Во время визита в Хабаровск 26 февраля президент страны Владимир Путин провел рабочее совещание по вопросам развития транспортной инфраструктуры Дальнего Востока и Забайкалья. В совещании принимали участие федеральные министры, полномочный представитель президента в нашем округе, губернаторы, другие официальные лица.
Пошумела маленько пресса, рассаживаясь, посуетилась с выбором лучших мест, чтобы все было видно. А выбор нынче великолепный. За овальным столом самые официальные лица, слева и справа по небольшому ряду менее официальных товарищей. А весь остальной зал, обычно битком набитый, отдан журналистам. По-моему, их было значительно больше, чем участников совещания. На правах хозяина губернатор края Виктор Ишаев обошел стол, со всеми здороваясь. Народ затих. И тут неожиданно и быстро вошел Путин. Без сопровождения. Все встали. Но аплодисментов ему не устроили - совещание-то рабочее.
Говорил президент недолго, без "лирики", без пафоса и по делу. Речь начал с напоминания, что похожие вопросы по транспорту обсуждались на совещании в Благовещенске в 2000 году. Предложил посмотреть, что сделано. Подчеркнул, что развитию этой сферы уделялось повышенное внимание. Сказал, что у страны есть транспортная стратегия и есть перспективная программа, одним из приоритетов которой названа модернизация дальневосточного транспортного комплекса.
Едва успел пролиться такой бальзам на душу, как Владимир Владимирович умело дал реальную оценку - "ситуация в транспортном комплексе восточной России, конечно, еще далека от идеала". Он сделал сравнение: сейчас, к примеру, в Хабаровском крае доля транспортных издержек в региональном валовом продукте превышает 20 процентов, а в целом по стране - 9. Дальше он высказал опасение за состояние регионального авиапарка, железнодорожного подвижного состава, морских портов и прочего, а также очертил круг весьма масштабных задач. Получалось обнадеживающе. Путин добавил: "Вчера подписал поручение правительству. И, надеюсь, оно в ближайшее время сформулирует свое видение развития трубопроводного транспорта в стране и на востоке России".
Министр транспорта Сергей Франк наши проблемы (миграционный отток населения и другие) мягко назвал "чувствительными". Но тут же добавил жесткости по поводу "угрозы деиндустриализации" тех регионов, которые граничат с Китаем. Затем он отчитался о выполнении поставленных президентом задач - в частности, по дороге Чита - Хабаровск, не забыв даже взлетно-посадочную полосу в Богородском.
Стратегию развития транспорта он назвал "практическим документом, начиная с бюджетного цикла 2005 года". В ее рамках для Дальнего Востока разработан подробный перечень объектов, которые будут построены до 2020 года. Как только Франк заговорил о достройке дороги Лидога - Ванино в течение двух лет и значении развития Ванинского морского порта, Владимир Путин придвинулся к Виктору Ишаеву, и они некоторое время обсуждали эту схему, представленную на мониторе. А Франк продолжал: "Вне всякого сомнения, важнейшим приоритетом является разработка проекта развития автомобильных дорог в направлении Николаевска-на-Амуре. Мы закладываем это в транспортную стратегию страны, переосмысливая логику проекта дороги Хабаровск - Находка". То есть дорогу эту предполагается не строить, а довести до норм дорогу Хабаровск - Владивосток, сделав ответвление на Находку из Уссурийска. Но сэкономленные деньги направить на ванинскую и николаевскую трассы. Кстати, о деньгах. Министр признал, что направление средств на строительство дорог ежегодно уменьшается примерно на полпроцента и эту тенденцию надо менять.
В числе приоритетов Франк назвал и развитие морской инфраструктуры, оценив дальневосточные порты (с учетом прихода сюда энергоносителей) как "самые устойчивые, независимые и удобные". Про региональную авиацию министр сказал так: "Идеальным типом для решения этой задачи является самолет СУ-80, производство которого может быть налажено в Комсомольске". И обратился к губернаторам разработать программы поддержки региональной авиации.
"Не могу не затронуть проблему переформирования русла реки Амур, - обратился Франк к Путину. - С правительством Хабаровского края нами разработан план, но ситуация развивается очень динамично, поэтому требуется финансовая поддержка уже в этом году".
Министр путей сообщения Владимир Морозов значительную часть своей речи построил почему-то на пафосе. Начав с "историчности событий" и "уникальности объектов", он сделал для нас открытие, что "дальние перевозки - это сложнейший процесс". Похвалился, что для железнодорожников нет технической проблемы "пройти Берингов пролив". Правда, потом он перешел к делам - строительству железной дороги Беркакит - Якутск, зависимости разработки месторождений полезных ископаемых от близости железных дорог, необходимости законов для создания концессий, которые кочуют по Госдуме уже десять лет, и т. д.
Для нас из речи Морозова важна его позиция по переустройству железной дороги на участке Известковая - Чегдомын в связи с затоплением старой дороги водами Бурейского водохранилища. По его мнению, именно Госстрой, как заказчик, обязан финансировать строительство этого 30-километрового участка. "Переписка идет с 1992 года, но никто эти четыре миллиарда рублей не выделяет, - посетовал министр. - Поэтому я обращаюсь ко всем здесь присутствующим, что эта проблема требует специального рассмотрения. В противном случае кто-то пострадает". Владимир Путин отреагировал моментально: "Вы кого имели в виду?"Себя, конечно", - сказал министр. И все засмеялись, кроме В. Ишаева. Потому что для нашего края это серьезнейшая проблема.
Из глав регионов президент выбрал для выступлений только троих - Виктора Ишаева, Вячеслава Штырова и Сергея Дарькина. Ишаева он слушал очень внимательно и согласно кивал головой в момент рассказа про роль Ванино, про вторую очередь моста через Амур, про контейнерные перевозки. "Инфраструктурная сеть - это фактор, который определит развитие Дальнего Востока. И если сюда вкладывать средства, то и отдача будет гораздо больше, - подытожил Ишаев. - Но нельзя развивать эту систему раздельно. Надо делать все в комплексе: если брать железные дороги, то в системе с портовым хозяйством, с трубопроводами, с оптико-волоконной связью, воздушным и автомобильным сообщением. Только такой подход даст максимальный эффект".
Но как только Ишаев заговорил о новом (северном) варианте нефтепровода Ангарск - Находка вдоль БАМа, о совмещении нефтепровода с газопроводом, о снижении затрат в таком случае и развитии территорий, Путин перестал кивать и впился глазами в схему на мониторе. Очень хотелось бы знать, что думает президент в такие моменты? Но выступления он не комментировал.
Президент Саха (Якутии) Вячеслав Штыров намекнул Путину, что стратегию развития транспортной инфраструктуры надо бы побыстрее перевести в документы. Что не надо государству "стесняться" в дофинансировании местной авиации, иначе она через два года умрет. Он поддержал идею Ишаева о северном варианте нефтепровода, добавив свои доводы. Надо заметить, что в отличие от министров, речи которых были в большей степени самоотчетами, главы территорий перед Путиным не красовались, а говорили только о делах и проблемах.
Было дано слово и президенту ОАО "РЖД" Геннадию Фадееву. Хотя и он тоже не избежал соблазна самоотчета, в его речи были конструктивные моменты. С 5 марта он обещал понизить для дальневосточников тарифы на перевозки мазута для ЖКХ на 6 процентов. А вторую очередь моста через Амур он предложил строить на паях: 50 процентов денег от Фадеева, 25 - от Франка и 25 - от Ишаева. Правда, министр транспорта тут же возразил: дескать, и первую очередь так же планировали, но государственная доля фактически оказалась больше. Но он и не отрицал необходимости второй очереди, как стратегической стройки.
Если бы было больше времени, разговор бы продолжился. Кажется, только вошли во вкус, но Владимир Владимирович стал подводить итоги. Можно было предположить, что он повторит сказанное и подтвердит намерения. Но президент сделал неожиданный вывод: "Почти все сегодня говорили о том, как нам создать здесь такую транспортную инфраструктуру, чтобы отсюда что-нибудь вывезти. Конечно, мы должны думать об экспортной составляющей экономики. Но я обращаю внимание министров и руководителей регионов на иной аспект: мы должны здесь создавать и транспортную инфраструктуру, и энергетические мощности прежде всего для своих потребителей, для развития собственной страны. Об этом надо думать". Вот так ненавязчиво показав свое президентское видение проблем, Владимир Владимирович встал и обошел овальный стол, пожав руку каждому участнику совещания.