"Северстальтранс" купил у финской корпорации Container Finance Group 50 процентов акций компании - оператора контейнерных терминалов Multi-Link Terminals Ltd Oy (MLT) и компанию Container Depot Ltd Oy (CD), специализирующуюся на обслуживании и хранении контейнеров. Контейнерный комплекс "Моби Дик" в Кронштадте, как собственность оператора контейнерных терминалов MLT, теперь тоже будет входить в сферу интересов корпорации "Северстальтранс". Компания планирует сделать терминал одним из ключевых узлов транспортно-логистического комплекса Петербурга. Соответствующее соглашение между компаниями было подписано на днях. Стороны по обоюдному согласию не разглашают коммерческие условия сделки, зато охотно говорят о перспективах сотрудничества. Председатель совета директоров компании "Container Finance Ltd Oy" Киммо Нордстром сказал, что кооперация с "Северстальтрансом" позволит максимально использовать порты группы, железнодорожные коммуникации, а также обеспечит дополнительные возможности в области логистики. Коммерческий директор ГК "Северстальтранс" Никита Мишин пояснил, что приобретение долей в Mufti-Link Terminals и Container-Depot направлено на расширение спектра услуг. Это было важным решением для развития контейнерной стратегии группы. По его оценкам, каждый из приобретенных активов имеет потенциал роста. В планах "Северстальтранса" направлять грузы из своего "Петролеспорта" на строящийся сухопутный терминал "Янино" по железной дороге, а процесс обработки контейнеров будет полностью выведен за пределы Петербурга в "Моби Дик". Терминал, как считают в "Северстальтрансе", позволит обеспечить значительное увеличение контейнерооборота терминалов без создания нагрузки на дорожную сеть Петербурга. Приобретения "Северстальтранса" эксперты оценивают как крайне выгодные. Только у компании MLT, оператора контейнерных терминалов "Моби Дик" (Кронштадт), Муссало (Котка), Вестерн Харбор (Хельсинки) в 2007 году общий грузооборот превысит 360 тысяч TEU. Компания CD осуществляет хранение и обслуживание контейнеров в Хельсинки, Котке, Хамине. и Петербурге. Сейчас компания реализует строительство транспортно-логистического центра в Янине, в полутора километрах от КАД, во Всеволожском районе Ленобласти. Инфраструктура комплекса будет включать контейнерный и железнодорожный терминалы, рефсклад, склады класса А, тыловой терминал для обработки грузов. Комплекс, общая площадь которого составляет 50 гектаров, связан с портовыми терминалами железнодорожным сообщением. Окончание первого этапа строительства запланировано на декабрь 2007 года. Общие инвестиции финской стороны в контейнерный комплекс уже составили 100 миллионов евро, еще 200 миллионов предполагается инвестировать в развитие терминалов вместе с логистическим комплексом в Янине. В Container Finance Group нам сообщили, что по итогам девяти месяцев 2007 года доля "Моби Дика" в суммарном контейнерообороте Петербурга составила 13 процентов. Возможно, эта цифра могла быть больше, но терминалу не способствовали внешние условия - "Моби Дик" оказался в транспортной блокаде из-за строительства Комплекса защитных сооружений. В конфликте, который длится уже несколько лет, кроме финской стороны участвуют Росстрой и правительство Петербурга. Компания "Моби Дик" приступила к строительству и эксплуатации паромно-перегрузочного комплекса на острове Котлин в 2001 году. В то время строительство КЗС не велось уже около 10 лет, и никто не проявлял интереса к пустырям в районе дамбы. Земельный участок площадью 5,4 гектара по соседству с объектами Комплекса защитных сооружений компания взяла в аренду на инвестиционных условиях для строительства 3-й очереди комплекса в 2003 году. Именно этот земельный участок и стал впоследствии причиной полновесного конфликта со Смольным, решившим расторгнуть договор аренды с "Моби Диком" и отдать участок Росстрою. Необходимость такой передачи чиновники объяснили тем, что Росстрою негде складировать строительные материалы для дамбы (при этом площадь переданных Росстрою территорий в районе строительства судопропускного сооружения С1 КЗС составляет более 100 гектаров). Тогда руководство "Моби Дика" не раз заявляло о том, что готово предоставлять Росстрою землю для складирования (тем более что еще до возникновения спора стройматериалы для дамбы занимали половину спорного участка). Но, несмотря на это, под давлением Росстроя чиновники Смольного грозили лишить финскую компанию права аренды. Так, в КУГИ было разработано дополнительное соглашение, по которому договор аренды с "Моби Диком" продлевался, но с одним принципиальным условием участок на два года отдается в безвозмездное пользование Росстрою. Финны, уже наученные горьким опытом переговоров с чиновниками, такой вариант решения проблемы расценили как попытку изъять переданный им участок, на котором предполагалось строительство новой очереди терминала. Но губернатор Валентина Матвиенко дала руководству финской компании личные гарантии того, что на эти два года на данном земельном участке будет размещено только движимое имущество, необходимое для завершения строительства судопропускного сооружения С1 КЗС, и он не будет предоставлен иным лицам для строительства объектов недвижимости. Тем самым это будет гарантировать "Моби Дику" возможность завершения своего инвестиционного проекта. Однако в начале 2007 года доступ на территорию компании был прекращен сотрудниками частной охранной фирмы - ООО "Охранное предприятие "ЮНИОН-М", привлеченной Росстроем. Охранники, несмотря на получение ими предостережения от прокуратуры, говорили, что подчиняются только Росстрою. И приказ у них один - не пускать на охраняемую территорию никого, кто имеет хоть косвенное отношение к финской компании "Моби Дик". К маю 2007 года "Моби Дик" и дирекция должны были прийти к соглашению - такой наказ дала им губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. Город же должен был устраниться от посредничества в решении ситуации. Сейчас идут судебные разбирательства. Но теперь кровно заинтересованная в "Моби Дике" "Северстальтранс", по прогнозам, может повлиять на ход спора. "Северстальтранс" фактически получает прямой доступ к финским портам, в которых работает CD.