Генеральный директор ОАО "Калининградский морской торговый порт" кинул работников предприятия
Часто за красивыми, громкими словами скрывается совсем иная сущность. Так и за видимыми успехами ОАО "Калининградский морской торговый порт" зачастую не видны люди, которые работают на предприятии и чьими руками достигаются эти самые успехи. Наверное, многие калининградцы помнят бурные последние годы минувшего века, когда докеры торгового порта пытались добиться у руководства предприятия повышения зарплаты и некоторых социальных гарантий. Результатом этой борьбы стало то, что из 290 членов независимого профсоюза докеров в порту сегодня работают всего 5 человек. А всего в организации осталось 24, в том числе и бывших, портовика.
Акционирование
Для того чтобы понять, что сегодня из себя представляет это предприятие, придется вернуться на 12 лет назад.
Порт перестал быть государственным в 1992 году. На тот момент руководил предприятием еще старый директор, который до этого лет 20 возглавлял предприятие, - Евгений Михайлов. Он сделал все, чтобы приватизировать порт по методу народного предприятия. То есть фактически было создано товарищество с ограниченной ответственностью на базе Калининградского морского торгового порта. Все доли распределены между членами трудового коллектива.
- Безусловно, в этом вопросе нашлись и обиженные. Процесс был не совершенен. Тем не менее в результате приватизации коллектив получил порт в собственность. Доля генерального директора по сравнению с долей рядового докера, отработавшего на предприятии не менее 10 лет, отличалась всего в 3-4 раза. Если доля директора в уставном капитале составляла 2 тысячи рублей, то доля докера - примерно 400 рублей. ПРИ такой ситуации все вопросы, касающиеся деятельности товарищества, могли нормально решаться на собрании, - поделился с "Каскадом" Михаил Чесалин, лидер независимого профсоюза докеров ОАО "КМТП".
Но наступил момент, когда прежний директор попытался скупить доли у членов коллектива по демпинговым ценам, предлагая за акции фактически номинал - 300-400 рублей, что вызвало бурю возмущения в коллективе. Этой ситуацией воспользовалась некая группа лиц, занимающаяся скупкой прибыльных предприятий с целью дальнейшей перепродажи или использования в своих интересах и наблюдающая за процессом извне. В 1996 году была предпринята попытка скупки порта, проведения собрания и смещения генерального директора.
Воспользовавшись недовольством работников, эта самая группа организовала и провела собрание. Гендиректор, понимая, что его песенка спета, сам подал в отставку. Правда, попросив при этом не отдавать порт в руки чужаков и назначить на ставшее вакантным место своего заместителя - Владимира Лавренчука, которому доверял. Коллектив, в том числе и независимый профсоюз докеров, это предложение поддержал. Но часть новых людей, в том числе и нынешний гендиректор порта Владимир Калиниченко, активно поддержав увольнение Михайлова, вошли в правление обновленного предприятия.
Постепенно, несмотря на то что у руля остался человек, давно работавший в порту и предложенный на это место прежним директором, порт "сдали". Акции у держателей долей предприятия скупили в интересах новых собственников, в число которых на тот момент входила компания "Дорк" (Дорофеев и Колесник), возглавляемая Дорофеевым, позднее подключился "Газойл", стремившийся сохранить свою долю в порту и ряд других перекупочных компаний, таких, как "КМК" и "Регионг".
За контрольный пакет акций шла настоящая битва. Руководство же порта: тогдашний заместитель гендиректора Гончаров, технический директор Гриценя, входившие в состав совета директоров, заняло позицию, фактически стимулировавшую работников продавать акции. Зарплата на предприятии в тот момент была достаточно низкой. К тому же, когда люди приходили к своим начальникам за советом, то им отвечали, мол, решайте сами. Хотите - продавайте, не хотите -не продавайте. За докерский пакет в то время предлагали 1,5-3 тысячи долларов. Немалые деньги. Но акции стоили куда больше.
Постепенно акции перекочевали в руки нескольких группировок. На первый момент это была группировка, представляемая Михаилом Каретным, и "Региональным фондом развития", "торчали уши" и губернатора Леонида Горбенко. Фирма "Регионг", учредителями которой были банк "Балтика", возглавляемый Каретным, и "Региональный фонд развития", где первым лицом числился Горбенко, владела 50 процентами акций порта.
Ставлю ящик коньяка!
Именно в 1997 году, когда в порт пришел новый собственник в лице Каретного и тогдашнего губернатора, независимый профсоюз докеров и провел первую забастовку с требованием увеличить размер оплаты труда, так как он был значительно ниже, чем в других портах РФ. Кроме того, требовали введения дополнительного медицинского страхования, что в сложных условиях работы докерам необходимо, страхования от несчастных случаев, так как работа докеров сопряжена с повышенной опасностью, увеличения дополнительного отпуска за вредные условия труда, упорядочения вопросов приема на работу и увольнения докеров (с согласия независимого профсоюза), дабы лишить работодателя возможности демпинговать, привлекая дешевую рабочую силу, вместо того чтобы повышать заработную плату.
За 14 дней забастовки ничего не добились. Поддерживали забастовщиков все, а участвовали в акции не все. Порт вышел победителем. Нынешний директор порта Владимир Калиниченко в 1997 году руководил перегрузочным терминалом ј 1. Еще В процессе забастовки он заявлял людям, мол, вы мою просьбу не бастовать не удовлетворили, поэтому готовьтесь к тому, что никто из вас здесь работать не будет.
Был еще один, можно сказать, комический случай, который характеризует нынешнего директора как человека.
- Когда мы вышли после забастовки работать, одну из бригад, полностью состоявшую из членов профсоюза, Калиниченко пригласил к себе в кабинет и заявил: "Вы же понимаете, что вы здесь теперь не работники. И я обещаю, что если кто-то из вас через полгода будет здесь работать, то поставлю оставшимся ящик коньяка". Через полгода в этой бригаде осталась большая часть докеров. НО КаЛИНИЧеНКО ящик коньяка им не поставил.
Этот эпизод, на мой взгляд, лучше всего характеризует, насколько держит этот человек СЛОВО, - поделился Михаил Чесалин. - Другое свое слово - бороться с профсоюзом и уничтожать его - держит и отдает все силы борьбе, тратит сумасшедшие деньги на привлечение юристов, участвующих в судебных процессах, вместо того чтобы дать людям нормально работать, зарабатывать деньги наравне с остальными.
На сегодняшний день вопрос о нарушении прав членов Российского профсоюза докеров в Калининградском морском торговом порту рассматривался практически всеми существующими инстанциями по защите прав человека. Рассматривался он и Международной организацией труда (МОТ). Комитет по свободе объединений МОТ рекомендовал Российской Федерации провести независимое расследование фактов дискриминации в морском торговом порту, дабы разобраться в ситуации, выявить виновных и обеспечить выплату компенсаций докерам за все, что они потеряли.Чтобы выдавить членов профсоюза с предприятия, применялись весьма эффективные методы. Членов профсоюза свели в одну бригаду, которой не давали работать наравне с другими докерами, не состоящими в этом профсоюзе. Им давали самую невыгодную работу, если же и ее не хватало, то профсоюзные бригады вообще находились в простое или отправлялись домой, им оплачивали 50 процентов заработной платы. Эта практика была отработана Калиниченко еще в своем первом терминале, а затем перенесена на весь порт. В результате разница в зарплате между членами и не членами профсоюза составляла 2-4 раза.
Поэтому многие вынуждены были порвать с профсоюзом, ведь нужно было кормить семьи. Тем более что властные структуры заняли страусиную позицию. Со стороны правоохранительных органов и инспекции по труду рассылались отписки с нарушением всех процессуальных сроков, суды постоянно откладывались. В такой ситуации профсоюз защитить докеров не мог. Хватало и незаконных дисциплинарных взысканий, что установлено решениями судов, вступивших в законную силу. Суды лишь восстанавливают справедливость, но наказать руководство порта пока не решаются ни суды, ни прокуратура. В итоге численность профсоюза сократилась с 290 до 24 человек.
За защиту прав докеров взялся Европейский суд по правам человека. Это дело принято там к рассмотрению. На ДНЯХ В Калининград пришло письменное подтверждение, что Европейский суд предоставит профсоюзу докеров бесплатную юридическую ПОМОЩЬ. Это вселяет в активистов профсоюза надежду.
- Если удастся выиграть суд, то с Российской Федерации будет взыскана сумма, потерянная людьми в результате дискриминации. А после мы будем добиваться возбуждения уголовного дела по статье 136 УК РФ "Нарушение равноправия граждан" в отношении руководства порта и, прежде всего, господина Калиниченко. Если у нас на руках будет решение Европейского суда, Генпрокуратуре отвертеться от возбуждения такого дела не удастся, - уверен Михаил Чесалин.
Социально ориентированное предприятие
С заявлениями руководства порта о том, что КМТП - социально ориентированное предприятие, работники живут замечательно , а благодарные калининградцы должны просто пятки лизать господину Калиниченко за то, что он обеспечивает работой докеров, да еще и создает дополнительные рабочие места, - я категорически не согласен, -подчеркнул Чесалин. - Порт много потерял с приходом Калиниченко и хозяев порта, которых он, собственно, и представляет, я имею в виду прежде всего Дорофеева с его "Дорком" - основного акционера порта.
До прихода этой группы собственников порт содержал несколько жилых домов и общежитий, два детских сада, которые финансировал за счет собственных средств. Кроме того, в рамках благотворительности порт содержал детский дом "Надежда". Портовики могли отдохнуть в шикарном пансионате в Светлогорске. Те, кому требовалось санаторное лечение, покупали курсовки. Существовали база отдыха на Бальге и охотничий домик на Виштынце. Это, сами понимаете, самые шикарные места, жемчужины янтарного края.
В результате социальной активности господина Калиниченко и компании все ЖКХ, детские сады и детдом переданы областному центру, поэтому портовики свои социальные проблемы, в том числе и устройство малышей в детсад решают сами, что сегодня непросто. Санаторий передан в долгосрочную аренду гостинице "Раушен".
- Раньше любой докер в летние месяцы мог получить путевку в пансионат порта, я сам, работая докером, дважды там отдыхал. Сегодня такой возможности у работников порта нет. Первые лица предприятия, конечно, не в счет, - продолжает профсоюзный лидер.
До прихода нового собственника в порт прежний генеральный директор Михайлов на все потуги коллектива потребовать повышения заработной платы отвечал в том духе, что, мол, я не могу этого сделать, так как на мне тяжким бременем висят ЖКХ и социалка, которые требуют колоссальных затрат. Калиниченко со товарищи от всего этого, безусловно, затратного блока избавились. Ничего этого в порту Теперь Нет. При этом заработная плата докеров порта в 2,5 раза ниже жалования докеров других российских портов. Вырабатывая норму, наши докеры получают по 12-13 тысяч рублей. Для примера, докеры контейнерного терминала питерского порта без переработки получают 40 тысяч рублей. Комментарии излишни.
В других портах существует и неплохо реализуется программа жилищного строительства. В порту Восточный (Дальний Восток) продолжается строительство домов для работников предприятия. В Новороссийском порту очередь на жилье, сформированная к моменту акционирования, была зафиксирована, и все работники, стоявшие в этой очереди, получили в итоге квартиры бесплатно. После чего порт стал строить жилье в долевом участии, часть расходов взяв на себя, а частью кредитовав работников с последующим удержанием из заработной платы.
- В Калининградском морском торговом порту при всей заявленной социальности директора жилищного строительства никакого нет. Люди, отдавшие предприятию по 20-30 лет, потерявшие на этой тяжелой работе здоровье, живут в крохотных 6-метровых комнатах портового общежития. Это же конура, а не комната! При этом первые лица порта улучшают свои жилищные УСЛОВИЯ, в том числе в этом же общежитии личный водитель Калиниченко из нескольких помещений сделал себе трехкомнатную квартиру с евроремонтом. Главный диспетчер господин Ганышко получил квартиру на базе помещения обанкротившегося Эмбакенигсбанка, здание которого за долги перешло порту. Там же получили квартиры и другие работники высшего звена, - продолжает профсоюзный лидер.
С 2002 по 2004 годы работники порта лишись 6 дополнительных дней к отпуску за тяжелые условия труда, надбавки за стаж и так называемой 13-й зарплаты, премии по итогам года. Реальная заработная плата сотрудников не росла.
- Приведу конкретный пример. В газете "Маяк Балтики" опубликовано сообщение пресс-службы порта, в котором написано, что порт за 2003-й год увеличил грузооборот более чем в 2 раза. При этом средняя заработная плата работников выросла на 5 процентов. Поданным статистики, инфляция в 2003 году составила 17,5 процента. Получается, что при росте грузооборота более чем в 2 раза реальная зарплата работников снизилась на 12 процентов.
Калиниченко старается как можно меньше заплатить работникам, как можно больше получить чистой прибыли. Но тогда нескромно и несправедливо пытаться представить себя руководителем, заботящимся о людях, ратующим за социальную справедливость, ничего для этого не делая.
В 2002 году все члены независимого российского профсоюза докеров были уволены Владимиром Калиниченко по сокращению штатов. Через два месяца суд признал это увольнение незаконным и предписал восстановить уволенных на работе. Но с мая 2002-го по май 2004 года руководство порта не исполняло решения суда, на котором было написано "к немедленному исполнению".
Кинутые акционеры
В 1999 году совет директоров порта постановил учредить дочернюю компанию ООО "Транспортно-погрузочная компания".Для чего это делается, ни мелкие акционеры, ни работники порта не знали. Но уже в декабре 2000 года совет директоров принимает решение реорганизовать ОАО "Морской торговый порт" путем выделения из его состава управления по производству. Порт плавно перетекает из старой юридической формы в новую - ООО "Транспортно-погрузочная компания". Все докеры, тальманы, работники других служб переводятся в течение нескольких месяцев из старой структуры в новую. Затем порт продает своей дочерней структуре основные средства производства: краны, погрузчики, складские помещения. К октябрю 2001 года практически полностью перетекает в новое юридическое образование. Передается и лицензия на ведение погрузочно-разгрузочных работ. Последним В НОВУЮ структуру уходит руководство, то есть Калиниченко и совет директоров.
Впрочем, последним в итоге уходит название предприятия. Морская администрация порта Калининград передала ООО "Транспортно-погрузочная компания" все причалы. После этого компания меняет название, превратившись в ОАО "Морской торговый порт Калининград". Некоторое время существовали одновременно ОАО "Морской торговый порт Калининград" и ОАО "Морской торговый порт". Чуть позже последнее переименовывается в "Калининградскую транспортно-экспедиционную компанию", директором которой становится Николай Кустов, бывший зам губернатора Горбенко и руководитель комитета по имуществу.
Понятно, что юридически от прежнего порта осталась дырка от бублика. Кстати, несколько месяцев назад ОАО "Морской торговый порт Калининград" опять поменял название, превратившись в ОАО "Калининградский морской торговый порт". Круг замкнулся.
Но проблема в том, что в момент этих трансформаций порядка 15 процентов акций прежнего предприятия принадлежали мелким акционерам - бывшим и действующим работникам порта. Сегодня их акции превратились в "0", фактически они стали акционерами "Транспортно-экепедиционной компании", которая ничего из себя не представляет. Там сидит, а точнее периодически туда заезжает, директор Николай Кустов. Легко можно предположить, что вскоре эта структура попросту исчезнет.
- Эти 15 процентов - акционеры "дырки от бублика". ОНИ лишены имущества, которое перекачано в другую компанию.
Мы считаем, что эти действия руководства порта, совета директоров и, естественно, гендиректора Владимира Калиниченко являются не чем иным, как мошенничеством с целью завладеть чужой собственностью. Их лишили имущества, возможности получать дивиденды по результатам работы порта, управлять его работой, -уверен Михаил Чесалин.
Когда этот процесс только начался, профсоюз докеров обращался в прокуратуру, там никак на это обращение не отреагировали. Поэтому сейчас акционеры подумывают о повторном обращении в прокуратуру, когда факт нарушения их имущественных прав налицо.
Оксана АРЮТОВА.