Латвия заманивает транзитные грузы льготами
Латвийские власти разрабатывают проект создания на своей территории крупных логистических центров для хранения транзитных грузов. Для привлечения грузопотока предусматривается введение отсрочки по таможенным и налоговым платежам.
Речь идет о грузах, импортируемых в Россию транснациональными корпорациями, и экспортных российских потоках, следующих в Европу через прибалтийские порты.
По мнению руководителя департамента транзитной политики министерства транспорта Латвии Андриса Малдупса, хранить импортные грузы в России невыгодно из-за особенностей таможенного законодательства и высоких налогов: "Груз сначала надо довезти до покупателя, а потом взимать платежи, а в России все наоборот".
Латвийские власти намерены улучшить процедуру таможенного оформления и снизить налоги, чтобы сделать эти операции более привлекательными. "Грузы можно хранить в Латвии и за 24 часа доставлять их в Москву", - говорит г-н Малдупс.
А для российского экспорта, следующего транзитом через латвийские порты, правительство Латвии хочет ввести отсрочку платежей по НДС до момента реализации товара.
В Латвии уже существует проект создания логистического центра в Екабпилсе (около Риги) площадью свыше 200 тыс. кв. м с подъездными путями, способными одновременно разместить и обработать восемь полных железнодорожных составов одновременно.
Исполнительный директор ООО "Санна-литер Терминал" Алексей Цацулин рассказал "Гудку", что инициатива Латвии направлена на перенос части грузов для России, хранящихся сейчас на территории Европы, в Латвию. "Так называемые консигнационные склады Европейского союза, на которых товар для российского потребителя лежит до момента его востребованности в России, могут быть перенесены в Латвию, поближе к Москве", - считает эксперт. Впрочем, по его мнению, эффективность такого шага неочевидна и непонятно, как много компаний согласится на такой шаг.
Российские логистические компании инициативу воспринимают неоднозначно. Латвия - традиционно транзитная страна, и складской инфраструктуры там нет.
По мнению директора логистического оператора "Максилог - Система Комплексной Логистики" Константина Уварова, если предложения Минтранса будут реализованы, у компаний возникнет проблема, как обеспечить доставку грузов в Россию за максимально короткий срок. Эксперт в принципе сомневается в востребованности новых логистических центров. "Латвия пытается пойти по пути Финляндии, через которую в 90-е годы в Россию шел большой грузопоток из различных стран", - объясняет эксперт. Тогда в отсутствие складской инфраструктуры в России финские логистические комплексы были незаменимы. Сейчас ситуация другая - в России за последние годы сформировалась собственная инфраструктура, поэтому нет разницы, в какой стране хранить товар.
"Логистический рынок движется к стандартам, при которых груз в радиусе 500 км должен быть доставлен клиенту за сутки, в радиусе 1000 км - за двое", - утверждает Константин Уваров. Из Риги, находящейся от Москвы менее чем в 1000 км, нет никаких шансов довести груз клиенту за 48 часов - много времени занимает процесс оформления документов на границе, наблюдаются большие очереди. Таким образом, конкурировать с Финляндией Латвии вряд ли удастся, считает эксперт.