льды Арктики требуют особой выучки. Евгений Чистяков рассказывает о своем коллективе:
- На наших предприятиях работают около четырех тысяч человек. Как известно, в профессии речника всегда были определенные сложности: сезонность работы, когда по шесть месяцев приходится жить без семьи. Поэтому мы стараемся закрепить кадры: молодым специалистам сразу предоставляем служебную квартиру или комнату, устанавливаем 80 процентов северных надбавок. Радует то, что есть категория профессионалов, для которых деньги не самое главное, они действительно любят свое дело. Тем не менее дефицит рабочих рук у нас пока ощущается.
Евгений Леонидович не скрывает озабоченности проблемой, возникшей на стыке со стальной магистралью.
- С тех пор как в 1954 году железная дорога вышла на верхнюю Лену и сформировался знаменитый Осетровский транспортный узел, мы плотно сотрудничали с железнодорожниками. Наш парк универсальных контейнеров был частично объединен с контейнерным парком МПС. Существовало так называемое смешанное железнодорожно-водное сообщение. Например, отправляя контейнер из Брянска на Колыму, клиент просто сдавал груз, не беспокоясь о том, каким способом он попадет к получателю.
Сейчас цепочка доставки контейнеров на Север практически разорвана. Договор, существовавший между ЛОРП и МПС и регламентирующий получение, возврат, обмен контейнеров, расторгнут недавно созданной дочерней структурой ОАО "РЖД" - центром "Трансконтейнер", а новый пока не заключен. К сожалению, не смогли достигнуть взаимопонимания в некоторых аспектах, в частности по срокам возврата контейнеров. В те 30 суток, которые дают нам на их оборот, уложиться невозможно. Если груз направляется, предположим, в Якутск или Ленек, это реально. Но доставка на Крайний Север иногда занимает больше года -в том случае, если не удается успеть за время одной навигации.
Не так давно в Якутске прошло совещание "Об организации завоза груза в контейнерах ОАО "РЖД" в Республику Саха". Носило оно, скорее, ознакомительный характер: специалисты центра "Трансконтейнер" на месте хотели уяснить специфику Севера. Прочувствовав ситуацию, решили отбросить все амбиции и работать над подготовкой договора. Как сообщил начальник отдела грузовой работы ЛОРП Валерий Рязанцев, речники, в свою очередь, поняв бесперспективность споров, направили смежникам встречные предложения по урегулированию ситуации.
Ориентировочно в 2010 году в отношениях речников и железнодорожников откроется новая страница - завершится строительство магистрали Беркакит - Томмот - Якутск. Евгений Чистяков одним из первых среди коллег поддержал этот проект. Он не боится конкуренции, считает, что объем перевозок не снизится, а просто изменится их структура.
- С выходом дороги к Якутску у пароходства появятся новые возможности. Например, не придется переваливать определенный груз с мелкосидящих судов на суда типа "река - море", поскольку он будет формироваться не в верховьях, а на средней Лене. Поэтому доставка должна стать более выгодной. В зоне прилегания к дороге изменится номенклатура груза, который начнет активно поступать с Дальнего Востока. Груз восточного формирования мы сможем везти в Ленек, в Олекминск, то есть в противоположном традиционному направлении. Надеемся, что в итоге откроются совершенно иные горизонты.
***
Предположительно в 2010 году в отношениях речников и железнодорожников откроется новая страница - завершится строительство магистрали Беркакит - Томмот - Якутск. И тогда не придется переваливать определенный груз с мелкосидящих судов на суда типа "река - море", поскольку он будет формироваться не в верховьях, а на средней Лене.