В канун первой годовщины работы открытого акционерного общества "Российские железные дороги" между железнодорожной компанией и Дальневосточным морским пароходством урегулированы юридические формальности относительно организации нового предприятия. "Русская тройка" создана на паритетных началах, с равными денежными долями по 50 процентов, уставным капиталом 16 млн. долларов и с запланированным привлечением банковских кредитов на сумму свыше 45, 4 млн. долларов.
Надо отметить, появление еще одного перевозчика имеет не только региональное значение. Новая компания в первую очередь, как предполагают в ОАО "Российские железные дороги", должна способствовать формированию конкурентной среды на рынке грузовых перевозок и увеличению их объемов на Транссибе. Ведь мало того, что по этой самой длинной на планете магистрали перевозят грузы и российские, и зарубежные фирмы, у самой компании "РЖД" есть специализированные филиалы "Трансконтейнер" и "Рефсервис", которые, как уже решено, в ближайшее время станут отдельными предприятиями. То есть "монополист" РЖД организует еще и "внутреннюю" конкуренцию.
Это тем более важно, что Транссиб является ключевым звеном, связывающим транспортные системы Европы и Азии. Сейчас этот международный транспортный коридор Запад-Восток начинается в Берлине и через Варшаву, Минск, Москву, Екатеринбург выходит на Владивосток и Находку. А если еще учесть, что в связи со строительством железнодорожной линии до каспийского порта Оля стал быстрее осваиваться международный транспортный коридор Север-Юг, то станет ясно: Россия наконец-то всерьез начинает использовать выгоду своего географического положения для транзитных перевозок. А это способствует приросту российской экономики. Поток грузов в последнее время значительно увеличивается. За 11 месяцев работы "Российских железных дорог" как акционерного общества перевезено 1 млрд. 104, 6 млн. тонн грузов, что в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 60, 8 млн. тонн больше. Надо отметить, что немаловажную роль в отправлении нарастающего грузопотока играет Московская железная дорога. Причем и с востока на запад, и с севера на юг.
По мнению президента ОАО "РЖД" Геннадия Фадеева, перспектива объединения Транссиба и Транскорейской магистрали позволит выйти на рынки Юго-Восточной Азии. А это, в свою очередь, - новые контракты, приток инвестиций, создание новых рабочих мест. Развитие грузовых перевозок по Транссибу и БАМу позволит решить и проблему интеграции Дальнего Востока через рентабельную Сибирь с экономически развитыми районами центра России, что обеспечит экономическую целостность страны. В силу этих причин до 2010 года только для "Русской тройки" отечественным предприятиям будет сделан заказ - до 10 000 платформ для контейнерных перевозок и до 40 000 новых 40-футовых контейнеров.
Для клиента выгода сотрудничества с "Русской тройкой" в том, что предусматривается сокращение тарифов за счет предоставления "сквозного сервиса" и сокращения числа промежуточных участников процесса перевозок. На первом этапе эксплуатации возможно снижение тарифа на 13 процентов, а с приобретением судов -на 18-20 процентов по сравнению с действующими ставками цепочки "агент-море-экспедитор-железная дорога-агент". Уже заказаны 10 судов-контейнеровозов: в Китае, Польше и Японии. Поставки начнутся в следующем году, а завершатся в четвертом квартале 2006-го. Геннадий Фадеев также считает, что создание единой технологии перевозок на базе крупнейших перевозчиков - железнодорожного и морского - является одним из основных и наиболее эффективных путей развития транспортной системы России.