Не допустить экологической катастрофы
В последнее время общественность Севастополя обеспокоена слухами и разговорами, касающимися возможности размещения в городе ряда терминалов (пунктов накопления и перегрузки с одного вида транспорта на другой определенных видов грузов: нефти, угля, зерна и т.п.). Отдельные частные лица и представители городских властей активно включились в рекламирование этих проектов, рисуя севастопольцам молочные реки и кисельные берега, которые появятся у нас, как только проекты будут реализованы.
В связи с этим редакция «Севастопольской правды» обратилась к заместителю председателя Севастопольского городского Совета, первому секретарю горкома Компартии Украины В.М. Пархоменко с просьбой ответить на несколько вопросов, касающихся упомянутой темы.
— Василий Михайлович, городские СМИ, депутаты городского Совета активно обсуждают вопросы, связанные с перспективой строительства в городе объектов портового характера, способных повлиять на экологическую обстановку в городе в целом. О каких проектах идет речь?
В.П. — В горсовет поступили материалы, согласно которым в городе, в береговой зоне, предлагается построить не менее четырех терминалов. Первый из них по перевалке угля в районе бухты Доковая на Северной стороне. Проект предлагается компанией «Авлита», планируется перевалка угля до 5 млн. тонн в реверсном (т.е. — как в одну, так и в другую сторону) режиме. Уголь должен перегружаться с железнодорожных платформ на суда и наоборот. Второй аналогичный терминал предусматривает перевалку (до 6 млн. тонн в год) кокса и металла. Место под него запрашивается в районе рыбного порта в Камышовой бухте. Третий терминал планируется построить для перевалки белой глины (до 1 млн. тонн в год) на другой стороне Камышовой бухты. А еще запрашивается согласие на перегрузку сжиженного газа в Инкермане.
На все эти терминалы документы поступили в городской Совет. С ними знакомятся сейчас все депутаты, а я их уже изучил, после чего у меня возник целый ряд вопросов, связанных, прежде всего, с экологической безопасностью нашего города.
Я считаю, что должна быть проведена комплексная экологическая экспертиза проектов, которая бы дала ответ — насколько терминалы повлияют на состояние экологии города и об их влиянии на здоровье севастопольцев, Перевалка такого огромного количества грузов требует комплексной экологической экспертизы, которая бы внесла ясность в этот вопрос. Надо заранее знать возможности на перспективу наших транспортных систем, их способность к перевозке огромных объемов грузов в случае постройки терминалов.
Считаю также, что к рассмотрению данных вопросов должна быть привлечена общественность города, ученые. Тем более, что это предусмотрено и законодательством Украины.
Я, как и большинство депутатов горсовета, считаю, что реализация предлагаемых городу проектов окажет самое негативное влияние на экологию. Даже по тем представленным нам обоснованиям воздействия на окружающую среду (ОВОС) мы видим, что ввод в строй терминала по перевалке угля приведет к выбросу в атмосферу, в воду и землю до 1000 тонн угольной пыли в год. Остальные терминалы создают аналогичные проблемы. Та же белая глина при перевалке не только создает чисто механическое загрязнение своей пылью, но эта пыль к тому же еще и содержит химические вещества, способные крайне негативно влиять на здоровье людей.
— А места, где предполагается размещать терминалы, позволяют причаливать судам, на которые или с которых будут переваливаться груз?
В.П. — Строительство терминалов потребует выполнить большой объем дноуглубительных работ. Так, для угольного терминала потребуется вынуть около 350 тыс. кубометров грунта, а в Камышовой бухте — до 1 млн. кубометров. Сами понимаете, что это будет связано с большим замутнением воды и гибелью всего живого, что есть в бухтах. К тому же, как говорят специалисты, угольные терминалы способны к самовозгоранию угля, как это имеет место с терриконами возле угольных шахт. Те, кто нам предлагает проекты терминалов, и те, кто их лоббирует, уверяют, что это принесет в город инвестиции, рабочие места и доход в бюджет города. Это, конечно, хорошо. Но покупать эти выгоды ценой здоровья жителей Севастополя вряд ли можно и нужно.
— Но, вообще-то, Василий Михайлович, мы, коммунисты, всегда на первое место ставим обеспечение людей работой, т.е. рабочими местами. Поймут ли нас, что в данном случаемы такое внимание уделяем экологии?
В.П. —Хочу напомнить, что мы, коммунисты, и на местах, и в Верховном Совете всегда отстаивали и поддерживали вопросы экологической безопасности, будь-то Украины в целом или отдельного города или села. Эту позицию мы занимаем и в нашем горсовете. Именно тот, «красный горсовет» прошлого созыва, принимал решение о закрытии мусоросжигательнго завода, вызывавшего столько нареканий и протестов севастопольцев. Именно мы не допустили тогда строительство на его месте, рядом с жилой зоной, нового завода такого же назначения. Мы закрыли свалку на Меккензиевых горах и не допустили разработку новых карьеров в Балаклаве до использования имеющихся там запасов сырья.
Учитывая и без того непростую ситуацию в городе с целым рядом тяжелых болезней, имеющих характер эпидемий, мы не можем вот так просто согласиться на создание у нас производств, которые еще больше ухудшают обстановку, могут повлиять и на здоровье будущих поколений севастопольцев.
— А насколько, Василий Михайлович, можно верить обещаниям авторов проектов, что свои обязательства они выполнят, если город пойдет им навстречу?
В.П. — Работая с некоторыми предпринимателями, которые сейчас предлагают постройку терминалов, мы пришли к выводу, что многие их обещания являются блефом. Возьмите хотя бы постройку того же зернового терминала. Было оговорено, что до 20% от суммы инвестиций в этот терминал будет вложено в экономику города — развитие инженерных сетей, дорог и пр. Ничего из этих обещаний не выполнено. Более того, как сейчас выяснилось, даже не были установлены предусмотренные проектом масляные фильтры для улавливания пыли. И сегодня вообще санэпидстанция ставит вопрос о закрытии этого терминала.
— Вы имеете в виду предприятие «Авлита»?
В.П. — Совершенно верно. Именно эта компания сегодня предлагает строить угольный терминал рядом с зерновым, на который, как выяснилось, вообще не существует ОВОСа. А ведь рядом с ним жилые массивы. Угольный терминал вообще предлагается строить в 500 метрах от поселка Голландия, рядом улица Инженерная и Бартеньевка. Такая же картина с терминалами в Камышовой бухте.
Во всем мире подобные комплексы выносят подальше от населенных пунктов, у нас же норовят разместить чуть ли не в центре города, в жилых массивах.
— Как предполагается действовать в этой ситуации?
В.П. — Недавно эти проблемы обсуждались на планировочном совете, в ближайшее время они, очевидно, будут рассматриваться на сессии горсовета. Ни о какой реализации проектов не может идти речь без обсуждения их общественностью города, прохождения их через все предусмотренные законодательством экспертизы.
— А какова в этих вопросах позиция администрации города?
В.П. —Администрация занимает двойственную позицию: усиленно лоббирует проект угольного терминала «Авлиты» и даже ведет работу с депутатами, но аналогичный проект (кокс и металл) в Камышовой бухте отклоняет или, по крайней мере, решений пока не принимает.
— Кстати, работа терминала угольного планируется на вывоз или на ввоз?
В.П. — Все терминалы могут работать в обоих направлениях. Тот же уголь будут везти не только с Украины, но и из России и даже из Китая. То же и с терминалом для кокса. Севастополю отводится в этом деле только роль перевалочного пункта.
— Но, может быть, в прибрежной зоне севастопольского региона есть другие, не столь близкорасположенные к жилым массивам участки и там имело бы смысл иметь дополнительные рабочие места?
В.П. — Постановка вопроса правильная. Я не являюсь противником развития портового хозяйства города. Это у нас предусмотрено и в концепции развития города. Но есть же возможность осуществлять перевалку грузов контейнерным способом, что практически исключает экологические опасности для порта. А рассматривая предложения по терминалам, мы не должны забывать, что у нас уже есть опасные с точки зрения экологии два нефтяных терминала: в Инкермане — военный и на мысу Манганари в Камышовой бухте. На последнем недавно была авария, и она показала, что мы уже живем на бомбе замедленного действия. И это заставляет нас быть особенно внимательными и осторожными при принятии решений по новым терминалам.
— Василий Михайлович, нельзя не коснуться и еще одной стороны проблем, связанных с темой, о которой мы говорим: имеется в виду необходимость перевозки многих миллионов тонн грузов. К нам из Симферополя идет одноколейная железная дорога. Как она сможет «переварить» такой поток грузов? Какие последствия будут?
В.П. —Абсолютно закономерный вопрос. По расчетам, один только угольный терминал в случае его постройки потребует 100000 (сто тысяч) вагонов в год. Это значит, что интенсивность движения грузовых составов будет в интервале 15-20 минут. Уже сегодня люди, живущие недалеко от железной дороги, жалуются на грохот проходящих составов, а что будет, если терминалы появятся, можно себе представить.
Похоже, что о возможностях нашей железнодорожной ветки в данном вопросе вообще никто не думал. Никто не говорит и о том, что расширение портового хозяйства на Северной стороне, потребует постройки причала длиной 170 метров перпендикулярно Северной бухте. Бухта будет на четверть перегорожена со всеми из этого вытекающими последствиями для всего в ней живого.
— Подводя итог нашей беседе, скажите в заключение, какие же действия будут предприняты горсоветом, вами лично?
В.П. — Я уже говорил, что нужны совершенно объективные, квалифицированные экспертизы всех проектов. У нас есть для этого соответствующие научные силы, и я со своей стороны уже переговорил предварительно с некоторыми их представителями. Возьмите хотя бы те же с мировым именем наши институты — Биологии южных морей и Морской гидрофизический. У них немало хороших специалистов. Ну и, конечно же, должны проявлять активность общественность и экологические организации.
— А может дойти до проведения местного референдума или опроса по таким проблемам?
В.П. — Вполне возможно. Севастопольцы не должны сомневаться: депутаты-коммунисты в горсовете сделают все, чтобы не допустить создания предприятий, которые представляют реальную угрозу здоровью и жизни жителей города-героя.
***
фото: