РЕЖИМ НЕДОВЕРИЯ

Границы России закрываются для "потенциально опасных" гостей из стран СНГ

В осеннем воздухе запахло "холодной войной". По данным грузинских СМИ, не подтвержденным, впрочем, российской стороной, МИД Грузии передал послу РФ в Тбилиси ноту протеста в связи с депортацией 36 пассажиров рейса Тбилиси

- Москва, не пропущенных накануне через КПП в аэропорту "Шереметьево" по подозрению в "потенциальной опасности" для России. Вечером стало известно, что еще одной группе граждан Грузии в "Шереметьево" не позволили перейти государственную границу.

В Нью-Йорке запланирована срочная встреча глав МИД России и Грузии, на которой планируется обсудить сложившуюся ситуацию. И все это - менее чем через неделю после саммита в Астане, участники которой много говорили об открытости и сплоченности перед общим врагом.

Уровень шума, поднявшегося в связи с фактическим выдворением почти сорока "эмиссаров народной дипломатии", вызвал у непосредственных исполнителей акции недоумение: речь, по их словам, идет о нормальной процедуре, "Никакого распоряжения об усилении охраны границ с Грузией к нам не поступало, - сообщили "Новым Известиям" в пресс-службе ФСБ России. - Все пассажиры были задержаны на основании существующего закона об условиях въезда на территорию России. Такое случается чуть ли не каждый день". На вопрос корреспондента, почему задержанных на этот раз оказалось так много, представитель ФСБ ответил: "У всех были определенные проблемы с визами". "Люди не прошли паспортный контроль в "Шереметьево", потому что их визовые документы не вызвали доверия у представителей погранслужбы, - сообщили в пресс-службе компании "Аэрофлот". - Иначе говоря, цель их визита в нашу страну не соответствовала статусу полученной ими российской визы. Пограничники действовали строго в соответствии с законами "О государственной границе" и "О порядке въезда в РФ и выезда из РФ". В отношении граждан Грузии была применена статья 26 о сообщении заведомо ложных сведений о целях пребывания в РФ". Каковы бы ни были цели поездки, согласно постановлению правительства РФ N 188 от 2 апреля 2003 г. все без исключения прибывающие в Россию иностранцы проходят более тщательный, чем возвращающиеся на родину россияне, контроль. Особенно достается представителям так называемых миграционно-опасных стран из Африки и Азии. Но попадают под особо пристальное внимание спецслужб и граждане Грузии и других государств СНГ, пересекающие нашу границу. Заместитель директора Департамента информации и печати МИД РФ Михаил Троянский полагает, что "дифференцированный визовый режим в отношении ряда государств - обычная практика любой цивилизованной страны. При этом, естественно, никто не отказывается от оформления приглашений, речь идет лишь о более тщательном рассмотрении документов. Историй, подобных той, которая случилась с пассажирами из Тбилиси, можно привести великое множество. Нередко на таможне выясняется, что прибывший в страну человек понятия не имеет, что у него за виза - гостевая или туристическая. Либо у гражданина заявлена принимающая сторона, а на деле выясняется, что по указанному адресу его никто не ждет. Значит, он эту визу просто-напросто купил... Что касается непосредственно Грузии, то граждане этой страны паспортно-визовый режим России нарушают довольно часто. В основном это гастарбайтеры и нелегальные эмигранты".

"Чаще всех, по статистике, российские законы нарушают украинцы, -сообщили "НИ" в пресс-службе ГУБОПа СКМ МВД России. - За ними следуют граждане Азербайджана, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана и Грузии. Больше половины квартирных краж в крупных российских городах совершают гастролеры из Грузии. Так что, пока жизнь в нашей стране безопаснее не стала, тщательные проверки въезжающих в Россию граждан просто необходимы". Кто бы спорил: на то и граница, чтобы ее бдительно охранять. Одно осталось непонятным после всех разъяснений компетентных лиц: как это получилось, что нашу границу одновременно пытались незаконно пересечь сразу 40 жителей Грузии? Или они сговорились поставить рекорд для Книги Гиннесса?

Меры и химеры безопасности

Пассажиры рейса Тбилиси-Москва, депортированные в Грузию, не сомневаются в том, что стали жертвой заранее спланированной и целенаправленной акции. Такова позиция и большинства политиков в Тбилиси. Инцидент стал предметом обсуждения в грузинском парламенте. Депутат Леван Бердзенишвили заявил : "Это жест устрашения со стороны России, последствие свободного выражения Михаилом Саакашвили своей позиции в Астане. Несмотря на то, что российская сторона объясняет подобную политику ужесточением контроля на границе, касающегося граждан всех стран, у меня такое ощущение, что каждый раз, когда что-то в России меняется в отношении прав человека, почему-то жертвами становятся именно грузинские граждане". Помимо пассажиров, которым нанесен материальный и моральный ущерб, ощутимые потери понесли и авиаперевозчики. Как рассказала корреспонденту "НИ" руководитель пресс-центра "Айрзены" Тея Гадабадзе, на злополучном рейсе в понедельник их пассажирами были семь человек. У некоторых из них не было обратных билетов, поэтому "Айрзена" перевезла их в Тбилиси бесплатно... Первое, что приходит в голову, - связать инцидент, произошедший в "Шереметьево", с указом Владимира Путина "О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом" от 13 сентября. Напомним, что этим указом МИД РФ было поручено "принять меры по усилению контроля за выдачей виз диппредставительствами и консульскими учреждениями РФ за рубежом, а также по упорядочению пересечения госграницы РФ гражданами тех стран, с которыми Россия имеет соглашения о безвизовом въезде". На самом деле контроль на кавказских рубежах начал ужесточаться сразу после трагедии в Беслане. В тот же день Минтранс РФ разослал авиационным администрациям стран СНГ уведомление о том, что с 1 октября 2004 г. он прекратит аэронавигационное обслуживание полетов авиакомпаний стран Содружества в случае непогашения ими имеющейся задолженности. Первым это грозное предупреждение коснулось Грузию: долг авиакомпаний этой страны, поданным Минтранса РФ, составляет 3,8 млн. долларов, и вряд ли Грузия до 1 октября успеет погасить его.

Вихри враждебные веют над ними

Минтранс РФ утверждает, что для закрытия воздушного пространства России с Грузией есть еще одна причина. Грузинские власти до сих пор не дали разрешение российским перевозчикам для работы на маршрутах Москва-Тбилиси, Санкт-Петербург-Тбилиси,

Москва-Рустави, Москва-Кутаиси. В Минтрансе утверждают, что грузинская сторона не соблюдает паритет квот на пассажирские перевозки. Этот факт признает и Тбилиси. По словам замминистра экономического развития Грузии Гено Мурадиани, "за 9 месяцев грузинскими авиаперевозчиками выполнено 277 рейсов между Россией и Грузией, российскими - всего один". Теперь Россия хочет восстановить "равенство". Что касается автомобильного сообщения между Грузией и Россией, то оно начало сокращаться еще 7 сентября. Тот же Минтранс РФ направил грузинской стороне письмо, где приводились результаты "анализа выполненных рейсов на международных автобусных маршрутах между Россией и Грузией". Как утверждают чиновники, "проверка показала, что грузинские перевозчики не соблюдают регулярность осуществления рейсов, нарушают установленное расписание. При этом, как правило, отсутствуют постоянные места отправления автобусов в рейсы". И это якобы стало причиной прекращения автобусного сообщения между двумя странами. Однако госминистр Грузии по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава называет последние действия Москвы политическим демаршем: ведь когда Москва закрыла свои границы с Грузией, она одновременно возобновила грузоперевозки с Абхазией. Поданным справочной службы Тбилисского автовокзала, "отложенные автобусные рейсы по направлению Тбилиси-Москва, наверное, вообще будут аннулированы". Впрочем, меры "ужесточения" со стороны России, как оказалось, были направлены не только на Грузию. С 15 сентября был ужесточен пограничный режим и с Азербайджаном. В частности, ограничился пропуск людей и транспорта через КПП "Яраг-Казмаляр", "Тагиркент-Казмаляр", "Новофиля", "Гарах". В "Гарах" будет осуществляться пропуск только детей, едущих в школу, и граждан, следующих на работу, в остальных пунктах пропустят лишь граждан России и Азербайджана, возвращающихся на родину.

Пока Баку, по заверениям премьер-министра Азербайджана Артура Расизаде, "нормально воспринимает антитеррористические меры, предпринимаемые российской стороной, и будет поддерживать все усилия, направленные на минимизацию угроз, исходящих для России от терроризма".

Можем, если захотим

Напомним, что на последнем саммите глав государств Единого экономического пространства (ЕЭП) в Астане Владимир Путин поддержал идею Леонида Кучмы упростить перемещение физических лиц и грузов через внутренние границы стран ЕЭП - России, Казахстана, Украины и Белоруссии. Правда, при этом российский президент сделал важную оговорку: "Расширение свободы передвижения в обязательном порядке должно сопровождаться согласованными мерами по укреплению контроля и углублению взаимодействия силовых структур этих стран, и должно подкрепляться параллельными действиями по борьбе с международным терроризмом и оргпреступностью".

В этом направлении уже сделан первый шаг: возобновлено регулярное паромное сообщение между Украиной и Россией через Керченский пролив, бездействовавшее 11 лет. Первоначально маршрут будет обслуживать один железнодорожный паром "Анненков", затем в течение полугода планируется запустить второй. По суше от Адлера до Керчи можно добраться за сутки, на пароме же - меньше чем за час. То, что на встрече в Астане упрощение режима перемещения физических лиц через границы предложил именно президент Украины, закономерно. Еще в конце января 1995 г. в Харькове было подписано соглашение о сотрудничестве приграничных областей Украины и России, которое предусматривало и упрощение пересечения границы, и более тесный контакт между пограничными и таможенными службами двух стран. Правда, многие положения так и остались на бумаге. С 15 июня прошлого года Украина в порядке эксперимента ввела упрощенный порядок пограничного и таможенного контроля на границе с Россией, что позволило начать переход к проведению контрольных операций на уровне требований Евросоюза. В первую очередь это касалось сокращения времени при пересечении границы легковыми автомобилями, туристическими и рейсовыми автобусами, а также "людьми в пешем порядке". При этом для пешеходов время сводилось к 1 минуте, для легкового автомобиля - 2 минуты, для микроавтобуса - 6 минут, а для автобуса с 30 пассажирами - 20 минут. Эксперимент должен был продлиться до 1 декабря, но результаты оказались настолько впечатляющими, что эксперимент стал действующей нормой. Тогда же кабинет министров Украины утвердил и программу, направленную на упрощение формальностей в аэропортах. Она предусматривала адаптацию требований и норм международных конвенций и правил к украинским условиям. Речь также шла и о сокращении времени обслуживания на КПП. Но с началом эксперимента Украина начала и укрепление восточного участка украино-российской государственной границы, в первую очередь с целью предотвращения потока нелегальной миграции.

После теракта в Беслане и антитеррористического саммита в Астане все эти меры оказались как нельзя кстати и дали возможность Леониду Кучме выступить с инициативами, которые были поддержаны его коллегами. Не исключено, что именно украинские наработки лягут в основу базовых документов, касающихся упрощенного пересечения межгосударственных границ ЕЭП. Пакет необходимых документов должен быть разработан уже до конца этого года. Правда, в отличие от прошлых лет в нем будет в первую очередь учтена угроза терроризма. И это внесет серьезные коррективы в блоки, касающиеся авиационного сообщения между странами-участницами ЕЭП. Так что "грузинский инцидент" в московском аэропорту "Шереметьево" можно расценивать и как репетицию нового стиля работы КПП, который уже зимой придется испытать на себе гражданам всех без исключений бывших советских республик.

***

Алексей МАЛАШЕНКО, заместитель председателя ученого совета Московского центра Карнеги, профессор МГИМО:

- Россия и до саммита глав государств СНГ в Астане делила государства на постсоветском пространстве на своих и чужих. Украина всегда была чуточку своя, Грузия - больше чужая. Но в том виде, в котором существовало постсоветское пространство, в частности СНГ, другого ожидать и не следовало. К тому же с Грузией немалые осложнения по поводу Южной Осетии, и тут еще Беслан... Я думаю, что нынешний "авианажим" имеет двойное предназначение. Во-первых, показать, что принимаются какие-то меры по защите границ, во-вторых, дать Грузии понять, чтобы она не рассчитывала на легкий успех в Южной Осетии.

Что касается Азербайджана, такое ощущение, что он скорее попал под "кампанию". Полагаю, что жесткий пограничный режим с Азербайджаном будет недолгим: отношения между Москвой и Баку достаточно хорошие. Другое дело, что у нас с Азербайджаном непростые границы, если посмотреть на них объективно. С одной стороны, хотелось бы ужесточить пограничный режим, с другой - там границы проходят по разделенным народам, таким, как, например, лезгины. Так что все решения будут приниматься на двусторонних и весьма непростых переговорах.

И уж совсем особый вопрос - смягчение пограничного режима с Украиной. На мой взгляд, это не что иное, как эффектный политический ход в преддверии президентских выборов в этой стране, лишнее подтверждение курса России на то, что, если на Украине у власти будут промосковские политики, все проблемы будут решаться. Таким образом, ситуация на границе для России является рычагом давления на одних своих партнеров по СНГ-ЕЭП и поддержки других.

***

КОРЕЙСКИЙ ПРИСТУП

7 сентября десять руководителей книжных издательств из Владивостока вылетели в Пхеньян на IV международную выставку научно-технической литературы. Возвращение было запланировано на 14 сентября. "Мы приехали в аэропорт в назначенное время, начали вместе с другими пассажирами проходить оформление на рейс до Владивостока - регистрацию, таможенный и пограничный контроль, - рассказал "Новым Известиям" руководитель делегации, проректор Дальневосточного государственного университета Валерий Дикарев. - Нам показалось, что работники аэропорта искусственно нас задерживают, затягивают прохождения контроля. Очень долго проходили регистрацию. В результате работники авиакомпании заявили, что мы опоздали на свой рейс. Хотя времени было достаточно. За 10 минут до вылета нам объявили, что от самолета убрали трап и мы остаемся в Пхеньяне".

По словам Дикарева, принимающая сторона отвезла делегатов обратно в гостиницу, извинилась. "Я попросил организовать чартерный рейс, но мне ответили, что на согласование маршрута и сроков уйдет 5 суток, - продолжил Дикарев. - Нам предложили лететь через Китай, но у нас нет китайских виз, и нас просто не выпустили бы из самолета. В посольстве РФ были шокированы информацией о задержке делегации, но ничем не могли помочь. Сказали, что подобное произошло впервые". "Нам не объяснили толком причин задержки, поэтому был страх неизвестности, - рассказала "Новым Известиям" директор издательства Дальневосточного государственного технического университета Валерия Прищепа. - Нам до сих пор непонятно, почему это произошло.

Но самое страшное случилось в субботу, 18 сентября". Тогда директор издательства Дальневосточного отделения Российской академии наук "Дальнаука" 52-летний Евгений Давид-Хан не спустился на завтрак. На звонки в номер он не открывал. Когда взломали дверь, он был мертв. Как сказали северокорейские медики, он умер от сердечного приступа. "Видимо, сказалась нервотрепка и стресс последних дней, - сказала Валерия Прищепа. - Друзья подтверждают, раньше у Давид-Хана были проблемы с сердцем".

Во вторник делегация издателей с телом коллеги вернулась во Владивосток. Объясниться с родственниками погибшего приехали два представителя правительства КНДР. Как рассказала вдова издателя, корейцы выразили ей искреннее соболезнование и заверили, что "в этом нет политических причин". "Это человеческий фактор, работники аэропорта не смогли вовремя оформить документы, они были сильно загружены работой", - пересказала слова корейцев вдова.

Дмитрий КЛИМОВ, Владивосток

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости