Порты. Точка роста

Вереница самосвалов тянется к берегу, чтобы засыпать море. Это место в районе Лужской губы Финского залива еще недавно называли "ударной" капиталистической стройкой. Но теперь проект пошел на повышение. Это уже нечто большее, чем стройка, это — точка роста. Главная цель — восполнение дефицита перегрузочных мощностей для экспортных и импортных грузов. Министр транспорта РФ сообщил, что в марте под Стратегию каждого министерства будет предложен бюджет, который будет приниматься в апреле на трехлетний период. "Стратегия развития транспорта до 2010 года". По словам Игоря Левитина, в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к росту грузоперевозок по всем видам транспорта. Но это лишь одна сторона медали. Другая заключается в том, что существующая ныне разница между состоянием транспортной инфраструктуры и потребностями отрасли грозит перерасти в ближайшем будущем в крупный дисбаланс, что будет чревато для экономики колоссальными потерями. Российские порты работают на пределе возможного. Вынужденная аренда еще вчера своих "окон в Европу" в течение последних лет ежегодно обходится стране в сумму, почти сопоставимую с федеральным бюджетом.

По замыслу застройщиков, МТП "Усть-Луга" станет крупнейшим транспортным узлом Северо-Запада России и самым перспективным портом РФ на Балтике.

К настоящему времени сдан в эксплуатацию пусковой комплекс угольного терминала. ОАО "Ростерминалуголь" за 2004 г. отгрузил на экспорт более 600 тыс. т кузбасского угля. Об этом сообщил генеральный директор компании Иван Фишер. По его словам, в настоящее время работа идет с плановой отгрузкой в пределах 55-60 тыс. т в месяц и продолжается монтаж и наладка оборудования терминального комплекса. "В ноябре 2005 г. планируем завершить работы и запустить новый комплекс мощностью до 4 млн. т отгрузки угля в год".

Напомним, что плановая работа терминала началась в августе 2003 г. на единственном пока действующем терминале в морском порту "Усть-Луга" (южная часть залива). Основными акционерами ОАО "Ростерминалуголь" после допэмиссии являются: ХК

"Кузбассразрезуголь" (73 % минус 1 акция), Минимущество РФ (25 % плюс 1 акция) и АК "Транснефть" (2 %).

К настоящему времени разработан и утвержден рабочий проект по созданию единой акватории и подходного канала всех комплексов северной части порта, с большим объемом строительства на данной территории. Всего, согласно генеральной схеме развития, на площади более 800 га планируется создать 11 перегрузочных комплексов, среди которых - контейнерный (с грузооборотом 1 млн. TEU), лесной (1,1 млн. т), зерновой (2,2 млн. т), комплексы наливных (5,5 млн. т), генеральных (4,5 млн. т) и скоропортящихся (0,6 млн. т) грузов, бункеровочный и минеральных удобрений (по 2 . млн. т). Как сообщил генеральный директор ОАО "Компания "Усть-Луга" Валерий Израйлит, серьезный инвестиционный процесс начался лишь в 2003 г., когда в строительство порта было вложено около 1 млрд. рублей.

Между тем, с точки зрения организации транспортных потоков, особый интерес представляет проект строительства автомобильно-железнодорожной паромной переправы Усть-Луга-Балтийск-порты Германии. Чтобы образовать территорию и акваторию, потребуется свыше 700 млн. рублей, еще через год общий объем капиталовложений в проект достигнет более 75 млн. долларов. Сейчас освоено 100 млн. Комплекс начнет работать с железнодорожными составами. При полном развитии мощностей грузооборот паромной переправы составит 4 млн. т в год. Заинтересовано в реализации проекта и правительство Германии, официальная делегация федеральной земли Мекленбург-Передняя Померания побывала на территории порта Усть-Луга, высоко оценила ход работ по его строительству и подтвердила желание способствовать реализации проекта. Между компанией ОАО "Балтийский паром" и паромоориентированным германским портом Засниц было подписано соглашение о стратегическом партнерстве. Запуск переправы поможет решить главную задачу, поставленную российскими властями — создать прямые транспортные пути из России в страны Западной Европы без транзита.

ФГУП "Росморпорт" планирует открыть регулярное железнодорожное сообщение между морскими портами Ленинградской и Калининградской областей и портами Германии в декабре 2005 г. Из федерального бюджета были выделены 900 млн. руб. для Усть-Луги и 310 млн. руб. для Балтийска. На 2005 г. предусмотрены средства федерального бюджета для Усть-Луги в объеме 900 млн. руб. и 530 млн. руб. — для Балтийска. "Росморпорт" в 2004 г. вел техническое сопровождение проекта, а начиная с 01.01.2005 г. становится государственным заказчиком проекта.

"Газпром" предполагает построить завод по производству сжиженного газа и терминал в Усть-Луге, а "Совкомфлот" намерен стать эксклюзивным транспортным агентом для перевозки этого газа по Балтийскому морю. Строительство завода обойдется в $1,3 млрд. расходы на содержание газовозов фиксированные ($2.5 млн. в год на судно). Варьироваться будет только оплата за фрахт. Причем в этом случае "Газпром" получит возможность экспортировать СПГ на разные рынки.СЭЗ в районе порта Усть-Луга займет около 600-700 га, где предполагается развивать три направления бизнеса", — рассказывает вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас. К первой группе относятся предприятия по переработке импортного сырья. Продукцию планируется поставлять только за границу. По такой схеме будет работать автомобильный завод, несколько предприятий по сборке бытовой техники и компьютеров. Вторая группа предприятий, которые получат прописку на территории этой свободной зоны, займется обработкой грузов. Их номенклатура включает лес, металл, химические удобрения и уголь. И, наконец, третья группа предприятий будет заниматься так называемой предпродажной подготовкой продуктов питания, поступающих из-за рубежа, — их фасовкой и упаковкой.

Объясняя, почему на территории Ленинградской области нужна такая зона и в чем заключается выгода для предприятий, которые будут в ней работать, Григорий Двас пояснил, что по проекту в свободной экономической зоне предусматриваются специальные таможенные режимы, которые позволят предприятиям не уплачивать таможенную пошлину, а в ряде случаев и не платить налог на добавленную стоимость.

В целом предполагаемый объем инвестиций в создание свободной экономической зоны должен составить 3-3,5 млрд. долларов. Если работы по утверждению проекта не затянутся, то скоро в Усть-Луге займутся инженерной подготовкой территории. В первую очередь будущая зона экономического роста в Ленинградской области нуждается в хороших дорогах. Необходимо решить и вопрос с обеспечением возводимых объектов электроэнергией. Для этого потребуется провести реконструкцию блока ЛАЭС, а затем построить новую линию ЛЭП от Соснового Бора до Усть-Луги. Все эти работы должны будут выполнять инвесторы, которых определит тендерная комиссия. Желающих принять участие в создании первой в Ленинградской области свободной зоны экономического роста очень много. Предполагается, что к 2010 г. работа над созданием свободной экономической зоны в Усть-Луге будет полностью завершена.

фото: Николай Панкрашкин

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости