В течение нескольких дней в Минтрансе республики ответственные товарищи пытались выяснить у перевозчиков, где находятся автобусы, которые куплены и отгружены с завода для обслуживания Международных спортивных игр "Дети Азии". Никто толком ответить на вопрос не мог. Одни утверждали, что автобусы уже погружены в Осетрово на теплоходы ЛОРПа, другие говорили, что они еще стоят на железнодорожных платформах и ждут погрузки, третьи опровергали все и уверяли, что теплоход с автобусами миновал по Лене Олекминск.
С такой информированностью в наши дни практически невозможно планировать работу на ближайшие два-три дня. Когда-то это было нормой в запарке навигации, однако сегодня это никого удовлетворить не может. Назрела настоятельная необходимость создавать в республике свой логистический центр, который бы нес всю полноту ответственности за информационное сопровождение грузов и мог вплотную работать как с грузоотправителями, так и с грузополучателями.
Отсутствие такого центра создает в перевозочном процессе очень мутную среду. В республике никто не в состоянии ни проанализировать, ни подсказать - как быстро, просто, выгодно доставить тот или иной груз, как состыковать перевалки, как найти наиболее удобный и дешевый вариант перевозки, кто и какую транспортную услугу гарантированно может оказать, в какие сроки, откуда; где взять контейнеры, какая тара выгоднее, какой смешанный путь надежней - железнодорожно-водный, железнодорожно-автомобильный, река-море или водно-автомобильный?..
О транспортной логистике в нашей стране заговорили сравнительно недавно, когда уже весь мир жил по рекомендациям этой науки и иначе не мог себе представить прозрачность ситуации в перевозочном процессе. Мы же основательно отстали и проявили интерес только тогда, когда транспортная составляющая в нашей продукции "зашкалила", что называется, и заняла в цене больше половины суммы.
Вот тут и вспомнили, что есть такая наука - логистика, что есть такие умные центры, которые проанализируют все пути-дороги и представят на выбор несколько вариантов решения проблемы с выгодой для предприятия.
Надо заметить, что наши соседи оказались расторопней нас. Они поняли всю важность логистических организаций и уже имеют центры в Новосибирске, Иркутске, Хабаровске, Красноярске.
У нас же пока дальше намерений дело не движется. Ждем, когда придут другие и организуют их у нас? Но тогда надо будет играть по чужим правилам.
А между тем, при министерстве транспорта, связи и информатизации республики уже консультативно работают энтузиасты грузоперевозочного процесса. Это попытка вчерне обозначить, и если удастся, то и организовать первый республиканский центр логистики. К нему сегодня проявляют живой интерес промышленные предприятия и на юге, и в заполярье.
Транспорт всегда играл особую роль в социально-экономическом развитии республики.
Отсутствие, скажем, единых регламентов организации перевалки и передачи грузов на местах стыковки различных видов транспорта -- с железнодорожного на речной и автомобильный транспорт и обратно - создает огромные трудности. Именно здесь предприятия зачастую теряют и финансовые, и материальные ресурсы. Высокая конкурентная среда видов транспорта затрудняет, а порой прямо противодействует "добровольной" организации комбинированных транспортных перевозок Отсюда и непрозрачность оптимальной стоимости транспортных услуг для грузовладельца, отсутствие современных технологий сквозного документооборота. Каждый тянет одеяло на себя. Примеров из нашей практики можно приводить множество. Остановимся на наиболее значимых, с которыми сталкиваемся ежедневно..
Сегодня, к примеру, грузополучатели нашей республики все вместе платят Центру "Трансконтейнер", созданному под крышей РАО "Российские железные дороги", за использование контейнеров 70 млн рублей в год. Все на законном основании. Но если на таких перевозках мы сможем внедрить технологию с использованием автотрейлера и седельного тягача, то, по подсчетам, ежегодные расходы сократятся ровно вдвое и составят 35 тысяч рублей, возрастут объемы перевозок и доходов у ОАО "Железные дороги Якутии" за счет эффективного использования собственного подвижного состава, и, естественно, у автомобильных предприятий. При этом отпадет необходимость приобретать и содержать дорогостоящую погрузо-разгрузочную технику для контейнеров. И, наконец, осуществится давняя мечта любого грузоотправителя и грузополучателя - товар "от двери к двери" четко в срок.
Ежегодно на станции Беркакит обрабатывается и вывозится столько же контейнеров двадцати- и пятитонных, сколько их перевозится всеми судовладельцами республики по реке Лене за одну навигацию Но так как Беркакит относится к ВСЖД, то все деньги за их использование, а это более 72 млн рублей, уходят из нашей республики в Иркутскую область. Если, скажем, даже половину грузовых контейнерных перевозок по железной дороге переадресовать на станцию Алдан уже нашей железной дороги, то ежегодные расходы снизятся на 18--20 млн рублей. И доходы, и деньги останутся и будут работать на республику.
Вот еще интересный пример. Для ООО "Алмазы Анабара" доставка всего одного двадцатитонного контейнера из Осетрово по реке и морем до пристани Юрюнг-Хая на Анабаре обойдется в 120 тысяч рублей, а если его везти до станции Беркакит по "железке", а далее на автомобиле до той же пристани, то 208 тысяч. Разница только на одном контейнере составляет 88 тысяч. А если их 100 или 150 штук? Таковы подсчеты логистов.
Так чем же в самом деле занимается центр логистики? По определению одного солидного журнала: "Логистический центр - это организационная структура управления, созданная в сфере обращения и потребления товаров и услуг для сокращения затрат, ускоренного и эффективного продвижения транспортных, грузовых, информационных, финансовых потоков при соответствующем правовом обеспечении в разных системах экономики на национальном и международном уровнях".
Услуги центра -- экономическое обоснование транспортно-технологических схем и маршрутов движения грузов в соответствии с поручениями грузовладельцев, фрахтование видов транспорта и транспортных средств, точная информация о месте нахождения груза в данный момент времени и информационное сопровождение его. Все перечислять нет смысла. Скажем, что центру не чужды все услуги, предусмотренные Правилами транспортно-экспедиционной деятельности. Кроме того, центр может предоставлять клиентуре набор нормативно-справочной, статистической, аналитической и иной информации. Это тарифы, сборы, платежи на всех видах транспорта. Информацию о возможных маршрутах и таможенном оформлении. Объединяющие услуги удаленного доступа, электронного документооборота и процессов общения. Разве этого мало для грузовладельцев.