Итак, Концепция интеграции транспортных систем Российской Федерации и Украины подписана. Впереди предстоит большая, кропотливая работа. О том, как видит ее украинская сторона, что уже сделано, в эксклюзивном интервью газете "Гудок" рассказывает министр транспорта и связи Украины Георгий КИРПА.
- Как было упомянуто на церемонии подписания концепции, первая программа совместной деятельности на период до 2007 года была принята на совместной коллегии транспортных министерств России и Украины еще два года назад. Какую оценку вы можете дать сегодня уже проделанной за этот период работе?
- Первый этап нашей совместной работы был больше политическим. А сегодня мы наконец приступили к конкретным делам. Смотрите, если в 1999 году товарооборот между Россией и Украиной составлял 7,6 миллиарда долларов, то только за первое полугодие нынешнего года он составил 7,7 миллиарда долларов. То есть теперь только за один месяц мы поставляем друг другу товаров больше, чем четыре года назад.
Поставки, например, нефти из России на Украину должны составить в этом году 22 миллиона тонн. Увеличиваются объемы перевозок кокса, руды, строительных материалов. Такое беспрецедентное увеличение товарооборота ставит нам, транспортникам, серьезные задачи.
Без интеграции здесь не обойтись. Кстати, в этом же ключе высказались на состоявшейся 18 августа встрече в Сочи и президенты наших двух стран -Владимир Путин и Леонид Кучма.
К интеграции нас подталкивают и деловые круги, бизнес. Поэтому процесс сближения шел естественным путем. "Снизу", от экономики. И именно она будет определять нашу дальнейшую политику в этом вопросе.
Вообще же основные положения подписанной сегодня концепции базируются на общности интересов Российской Федерации и Украины в сфере формирования Единого экономического пространства, повышении уровня интеграции наших транспортных сетей в мировую транспортную систему.
В наших совместных интересах сегодня - связать государства Азиатско-Тихоокеанского региона со странами Западной Европы. Для этого требуется переключить грузоперевозки с моря на сушу - через Россию и Украину. Только одно это даст нашим странам многие миллиарды долларов прибыли, многие миллиарды долларов сэкономленных оборотных средств.
- В ряде средств массовой информации и из уст некоторых политиков прозвучали высказывания, что серьезным подспорьем на пути интеграции могут стать единые перевозочные тарифы. Что вы думаете по этому вопросу?
- Я думаю, что за вопросом об унификации тарифов прячутся те, кто ленится работать. Единых тарифов нет и быть не может, ибо каждое государство отстаивает через них свои собственные интересы. Другое дело, без согласованности и координации здесь не обойтись. В первую очередь при формировании сквозных тарифов для международных транспортных коридоров.
А вот необходимость в создании совместных таможенных постов назрела давно. Надеюсь, что первые из них появятся уже в этом году. Пора развязать эти "узкие" места: пора наконец положить конец такому постыдному явлению, как многокилометровые очереди на подходах к пограничным переходам между Украиной и Россией.
- Георгий Николаевич, а что представляет сегодня собой транспортный комплекс Украины? Какие перемены произошли в нем за эти годы?
- Транспортный комплекс Украины сегодня грамотно сбалансирован. У нас нет проблем в обеспечении транзитных перевозок. Развиваются контейнерные перевозки в международных транспортных коридорах. С начала года сформировано и пропущено 327 контейнерных поездов. Среди них следующий на Прибалтику "Викинг", а также "Одесса", обслуживающий маршрут Одесса - Москва, "Чардаш", курсирующий по маршруту Будапешт - Москва. А кроме того, поезда "Днипровец", "Хрещатик", "Подилля".
Бесспорным рекордсменом выступает "Ярослав", который за первое полугодие 2004 года совершил 23 рейса, перевезя таким образом 621 автопоезд.
Развиваются и комбинированные перевозки прежде всего на направлении от Ильичевска до Санкт-Петербурга.
А ведь еще несколько лет назад каждый вид транспорта шел своей дорогой и учитывал на этом пути только свои собственные интересы. Что получали в результате? Массовые задержки грузов перед портами, большие потери из-за простоев подвижного состава. И множество других проблем в ущерб экономике страны.
А что имеем сегодня? Объединив различные программы, создали надежную внутреннюю интеграцию, при которой общий экономический эффект выгоден каждому участнику единого транспортного комплекса.
Приведу такой пример. В этом году сдается в эксплуатацию первый на Украине автобан Киев - Одесса. Не открою секрета, если скажу, что финансирование его строительства шло в основном за счет железных дорог. Точнее, за счет полученного компанией "Укрзализныця" западного кредита. Казалось бы, какой смысл "подкармливать" конкурента? Но ведь после завершения строительства этой автомагистрали наш крупнейший черноморский порт, переваливающий до 70 процентов экспортно-импортного грузопотока, станет еще более привлекателен для грузоотправителей. Значит, одновременно возрастет востребованность и железных дорог. Таким образом, свою долю прибылей от нового одесского "пирога" получит каждый вид транспорта. Кстати, у нас есть предложение к российским коллегам - продлить этот автобан от Киева до Москвы!
- Хотелось бы представить "картинку" в цифрах. С какими основными показателями транспортный комплекс Украины завершил первое полугодие 2004 года?
- За этот период перевезен 281 миллион тонн хозяйственных грузов. Это почти на 9,4 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом рост грузовых перевозок отмечен практически по всем видам транспорта, в том числе на автомобильном - на 15,5 процента, железнодорожном - на 8 процентов.
В то же время в портах и на причалах Украины было переработано 68,5 миллиона тонн грузов. А услугами всех видов пассажирского транспорта в течение первого полугодия текущего года воспользовались 2 миллиарда 46 миллионов пассажиров, что на 10,8 процента больше аналогичных показателей прошлого года.
В первом полугодии в целом обеспечен и рост финансовых показателей отрасли. Доходы предприятий государственного сектора составили около 2,22 миллиарда долларов и выросли на 11 процентов. В том числе у автомобильного транспорта - на 23 процента, авиации - на 16 процентов и у железнодорожного транспорта - на 11 процентов.
В целом же за первое полугодие 2004 года вся транспортная отрасль получила чистую прибыль в размере почти 30 миллионов долларов, что в 1,3 раза превышает уровень прошлого года.
- Приведенные вами цифры, конечно же, впечатляют. А какими амбициозными проектами могут похвалиться перед читателями "Гудка" транспортники Украины?
- Помимо уже упомянутого автобана Киев - Одесса это в первую очередь судоходный канал Дунай - Черное море. С его открытием началось формирование нового международного транспортного коридора, соединяющего государства Каспийского региона со странами Западной и Центральной Европы. По водному пути через обретающий второе дыхание Волго-Донской канал, Азовское и Черное моря, Дунай, Рейн...
Украина развивает скоростное железнодорожное сообщение, в частности на участках Киев - Харьков и Киев -Днепропетровск. А на станции Хутор-Михайловский мы подошли к границам России и готовы вместе с российскими коллегами продлить скоростное движение от нашей столицы на Москву и Санкт-Петербург.
У нас много и других планов. Так, в рамках развития Киевского железнодорожного узла началось строительство технической пассажирской станции и одного из крупнейших в Европе Дарницкого вокзала, а также нового совмещенного железнодорожно-автомобильного моста через Днепр протяженностью свыше одного километра.
В обозримой перспективе создадим новый крупный порт на Черном море для большегрузных контейнеровозов с глубиной причалов до 18 метров и планируемым грузооборотом до 103 миллионов тонн в год. Это будет первый морской хаб на территории государств Содружества.
Продолжается интенсивное развитие транспортного машиностроения. При этом особенно серьезный подход наметился в создании современной железнодорожной техники.
Наша гордость - построенный в Луганске совместно с "Сименсом" принципиально новый пассажирский тепловоз с асинхронным двигателем. Украина наладила производство удлиненных пассажирских вагонов большой вместимости, мини-экспрессов для линий с малым пассажиропотоком, а также совместно с Латвией - пригородных электропоездов.
Но при всем при этом традиционно на особом месте стоят отношения с российскими машиностроителями. Среди наших совместных проектов -создание мощного грузового электровоза переменного тока. Недавно представители Луганского и Новочеркасского заводов подписали соответствующее соглашение. И примерно через год новую машину можно будет уже увидеть в "железе".
Ярким примером сотрудничества между Украиной и Россией стал выигранный тендер на поставку в Ирак крупной партии луганских тепловозов с коломенскими дизелями. Думаю, что нашим странам поодиночке вряд ли удалось бы одержать подобную победу на давно поделенном международном рынке.
Кстати, объединение усилий уже трех заводов - Луганского, Запорожского и Коломенского - дало бы возможность выпускать конкурентоспособную технику - как тепловозы, так и электровозы...
- Поскольку разговор идет о сотрудничестве двух наших государств, то как у вас, выпускника Харьковского института инженеров железнодорожного транспорта, не один год возглавлявшего Львовскую железную дорогу, складываются отношения с российскими железнодорожниками? И где вы находите точки наибольшего взаимопонимания?
- У нас прекрасные, по-настоящему дружеские отношения с Российскими железными дорогами. При одной колее, как говорится, делить нечего. Конечно, с одной стороны, между нами идет здоровая конкуренция, но с другой - есть реальная база для кооперации, о чем я уже упоминал выше.
Приведу вот такие примеры. Если муромские стрелочные переводы, безусловно, лучше днепропетровских, а рельсам из Нижнего Тагила на просторах СНГ по качеству равных нет, то, естественно, транспортники Украины предпочитают закупать их в России.
В свою очередь мы гордимся, что около 500 ваших пассажирских вагонов были оздоровлены благодаря комплектующим из Днепропетровска. И теперь в восьми фирменных экспрессах "Россия", курсирующих из Москвы до Владивостока, есть и частичка Украины...
С моей точки зрения, сегодня у всех железных дорог СНГ две главные проблемы по подвижному составу. Это тяга и ходовые части - колеса, подшипники и так далее. Решать эти проблемы поодиночке - может не хватить ни средств, ни времени. Ведь на современном рынке бедные или медлительные не выживают. Следовательно, кооперации и интеграции альтернативы нет. Только вместе мы - сила. И каким-либо амбициям в отношениях между российскими и украинскими железнодорожниками места быть не должно.
- Что хотели бы вы, Георгий Николаевич, в заключение нашей беседы передать или пожелать через "Гудок" своим коллегам - российским железнодорожникам?
- Прежде всего хочу передать огромную благодарность Геннадию Матвеевичу Фадееву, которого считаю своим учителем. Сегодня мы изучаем и будем перенимать российский опыт акционирования и реформирования железных дорог. Ваша страна первой начала этот процесс и уверенно идет дальше, по пути перемен. На Украине реформа пока лишь готовится к старту. Поэтому просто замечательно, что у нас есть лидеры, на которых можно сегодня равняться.
И еще. На Украине простые люди давно поняли, что Европе на самом деле мы не особенно и нужны. Да и сами украинцы в Евросоюз уже не очень рвутся. А вот с Россией у нас, можно сказать, общий дом. Мы вместе его создавали столетиями. И давайте дальше будем вместе его обустраивать...