САРДЕЛЬКИ-"МУТАНТЫ" БУДУТ ОТМЕЧЕНЫ ОСОБО

В РОССИИ ужесточены требования к маркировке трансгенных продуктов

На днях руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Геннадий Онищенко подписал постановление, в соответствии с которым продукты питания, содержащие 0,9% и более генетически модифицированного сырья, подлежат обязательной маркировке. Соответствующие изменения будут внесены в санитарные правила и нормы (СанПин) "Генетические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" и вступят в силу с 1 июня 2004 года.

В странах Евросоюза порог 0,9% был установлен еще в ноябре прошлого года. Россия до последнего времени довольствовалась уровнем 5 и более процентов генетически модифицированных источников (ГМИ). За появление на наших прилавках ГМИ мы должны благодарить генную инженерию и биотехнологию. Наследственная информация почти наполовину состоит из подвижных элементов, и ученые уже научились управлять процессом перемещения генов. Этот механизм лежит в основе создания генетически модифицированных организмов, т.е. организмов-"мутантов", обладающих свойствами нескольких природных видов. Сегодня трансгенных организмов довольно много: как растительных (соя, кукуруза, картофель), так и животных (куры, мыши, рыбы, комары, бабочки). Ведется работа и на человеческих клетках. С одной стороны, эти исследования открывают перед нами огромные перспективы: контроль численности сельскохозяйственных вредителей и переносчиков инфекций, изменение свойств сельскохозяйственных растений. Например, в Китае недавно был создан геномодифицированный сорт риса, обогащенный витамином А, от недостатка которого страдает вся Азия. В России созван "вредителеустойчивый" картофель: в него внедрили всего лишь один ген обычной почвенной бактерии. Эта бактерия вырабатывает белок, разрушающий пищеварение колорадского жука. Опыты показали: не ест колорадский вредитель модифицированную картошку, что, безусловно, увеличивает урожай. Трансгенные растения часто вкуснее, содержат больше витаминов и других полезных веществ, чем "обычные". Их производство гораздо выгоднее (а продукция, соответственно, дешевле), поскольку такие растения высокоурожайны, устойчивы к вредителям и сорнякам, различным болезням, а также к засухе и холодам.

Производство продуктов с использованием ГМИ растет в мире невиданными темпами: в 1996 г. общая площадь выращивания трансгенных культур составляла 1,7 млн. га, а в 2003 г. - уже почти 70 млн. га. (В России промышленное выращивание генетически измененных растений пока не ведется). Список разрешенных для использования в питании и кормах сельскохозяйственных культур включает более 100 генетически модифицированных продуктов и, по прогнозам специалистов, будет увеличиваться. В связи с этим увеличивается вероятность поступления продуктов питания, полученных из ГМИ, на внутренний рынок России.

В России разрешены для использования в пищевой промышленности 13 трансгенных сортов: 3 сорта сои, 6 сортов кукурузы, 2 сорта картофеля, 1 сорт сахарной свеклы и 1 сорт риса. Но все же основной источник трансгенов - импортные продукты. ГМИ можно встретить в колбасных изделиях, пельменях, паштетах, чипсах, шоколаде, газировке и детском питании. В этих продуктах трансгенный белок может составлять 70-80% (в основном, из-за столь популярных ныне соевых добавок). Треть всей выращиваемой в мире сои - это генетически модифицированные растения.

По данным Госсанэпидслужбы РФ, в 2003 г. было исследовано на наличие ГМИ более 4 тысяч наименований продуктов; 500 из них (12%) содержали генетически измененный материал. Для импортной продукции этот показатель выше: почти 15%. При этом треть российских производителей и почти половина зарубежных не считали нужным указывать в декларациях факт содержания в их продукции генетически измененного материала.

Ученые пока не пришли к однозначному выводу о том, представляют ли ГМИ какую-либо опасность для человека. Российская Госсанэпидслужба уверяет, что "данные мониторинга, проводимого в странах мира, показывают, что пищевые продукты, полученные из генетически модифицированных источников, не отличаются по изученным свойствам от аналогов, полученных традиционными методами, и их использование безопасно для здоровья человека". Активисты "Гринписа" привычно бьют тревогу и сообщают о том, что употребление в пищу ГМИ ведет к росту аллергических заболеваний, и пугают загрязнением биосферы.

Ясно одно: потребитель имеет право знать, что именно он покупает, и делать осознанный выбор: есть ему геномодифицированные продукты или нет. Однако наличие ГМИ на этикетке продукта, как правило, не указывается. В мире существуют разные подходы к маркировке пищевых продуктов, полученных из ГМИ. В США, Аргентине, Канаде данные продукты не маркируются, в странах ЕЭС принят 1%-ный пороговый уровень, в Японии, Австралии - 5%-ный уровень. В России система маркировки продуктов, полученных из ГМИ, формально существует с 1999 года, с сентября 2002 г. введена обязательная маркировка продуктов, в составе которых имеется более 5% ГМИ. Но пока что это оставалось скорее благими пожеланиями. То же самое, скорее всего, произойдет и с новым ужесточением санитарных правил и норм, поскольку серьезных экономических санкций за нарушения правил маркировки не предусмотрено.

В управлении госинспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по Владимирской области о новом постановлении и грядущем изменении СанПинов знают, относятся к нововведению спокойно и ждут из Москвы указаний и разъяснений к постановлению: как именно должна выглядеть маркировка пищевых продуктов, содержащих ГМИ, где она будет располагаться, какая именно информация относительно трансгенов должна быть сообщена потребителю, какие санкции применять к нарушителям.

Более подробную консультацию я получила в Центре Госсанэпиднадзора во Владимирской области. По словам Владимира Васильева, заведующего отделением гигиены питания, мониторинг содержания ГМИ в продуктах, поступающих на владимирские прилавки, проводится с июня прошлого года. Сотрудники Центра ежемесячно брали 6 проб - мясопродукты, вермишель, детское питание, конфеты, тушенка и прочие изделия, в рецептуре которых может быть соевый белок. Эти пробы посылают в Москву, где в специальной лаборатории проводят так называемую ПЦР-диагностику, выявляющую трансгенные добавки. ГМИ были обнаружены в лапше "Доширак" и в пельменях производства одного из владимирских частных предпринимателей. Излишне говорить, что на упаковке товаров не было никакого упоминания о ГМИ. Предпринимателю было предложено либо сделать соответствующую маркировку, либо изменить рецептуру пельменей. А что делать с "Дошираком" и прочей импортной продукцией - пока не ясно; эти вопросы должны решаться на государственном уровне. Владимир Васильев также сообщил, что уже с мая ПЦР-диагностику будут проводить в областном Центре Госсанэпиднадзора. Уже получено необходимое оборудование и реактивы, а сотрудники прошли соответствующее обучение.

***

Полезны ли пищевые добавки

Экспериментальным путем было доказано, что пищевые добавки (пребиотики), изготовленные на основе природного растительного сырья, позволяют избавиться от многих болячек и избежать принципа "одно лечим, другое калечим". А эффективность их применения при лечении диспепсических симптомов ставит их использование в один ряд с широко рекламируемыми и очень часто в связи с этим дорогостоящими антацидными препаратами. В ходе эксперимента было также выявлено, что биодобавки эффективны для устранения повышенной кислотности желудка, отрыжки и изжоги, запоров, дискомфортного состояния после переедания. Кроме этого, они содержат комплексы витаминов, макро- и микроэлементов, сорбенты токсинов и других вредных веществ. Но главное преимущество в применении пищевых добавок - это их природное происхождение, что сводит риск развития серьезных нежелательных эффектов к нулю!

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости