РОССИЙСКИЕ ПОРТЫ СРАЗЯТСЯ С MITTAL STEEL

По примеру "Северстали" и других российских компаний, создающих международные холдинги, по пути укрупнения скоро пойдут и морские порты. Российские портовики не только укрупняются сами, но и претендуют на украинские порты, которые будут приватизироваться в ближайшие годы. Интересно, что помешать им может индийская компания Mittal Steel, которая сейчас вступила в схватку с "Северсталью" из-за слияния с европейской Arcelor.

В конце минувшей недели акционеры Новороссийского морского торгового порта одобрили план его превращения в холдинг. Как сообщила пресс-служба компании, порт намерен приобрести у компании UFGIS контрольные пакеты акций пяти погрузочно-разгрузочных и сервисных компаний Цемесской бухты. Эта сделка может стать началом массовой кампании по укрупнению портового бизнеса, причем не только в России. "Акционеры порта и не скрывали своих планов создать холдинг, - считает главный научный сотрудник Института экономики РАН, доктор экономических наук Сергей Колчин. - Куда более интересно участие в этой сделке дочерней компании Дойче Банка, каковой является компания UFGIS, консолидировавшая акции новороссийских портовых компаний. Это может означать, что планы акционеров НМТП выходят за пределы Цемесской бухты, и разговоры о возможной экспансии НМТП на рынки ближнего зарубежья могут стать реальностью".

Экспансионистские планы портовиков носят отчасти вынужденный характер. Крупные российские порты уже сегодня уступают портам соседних государств СНГ по стоимости перевалки и транспортировки грузов. Ожидаемое вступление России в ВТО сделает эти тарифы еще менее конкурентоспособными. Выход один - скупать акции соседей, благо на той же Украине, по словам украинского министра транспорта и связи Виктора Бондаря, в ближайшие годы в частные руки будут переданы 10 - 15 портов. Одним из возможных покупателей считаются нынешние владельцы Инвестсбербанка в тандеме с корпорацией "Уралсиб".

Однако легкой приватизация соседних портов, по мнению экспертов, не будет. "Планы Инвестсбербанка реалистичны ровно настолько, насколько он способен состязаться, например, с Mittal Steel, - считает депутат Госдумы, заместитель председателя комитета по энергетике, транспорту и связи Сергей Шишкарев. - Эта крупнейшая металлургическая компания, известная рекордной суммой, которую она выложила за Криворожсталь, уже объявила, что собирается купить один из украинских портов. Речь может идти о Керченском, Севастопольском, Феодосийском, Ялтинском и Мариупольском морских портах". Возможно, с приближением срока приватизации украинских портов вырастет не только число претендентов на них, но и стартовая цена. Не исключено, что именно необходимость найти средства для участия в будущих торгах побудила владельцев Инвестсбербанка продать крупный пакет акций банка венгерскому ОТР Bank.

Что же касается тех пятисот миллионов долларов, которые суммарно будут заплачены за контрольные пакеты погрузочно-разгрузочных компаний, то они, судя по всему, пополнят инвестиционную копилку Краснодарского края. Не случайно буквально за месяц до сделки с UFGIS Новороссийский морской торговый порт подписал инвестиционное соглашение с администрацией Кубани, согласно которому порт осуществит на своей территории 9 крупных инвестиционных проектов. Они предусматривают строительство и ремонт объектов портовой инфраструктуры, реконструкцию причалов и пристаней. Все это поможет существенно увеличить пропускную способность Новороссийского морского порта и ускорить его выход на заявленную акционерами мощность в 100 млн тонн в год.

***

Миттал не хочет платить больше

Лакшми Миттал не хочет предлагать за Arcelor больше, чем было объявлено ранее. Об этом со ссылкой на самого бизнесмена пишет британская Times. Сделанное предложение по покупке Arcelor является достаточно привлекательным для акционеров европейской компании, заявил владелец Mittal Steel. Напомним, последнее предложение, которое он сделал руководству европейского концерна, - это 25, 8 млрд евро, то есть 37, 74 евро за акцию. Сделка с "Северсталью" , напомним, предусматривает оценку 44 евро за акцию. В Arcelor уже ответили Митталу отказом, но он все еще рассчитывает на то, что предстоящая встреча руководства Arcelor и Mittal Steel все изменит.

***

Крупные российские порты уступают портам соседних государств СНГ по стоимости перевалки и транспортировки грузов

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости