В Приморье у РЖД нет конкурентов

В Приморском крае пока не так много желающих принять участие в создании новых частных железнодорожных компаний - грузовых и пассажирских. По мнению руководителя департамента транспорта администрации края Ивана Надеина, видимо, пока что уже имеющиеся на данном рынке компании удовлетворяют спрос в полном объеме. Хотя Иван Надеин и не исключает, что со временем ситуация изменится и появятся железнодорожные перевозчики, которые составят реальную конкуренцию ОАО "Российские железные дороги" (РЖД).

Неравная конкуренция

"В Приморском крае в ходе реформы на железнодорожном транспорте и создания ОАО "РЖД" не появилось новых операторов, - говорит Иван Надеин. - Хотя частные компании и есть, но все они созданы еще в дореформенную эпоху. Например, ЗАО "Афина-ДВ" имеет собственный парк платформ и занимается преимущественно перевозками леса. Работает на территории края и транспортная компания "Северстальтранс", которая пока что возит массовые грузы, но уже начинает подумывать о контейнерных перевозках. Есть еще ряд компаний, как правило "дочки" крупных промышленных предприятий, которые могут позволить себе иметь собственный подвижной парк или брать в аренду вагоны и платформы у ОАО "РЖД".

Итак, достаточно ли сегодня на железной дороге компаний, осуществляющих перевозки и есть ли сейчас конкуренция в данной сфере? Как известно, именно на создание конкурентной среды в первую очередь и была направлена реформа железной дороги. По замыслу авторов реформы, в итоге выиграть должен был тот, кто пользуется данным видом услуг, т.к. жесткая конкуренция должна привести либо к снижению тарифов на перевозки, либо к повышению качества обслуживания клиентов. Попробуем проанализировать ситуацию в области рефперевозок, поскольку на сегодняшний день именно в ней работает больше всего операторов.

По данным департамента транспорта администрации Приморья, основным перевозчиком мороженой продукции в рефсекциях по ДВжд является филиал ОАО "РЖД" компания "Рефсервис". Во Владивостоке в свою очередь находится "Центр Рефсервис на ДВжд", структурное подразделение "Рефсервиса". К головной компании, кстати, относится и Уссурийское рефдепо. Вместе с тем помимо главного игрока на рынке рефперевозок в Приморском крае работают еще 18 операторов. Самые известные из них - "Дальрефтранс" ("дочка" ОАО "ДВМП"), ООО "Ареал ДВ", ЗАО "Группа Восток", ООО "ВТЭК", ООО "Восточный меридиан". Для справки: всего в России 40 частных операторов рефперевозок.

"Общая проблема местных частных компаний, которые появились в середине 90-х годов прошлого века, в том, что они практически не имеют собственных платформ и арендуют их у того же ОАО "РЖД" и его "дочки" "Рефсервиса", - говорит Иван Надеин. - Собственного парка у приморских компаний не так и много. Например, "Дальрефтранс" располагает одной рефсекцией из четырех платформ. Еще одна рефсекция строилась по заказу этой компании в депо в Уссурийске, но купил готовую секцию в итоге монополист "Рефсервис". Видимо, для того, чтобы у него не было серьезного конкурента... На сегодня почти вся инфраструктура рефперевозок принадлежит ОАО "РЖД". Но, по моему мнению, в этом случае на рынке не должно быть ее "дочек". Иначе о какой конкуренции и равных условиях для всех участников рынка можно говорить? Я думаю, рано или поздно на эту ситуацию должна обратить внимание федеральная антимонопольная служба".

Еще один факт, который говорит о том, что при желании ОАО "РЖД" может легко справиться с любым конкурентом. По данным того же департамента транспорта администрации края, допустим, 22 марта этого года на ДВжд находилось 1167 вагонов, сцепленных в рефсекции. На частников, за счет московских (а не наших) компаний, приходилось 523 вагона, т.е. почти половина. Но дело в том, что у ОАО "РЖД" при этом имеется мощнейший резерв - 2012 вагонов, которые находятся на консервации. Если вывести их на линию, то частникам будет просто не пробиться на рынке.

Рефперевозки - бизнес прибыльный. Например, у "Рефсервиса" стоимость провоза рыбы в рефсекции из четырех грузовых вагонов (184 т) от м. Чуркина до станции Сергеев-Посад Московской железной дороги равна 1, 339 млн руб. Следование по тому же маршруту рефсекции уже из восьми грузовых вагонов обойдется заказчику уже в 2, 048 млн руб. Примерно такие же цены и у частных операторов.

Однако РЖД пока что не расконсервирует свои вагоны. Может быть, чтобы создать видимость конкуренции, может быть, потому что хватает и имеющегося количества, чтобы быть монополистом на рынке. Да и стоит вывод одной стандартной рефсекции из консервации немало - 570 тыс. руб.

Сказанное выше относится и к контейнерным перевозкам, где тоже есть "дочка" РЖД - "Трансконтейнер" - правда, частных компаний значительно меньше. Впрочем, в последнее время стали говорить о том, что есть компании, желающие развивать это направление, но пока дальше разговоров дело не идет.

Пассажирская компания пока не заработала

Что касается частных компаний, желающих заняться пассажирскими перевозками в Приморском крае, то таких пока нет. Правда, в перспективе к ним можно отнести компанию "Экспресс Приморья", которую для пригородных перевозок планируют создать администрация края и Владивостокское отделение ДВжд ОАО "РЖД".

Пригородные пассажирские перевозки в Приморье пока убыточны. Большое количество льготников, малый пассажиропоток не покрывают всех расходов железнодорожников на данный вид перевозок. Убытки составляют 70-100 млн руб. в год. Поэтому РЖД и решило создать компании, которые бы специализировались только на этом виде деятельности, дабы "голова" не несла убытков. Причем процессы создания таких компаний идут не только в Приморье, но и в других регионах России.

Предполагается, что новая компания будет более свободна при определении стоимости проезда, лучше бороться с безбилетниками, вести более гибкую политику в отношении льготной категории пассажиров и т.д. Компании также планируется передать сопутствующую инфраструктуру - помещения станций и вокзалов, где можно расположить торговые точки.

"Владивостокское отделение ДВжд разработало бизнес-план по созданию такой компании, - говорит Иван Надеин. - Согласно ему снижение убытков от пригородных перевозок возможно до 25-26 миллионов рублей в год. Через три года перевозки должны стать безубыточными. Сейчас решается вопрос, кто - администрация края или железнодорожники - должен покрывать эту разницу. Сейчас железнодорожники решают эти вопросы в Москве. С другой стороны, мы выступаем за то, чтобы льготы для определенной категории пассажиров сохранялись".

Со своей стороны администрация края, которой планируется отдать 49% акций "Экспресс Приморья", пыталась найти инвестора, который мог бы компенсировать убыток. Шли даже переговоры с компанией "Трансгрупп" (новый собственник порта в бухте Троица. - Прим. ред.). Но москвичам, во-первых, не очень понравился бизнес-план, а во-вторых, они просчитали, что для рентабельной работы пассажиропоток у новой компании должен быть не менее 40 млн человек в год. А у нас он всего 1, 5-2 млн человек.

Частные дороги появятся. Но не у нас

Еще один момент касается частных железных дорог. В свое время в Приморье очень гордились тем, что у нас появилась первая в стране частная железная дорога "Золотое звено". Но сейчас эта дорога, по словам Надеина, практически стагнирует - грузооборот не растет, а, наоборот, уменьшается.

"Золотое звено" соединяет пограничные станции Камышовая и Хунчунь, - рассказывает руководитель департамента транспорта. - Однако то ли ее менеджмент оказался не совсем готов к такой ответственной работе, то ли не получается толком кооперация с РЖД, но пока успехов нет. Простой пример. Стоимость каждой тонны химикатов, отправляемых в Китай через Гродеково, обходится на 800 рублей дешевле, чем через "Золотое звено". Кому будет коммерсант при таком раскладе отдавать предпочтение?"

Специалисты утверждают, что с развитием угольных и нефтяных месторождений в Сибири появятся и частные железные дороги. Пока же владельцы этих месторождений не спешат вкладывать деньги в развитие транспортной инфраструктуры, надеясь на РЖД. Но оно также пока не высказывает большой заинтересованности этим заниматься. И все же перспектива для Сибири сохраняется, но не для Приморья. А первый опыт организации транзитных грузоперевозок частной компанией вряд ли можно назвать удачным.

Мы за ценой (не) постоим

Составы с нефтью пойдут через Гродеково

Транспортная отрасль "секвестировала" свои налоги

РЖД и ДВМП объединяют усилия на контейнерном рынке

Куда Дальний Восток выведет транспорт?

РЖД поможет приморским портам и оборонке

Извоз станет цивилизованнее

Компьютер в автобусе - это проблема

ДВЖД выступает за здоровую конкуренцию

Железная дорога увеличивает грузопоток

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости