Только каждый терминально-складской комплекс, оснащенный современным оборудованием, обслуживает потребности промышленных и торговых предприятий Петербурга. Все остальные специализируются преимущественно на транзитном сервисе. При этом лишь 5% складов отвечают международным стандартам в сфере транспортной логистики
Основная часть складов - старые помещения, которые используют небольшие и средние компании. Причем около 90% из них расположены внутри периметра КАД, что создает проблемы с завозом и вывозом товаров. Крупных мультимодальных складов общего пользования и контрактных складов в Петербурге (переданных в управление логистическим операторам) практически нет.
Стихийная грузогенерация
Рынок развивался стихийно. Территории для размещения грузогенерирующих объектов выделяли без учета тенденций развития нагрузок на улично-дорожную сеть города. Не учитывалась и специфика ведения современного складского хозяйства, которая предполагает создание опорной системы распределительных узлов с сопутствующим перевалке производством. Соответственно, все это не нашло отражения в Генплане развития Петербурга.
Лишь в последние два года заговорили о необходимости резервирования земель именно под терминально-складскую инфраструктуру. И весьма кстати: в сегменте складской недвижимости отмечены серьезные подвижки, в результате которых, как ожидают, спрос должен быть сбалансирован с предложением. Это значит, что в перспективе мелких необустроенных складов в Петербурге станет меньше. Их вытеснят специализированные комплексы.
В свою очередь, у комплексов тоже есть предельная планка роста. Ее оценивают в 3,5 млн квадратных метров, то есть около половины существующего объема складских помещений в Петербурге. Но достигнуть такого уровня можно уже в 2010 году, если строительство пойдет такими же темпами, как сейчас.
Наметились 26 смешанных промышленно-логистических зон. Среди них приоритетными считаются "Шушары", "Металлострой-2", "Конная Лахта", "Нойдорф" (Стрельна), "Красносельская", "Рыбацкое", "Ручьи", "Территория севернее лесопарка Ново-Орловский" и "Каменка".
Но пока нет ни одной территории, где сформировалась бы, как это называют на Западе, логистическая деревня - зона с мощными транспортными подходами, куда товары поступали бы на промежуточное хранение в пути до конечного потребителя. По оценкам экспертов, в таком транспортном узле, каким является Петербург, необходимы две-три такие деревни.
Своя рубашка ближе к телу
Почему у операторов пока нет намерений группироваться поблизости друг от друга для снижения транспортных издержек? Потому что, если верить данным исследований Colliers International, 80% новых складских площадей их владельцы используют для собственных нужд. Они же становятся заказчиками строительства.
Таким образом, терминально-складское хозяйство развивается по законам производственной логистики, когда оно становится частью сбытовой сети. Оптимизируется в конечном итоге система торговли предприятий. Потому задача оптимизации транспортных цепочек в данном случае отходит на второй план.
Большинство складов, следовательно, не способствует образованию транспортных коридоров, которые помогли бы регулировать автомобильные потоки. Такая политика ведет к хаотичным волнам "пробок" на проезжей части: узкие места в Петербурге могут целенаправленно "расшивать", но тут же в другом районе будут образовываться новые перегруженные автомобилями участки. Поэтому совершенно правы международные экспедиторы и перевозчики: опорной логистической сети в Петербурге нет.
Есть множество мест для перевалки и хранения грузов. Но это не создает условий для свободного перемещения транзита. По большому счету, у него есть только один сквозной путь: из Петербурга в Москву, куда и устремляются основные грузопотоки.
В погоне за призраками
Здесь мы переходим к задачам другого плана - транспортной логистике. Она взаимосвязана с производственной логистикой. Но, тем не менее, это самостоятельный сектор рынка. Это объясняет противоречивость исследований терминально-складского хозяйства, которые проводят по заказам девелоперов и международных экспедиторов. Если, с точки зрения первых, рынок развивается бурно, то для вторых на нем продолжается, по сути, застой.
Первые говорят о всплеске логистической активности. Вторые - о том, что в Петербурге логистика как была, так и остается неразвитой, потому что нет открытого рынка терминально-складских услуг, благодаря которому выковываются транзитные цепочки грузоперевозок.
Это объясняет, почему в Петербурге не удается превратить транспорт в механизм создания прибавочной стоимости. Пока складские расходы в большинстве случаев - издержки сетевой торговли и сбыта промышленной продукции. Они не отдаются в аутсорсинг, не становятся самостоятельным бизнесом.
О каком дополнительном доходе тогда идет речь? О каком "осаждении" дистрибуции? Она начинается с возможности накопления товарных партий для оптовых продаж. Для этого нужна комплексная инфраструктура, а не только ячейки для хранения товаров.
Пока в умах экспертов царит такая путаница, рынок терминально-складских услуг представляется неуправляемым клубком, который катится сам по себе. Следом за ним тянутся вереницы грузовиков, которые забивают улицы Петербурга. А основной урожай в результате достается девелоперам от перепродажи строящихся объектов недвижимости.
***
Объемы предложения высококлассной складской недвижимости в Петербурге в 2003-2008 гг. (тыс. кв. метров)
2003 г. - 220
2004 г. - 260
2005 г. - 370
2006 г. - 505
2007 г. - 840
2008 г. - 1100
Источник: Knight Frank