10 января 1980 года на свет появился приказ Министерства путей сообщения СССР о создании железнодорожной станции Беркакит. Так осуществилась давняя мечта якутян - железная дорога наконец-то пришла в этот суровый, но прекрасный северный край. Сегодня станция Беркакит отмечает "серебряный" юбилей. Об истории станции, ее буднях и праздниках, о людях и планах рассказывает заместитель начальника Тындинского отделения ДВЖД, начальник станции Беркакит Виктор ЛЯШКО.
"Точкой отсчета" стал день 9 мая 1975 года, когда в канун 30-летия Победы в Тынду пришел первый железнодорожный состав, а на торжественном митинге было проложено "серебряное" звено рельсов в сторону Беркакита. Сроки окончания строительства были намечены рекордные даже для того времени - уже в 1977 году планировалось выйти за пределы Амурской области и вступить на территорию Якутской АССР. А расстояние немалое - более двухсот километров по топким местам, глухой тайге, где самое главное препятствие - суровый и неприступный Становой хребет, огромной каменной стеной отделяющий Якутию от соседей. Строителям предстояло "перелопатить" 22 миллиона кубометров породы, построить 122 железнодорожных моста и путепровода, пробить в скалах 1200-метровый тоннель. И они справились с этой работой. 27 октября 1976 года рельсы подошли к символической границе Амурской области и Якутской АССР - на 238-й километр железнодорожной линии Тында-Беркакит. 2 ноября 1976 года, на месяц раньше срока, на территорию Якутии прибыл первый поезд. А меньше чем через год - 29 октября 1977 года - первый, нарядно украшенный, пришел поезд к месту будущего вокзала станции Беркакит. Это была конечная остановка.
Так, не дожидаясь приемки в постоянную эксплуатацию, начала свою работу станция Беркакит. Уже в апреле 1978 года по линии Тында-Беркакит пошли тяжеловесные железнодорожные составы, и станция Беркакит начала принимать железнодорожные грузы.
- Беркакитский железнодорожный узел не случайно называют вратами Южной Якутии. На протяжении четверти века через станцию Беркакит прошли миллионы тонн самого разного груза и перевезены сотни тысяч пассажиров. Чем живет станция сегодня?
- Все эти годы перед нами стояла и стоит одна задача - обеспечение потребностей экономики региона в грузовых и пассажирских перевозках. В 2004 году станцией принято и отправлено 197733 вагона с грузом, что на 1832 вагона больше запланированного объема. Отгружено в вагоны свыше 10 миллионов тонн, в том числе угля 9 млн 848 тысяч. С годовым заданием по этим показателям станция справилась досрочно, а выполнение плана до конца календарного года составило 108 процентов. Таких хороших темпов работы удалось добиться благодаря увеличению объема суточной погрузки вагонов. Если в 2003 году мы отгружали 25446 тонн в сутки, то в 2004 году довели этот объем уже до 27412 тонн. Снизив при этом простой вагона под одной грузовой операцией на шесть с лишним часов по сравнению с 2003 годом. Кроме того, через станцию Беркакит каждую неделю проходят два десятка пассажирских вагонов. В прошлом году пассажиропоток составил более 110 тысяч человек. Это основные показатели нашей работы, которые свидетельствуют о том, что станция Беркакит по праву считается одной из лучших на всей Дальневосточной железной дороге. Объемы Беркакитского железнодорожного узла составляют 25 - 28 процентов от объемов работы на всей ДВЖД и 90 процентов - по Тындинскому отделению.
В настоящее время на станции Беркакит действуют 15 основных железнодорожных путей, 4 сортировочных и 2 выводных, используемых для формирования составов. Несколько лет назад на станции внедрена комплексная система автоматизированного рабочего места, теперь все сведения о работе узла в режиме реального времени передаются в Хабаровск в управление железной дороги, где головной компьютер их обрабатывает и указывает на малейшие недочеты в работе. Это позволяет оперативно управлять всем огромным железнодорожным комплексом и своевременно выявлять слабые места.
Есть на нашей станции свои изобретатели и новаторы. Беркакитские специалисты разработали новую технологию обращения угольных вагонов между станцией и портами Восточный и Находка. Такая система получила название "вертушка" и привела к экономии средств на 25--30 процентов.
- Перевозка угля с самого начала стала основной задачей Беркакитского железнодорожного узла. Как складываются ваши отношения с угольщиками?
- "Якутуголь" по-прежнему остается основным партнером станции Беркакит. Приятно отметить, что в последние годы это предприятие успешно развивается, расширяя свои возможности и увеличивая объемы добычи угля.
Схема сотрудничества железнодорожников и угольщиков определена следующим образом: локомотивы Беркакитского железнодорожного узла поставляют порожние и груженые вагоны на станцию Угольная, принадлежащую ОАО ХК "Якутуголь". После погрузки или выгрузки вагоны ставятся на выставочные пути, с которых наши локомотивы транспортируют составы на станцию Беркакит для дальнейшей отправки до Тынды. Такая схема была выработана в процессе многолетнего сотрудничества и признана оптимальной на сегодняшний день. Конечно, главным образом на Угольной обрабатываются составы, прибывающие под погрузку угля. Нерюнгринский разрез и обогатительная фабрика отгружают свою продукцию именно через площадки погрузочно-транспортного управления. При этом на Угольной, обслуживаемой коллективом ПТУ - одним из филиалов ОАО ХК "Якутуголь" , ведутся погрузочно-разгрузочные работы по всем народнохозяйственным грузам, прибывающим в район по железной дороге и отправляющимся из него. Таким образом, только в 2004 году здесь было переработано более 123-х тысяч вагонов! Все они прошли через станцию Беркакит и обслуживались ее работниками. В прошлом году угля, добытого на разрезе "Нерюнгринский" , перевезено 8 млн 701 тысяча тонн, что на 570, 2 тысячи больше, чем в 2003 году. И это далеко не предел. Судя по перспективе развития холдинговой компании, объемы добычи угля на разрезе "Нерюнгринский" будут расти.
В последние годы в числе партнеров железной дороги появились и новые угледобывающие предприятия. Правительственной программой развития Нерюнгринского района на 2001--2006 годы, утвержденной Президентом РС(Я), предусмотрено увеличение добычи угля за счет малых разрезов. Сегодня на территории района созданы и успешно работают пять угледобывающих предприятий: СП "Эрэл" , ООО "Эрчим-Тхан" , шахта "Денисовская" филиал ОАО "Нерюнгриуголь" , разрез "Олонгринский" и ЗАО "Малые разрезы Нерюнгри". Мы занимаемся перевозкой угля, добываемого на всех этих предприятиях. Отрадно отметить, что малые угледобывающие предприятия также стараются увеличивать объемы добычи. К примеру, в прошлом году перевезено 522, 9 тысячи тонн угля, добытого на СП "Эрэл" , что на 96, 2 тысячи тонн больше, чем в 2003 году. ЗАО "Малые разрезы Нерюнгри" отгрузили нам 423, 2 тысячи тонн угля - на 66, 5 тысячи больше, чем в предыдущем году.
И в наступившем 2005 году, надеюсь, наше сотрудничество с угольщиками будет только крепнуть. На совместных совещаниях мы обсуждаем общие планы и ставим общие задачи. Под них на станции Беркакит планируются мероприятия, которые не допустят сбоев по вине железнодорожников. Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить руководителей угледобывающих компаний за сотрудничество.
- 28 августа 2004 года открылось движение поездов до станции Томмот. Железная дорога продвинулась в глубь республики. Изменилась ли в связи с этим работа станции Беркакит?
- О том, что на этом отрезке движение только открылось, говорить нельзя. От станции Нерюнгри-грузовая до Алдана и раньше ходили поезда с углем. Теперь этот участок приобрел совершенно новое значение. Спустя десятилетие после строительства он переведен в режим временной эксплуатации. В сентябре 2004 по нему пошел первый пассажирский поезд. Пока это отдельные вагоны, идущие до станции Нерюнгри-пассажирская, на которой они формируются в составы по направлениям, но движение полноценных пассажирских поездов на этом участке трассы не за горами. К 2010 году обещают построить железную дорогу до Якутска. Это большой шаг вперед в жизни всей Якутии. И он открывает новые возможности для железнодорожников самого южного и профессионально подготовленного Нерюнгринского района.
Продвижение железной дороги в глубь республики привело к сокращению объемов переработки грузов на тупиках беркакитского узла. Однако при этом сотрудники станции увеличили объемы обслуживания транзитных составов и прогнозируется дальнейший их рост. В связи с этим для увеличения пропускной способности станции в ближайшее время в Беркаките запланированы строительство сортировочной полугорки и удлинение пути.
- Четверть века - сравнительно небольшой срок для предприятия.На станции наверняка еще много людей, которые строили станцию и принимали первые поезда. Расскажите о своем коллективе.
- Может быть, это прозвучит банально, но люди действительно самое главное богатство станции. Основной костяк коллектива сформировался еще в начале восьмидесятых, в первые годы работы станции. С восьмидесятого года трудятся здесь маневровый диспетчер Альбина Алексеевна Жирова, лучшие дежурные по станции Надежда Юрьевна Осипова и Зоя Борисовна Шайхулина, операторы технической конторы Ольга Николаевна Гончарова и Галина Лазаревна Елонова, практически с самых первых дней работают на станции составители поездов Анатолий Базарович Эмедеев, Валерий Константинович Амелькин, Александр Владимирович Головкин.
В том, что коллектив станции сразу же стал дружным и сплоченным, большая заслуга ее первого начальника Виктора Васильевича Белоусова. На его долю выпали самые трудные годы становления станции - с 1979 по 1982. Ветераны станции вспоминают о нем с особой теплотой. Сам пройдя все ступени карьеры железнодорожника, Виктор Васильевич прекрасно разбирался в тонкостях профессии. После ухода с поста руководителя, он еще долго работал на станции маневровым диспетчером, щедро передавая молодым свой многолетний опыт. Сегодня, к сожалению, Виктора Васильевича уже нет с нами, но в сердцах своих коллег он останется навсегда.
Многие работники станции, отдав работе свои лучшие годы, силы и знания, ушли на заслуженный отдых. Некоторые выехали за пределы Якутии, а те, кто остался в Нерюнгри и Беркаките, не забывают родной коллектив, навещают и в будни, и в праздники. Добрым словом сегодня мы вспоминаем первого начальника отдела кадров Альбину Геннадьевну Коханову, заместителя начальника станции Виктора Павловича Бычкова. Более двадцати лет отработала на станции и недавно ушла на пенсию главный бухгалтер Екатерина Тимофеевна Теплякова. О каждом нашем пенсионере мы помним и стараемся по возможности помочь им и поддержать.
Сегодняшний коллектив станции я с уверенностью могу назвать профессионалами. Среди сотрудников есть те, кто продолжает семейную династию железнодорожников. Между прочим, любовь к профессии передается на генетическом уровне, особенно это касается железнодорожников. Радует, что в последнее время молодежь активно выбирает эту профессию. В этом сыграло большую роль и то, что несколько лет назад в Нерюнгри открыл свое представительство Дальневосточный университет путей сообщения, а на инженерном факультете Нерюнгринского технического института (филиала) ЯГУ появилась железнодорожная специальность. Нерюнгринская молодежь получила возможность обретать профессию, не выезжая за пределы родного города.
- Виктор Иванович, вы ведь тоже продолжатель семейной династии и ветеран станции. Как вы сами оказались в Беркаките?
- Первым железнодорожником в нашем роду был дед Петр Андреевич. По его стопам пошел и мой отец Иван Петрович. Потом пришел мой черед принимать "эстафету". В 1979 году я окончил Днепропетровский железнодорожный институт. Все мы тогда грезили БАМом, мечтали попасть туда на работу. Когда узнали, что из нашего выпуска на комсомольскую магистраль берут только четырех человек, решили тянуть жребий. Первым бумажку с заветным словом "БАМ" вытянул мой друг Александр Евмина. Помню, как я волновался, когда тянул жребий. Но судьбе видно было угодно, чтобы я оказался в Беркаките.