Вчера в Якутске прошло региональное совещание, на котором обсуждались проблемы организации завоза грузов в контейнерах в нашу республику. В его работе участвовали руководители Центра "Трансконтейнер" ОАО "Российские железные дороги", представители ДВЖД, ОАО "Железные дороги Якутии", СК "Якутск", ОАО СК "АЛРОСА-Лена", ЛОРПа, Колымской судоходной компании и других транспортных организаций.
Инициатива проведения совещания исходила от Министерства транспорта, связи и информатизации РС(Я).
По окончании совещания наш корреспондент встретился с министром Владимиром Членовым и побеседовал с ним.
- Владимир Михайлович, чем вызвана необходимость обсуждения столь "узкой" проблемы таким солидным составом руководителей - от Минтранса страны до руководителей крупнейших предприятий и организаций, занимающихся перевозками?
- Это на первый взгляд кажется, что тема "узкая", как вы выразились. На самом деле перевозка грузов в контейнерах пока является наивысшим достижением транспортной науки и практики. Прямые смешанные контейнерные перевозки - самая прогрессивная форма этой работы. Эффективность такой транспортировки грузов доказана многолетней практикой, в том числе и у нас.
Однако издержки приватизации госсобственности на транспорте последовательно разрушали прогрессивную технологию. Причина - преобладание меркантильных интересов. В результате для населения республики предоставлявшиеся ранее услуги стали недоступными.
- Но, судя по количеству контейнеров во дворах в поселках и городах, их у нас более чем достаточно.
- В том-то и беда. Организуя вывоз граждан из планово ликвидируемых поселков, мы столкнулись с фактами задержки и даже невозможности подачи контейнеров по заявкам населения. Возникла вынужденная перетарировка вещей граждан при перевалке на смежные виды транспорта. То есть нарушен главный принцип прямых смешанных перевозок - отправление грузов до пункта назначения по одному транспортному документу. Вместо этого появился суррогатный тип перевозок - превращение контейнера в металлический ящик с оплатой по другой категории грузов - мелкоштучной.
- Населению, в общем-то, все равно, по какой категории будут доставлены вещи.
- Нет, не все равно. Перевозка пятитонника от Нерюнгри до Новосибирска стоит 3670 рублей. А такого же контейнера, как ящика, - 9500. Это помимо того, что "ящик" нужно приобрести, перекрасить, нанести трафареты разовой отправки. А после получения возникнет еще и проблема его сбыта. Вот они и захламляют наши населенные пункты, их дворы и улицы, вместо того чтобы приносить доход. Были случаи зимовки контейнеров в пути при перевозке речным транспортом. А ведь в них вещи людей, живших в самых отдаленных поселках республики. Они задерживаются на полгода и больше в 300-600 километрах от ближайшей железнодорожной станции.
- Но ведь это, в общем-то, проблемы не только республиканского масштаба.
- Однако решать-то ее кому-то надо! Ведь подготовка участников смешанных контейнерных перевозок к навигации 2004 года не сулит положительных изменений. Нет готовности к консолидированным действиям, что ставит под сомнение вообще предложение такой услуги людям районов, расположенных севернее Якутска, в бассейнах арктических рек и даже в ближайших к столице республики населенных пунктах. Мы оказались перед фактом необходимости решать проблемы федерального масштаба.
- Есть возможности их решить?
- Если говорить кратко, все, кто занят в транспортом бизнесе у нас и получил в собственность государственное имущество, обязаны обеспечить предоставление услуг по перевозке грузов в контейнерах с общероссийским уровнем качества. Конкретные пути достижения этой цели - дело специалистов транспортных структур, ибо все они имеют государственные лицензии и сертификаты по уровню квалификации.
Главным звеном по восстановлению утраченного уровня является интеграция потенциала ОАО "ЛОРП", Киренской и Осетровской РЭБ, Осетровского речного порта. На этой основе, считает правительство, можно под его эгидой учредить совместное предприятие по предоставлению комплексных транспортных услуг этого типа.
Правительство готово поддержать любые инициативы по развитию наземного транзита контейнеров в республику через Томмот, созданию региональной опорной сети на основе железной дороги Тында-Якутск.
Думается, что развитие перевозок должно быть направлено на смешанное железнодорожно-автомобильное и водное, с перевалкой на авто- и речной транспорт именно в Томмоте. Тогда перевозка одного трехтонника из Благовещенска в Якутск железнодорожно-автомобильным транспортом обойдется на 32 процента дешевле. Перевозки со станции Беркакит в Якутск с учетом стоимости переправы этого трехтонника автомобилем обойдутся в 6250 рублей, а со станции "Лена" речным транспортом - в 2430, то есть дешевле в 2, 6 раза. Отсюда и актуальность сохранения прямых смешанных перевозок.
- Но как все-таки быть с контейнерами?
- Что касается их оборота, правительство считает основным условием достижение соглашения между Центром "Трансконтейнер" и ОАО "ЛОРП", 51-процентный пакет акций которого - у государства. Опыт и технические возможности этого предприятия соответствуют специфическим требованиям республики.
Оборот контейнеров должен развиваться как транспортная услуга. Правительство, со своей стороны, обеспечит своевременность оплаты транспортных услуг при организованном вывозе населения из ликвидируемых поселков и будет содействовать своевременной оплате этих услуг всеми потребителями.