Путевые заметки нашего корреспондента, побывавшего на Vll-ой Ассамблее представителей портов Балтийского моря
Калининград - весьма маленький порт на Балтике, если сравнивать его с такими гигантами, как порты Санкт-Петербурга, Швеции, Финляндии,- начал было я интервью с президентом Ассоциации портов Балтийского моря госпожой Кристель Виман. И чисто по-женски - мягко, но категорично - госпожа Виман перебила:
- В Ассоциации - представители более пятидесяти морских перевалочных комплексов, и, независимо от размеров, грузооборота, они все в равных условиях.
А что касается конкретно вашего региона, то его развитие, как мне кажется, зависит от позиции правительства России, от того, как будет работать экономика в странах Евросоюза...
И, улыбнувшись, госпожа президент добавила:
- Впрочем, вы все это отлично знаете. Что еще могу добавить? Что ситуация складывается весьма благоприятная для всех, в том числе и для Калининграда. Вы слышали - на Ассамблее много говорили о росте объемов перевозок, о новых транспортных коридорах. И почти каждый, кто говорил об этом, говорил о России, как о рынке, так и о транзитной стороне при движении товаров с Запада на Восток и в обратном направлении.
Действительно, два дня в зале одного из отелей Хельсинки звучали слова о том, что есть сегодня, и какие планы на будущее у членов Ассоциации из Германии, Швеции, Финляндии, Польши, России, Дании, государств Балтии...
Однако, по порядку.
Серенады и симфонии
Порт Хельсинки причальными стенками врезается в центр города. И над зданиями возвышаются яркие многопалубные суда - пассажирские паромы: они перевозят людей в Санкт-Петербург, Стокгольм, Гданьск, Лондон. Уж не упоминаю Ригу, Любек, Копенгаген. А до Таллинна, как говорится, рукой подать - всего-то полтора часа хода.
Яркие суда получили и яркие названия: на их бортах - "Линия викингов", понятно, куда ведет, "Морская серенада", "Морская симфония". А по трапам - потоки туристов, кавалькады машин.
Финляндия - страна небольшая, но здесь портовых комплексов - более двадцати. Всего в стране проживает пять миллионов человек. Уровень жизни - весьма высокий: средняя зарплата переваливает за две тысячи евро. О финнах рассказывают небылицы, мол, выпить они не дураки.
Возможно, но в малочисленных кафе, ресторанчиках, барах за три дня мы не увидели ни одного пьяного.
Пьют много - вино, пиво. Но, во-первых, это дорого. А во-вторых, если переберешь - полиция накрутит штрафов.
Финны живут весело и долго - средняя продолжительность жизни - более восьмидесяти лет. Много работают. Уважают женщин. Здесь доверяют им высокие посты. В частности, мэр Хельсинки - Ева-Ринта Сиитонен.
Возможно, поэтому столица страны по-домашнему опрятна.
Ансамбли каменных зданий защищают улочки от ветров с залива. Автобусы и трамваи здесь ходят с точностью, словно шпионы на встречу: опоздание допустимо в пределах одной минуты, как и приход ранее обозначенного времени.
В центре города, на скале возвышается величественное здание православной церкви: память о временах, когда Финляндия входила в состав Российской империи.
Впрочем, "МБ" - не газета туристической компании. А потому позволю себе еще несколько слов: финны доброжелательны, любопытны и сдержанно щедры.Цифры - вещь скучная, но объективная
Итак, сегодня в странах Евросоюза проживает почти 450 миллионов человек. Из них 240 миллионов - в странах Балтийского побережья. Сегодня объем морских перевозок в мире составляет свыше четырехсот миллионов тонн, включая нефть и нефтепродукты. От этого объема на Балтику падает едва ли не сорок процентов.
Так что речь на Ассамблее шла не только о том, что и как сделано. Здесь говорили о внедрении новых технологий, позволяющих минимизировать время простоя судов в портах, о проработке вариантов контейнерных доставок грузов по принципу "от двери - к двери", о новых транспортных коридорах.
Из всего этого нашим читателям, полагаю, больше всего будет интересна информация такая: Россия все чаше звучит в предложениях, когда речь идет о развитии. Расширение порта в Санкт-Петербурге, завершение создания портовых комплексов в Усть-Луге, Выборге, Высоцке позволяет европейцам предполагать и увеличение объемов перевозок как на наш рынок, так и рассматривать нашу страну как транзитный путь в Азию.
Несколько раз прозвучало слово Калининград, но, судя по беседам, представители портов Европы ждут развития событий в Балтийске. Ждут по-разному: иные с опаской.
- Конечно, - заметила по этому поводу госпожа Кристель Виман, - у членов нашей Ассоциации различны интересы: конкуренция есть конкуренция. И Ассоциация - не выносит приговоров. Нашу задачу мы видим в том, чтобы объективно, сколь возможно, представить коллегам информацию, подготовить для них базу для размышлений. А уж принимать решения предстоит им самим.
.... Пора было собираться домой. Автобус отправлялся в 23. 00. Время еще было.И тут подкатил красавец "Скания". За рулем - интеллигентная, в очках, симпатичная женщина лет пятидесяти. Я видел женщин за штурвалом самолета, на мостиках судов.
Но вот за рулем междугороднего автобуса увидел впервые. Что ж, такая она - Финляндия.
Дмитрий Николаев