Логистическим операторам сегодня приходится несладко: и экономическая обстановка, и рост курса доллара работают против них, а клиенты, желая сэкономить, отказываются от привычных услуг, предпочитая создавать собственные подразделения по обслуживанию складов. Впрочем, перспективы у бизнеса в этом сегменте по-прежнему остаются.
Кто есть кто
Логистические операторы - компании, выполняющие посреднические функции между владельцем склада и его пользователями. Это фирмы, занимающиеся обслуживанием грузов клиентов. Обычно они предлагают услуги ответственного хранения, транспортировки, разгрузки-погрузки, экспедирования, комплектования, маркировки. Логисты управляют складированием, ведут учет остатков и несут ответственность за сохранность товара.
Обычно операторов классифицируют на 1pl, 2pl, 3pl и 4pl, а в некоторых странах существуют 5pl в зависимости от типа предоставляемых услуг.
В Европе этими услугами пользуются чаще, чем у нас. Там около 60-75% арендаторов складов являются логистическими операторами, отмечает Дмитрий Волков, руководитель отдела консалтинга и оценки компании Praedium ONCOR International.
На российском рынке хорошо известны такие значимые операторы, как FM Logistic Tablogix, НЛК, РЛС, Kbnnennagel Relogix, SLG, Avalon, "IT-Терминал", "Санна-Литер", STS Logistic и др. Практически все из них остались на плаву даже в кризис.
Сдали позиции
В 2009 г. логистические операторы арендовали меньше площадей, чем годом ранее. "За 12 месяцев они освободили около 220 тыс. кв. м (для сравнения: другие арендаторы - только 47,5 тыс. кв. м). Таким образом, 80% всех освобожденных складских площадей пришлось именно на логистов, - рассказывает Владислав Рябов, директор департамента складской и индустриальной недвижимости компании Colliers International. - Однако некоторым операторам пришлось взять дополнительные площади". Речь идет о новых комплексах, недавно введенных в эксплуатацию. С собственниками этих объектов договоры были подписаны еще до кризиса. Так, Avalon был вынужден арендовать около 30% площадей в комплексах Megalogix в Ростове-на-Дону и Новосибирске (и теперь они стоят пустые). STS Logistic снял в "Северном Домодедове" дополнительно 25 тыс. кв. м из-за того, что у этой компании был закрыт один таможенный пост на территории города, и его пришлось перенести за МКАД, сообщил Сергей Верещагин, коммерческий директор "Евразия Логистик".
По данным Colliers International, спрос на складские площади со стороны логистов в 2008 г. составлял 47% от общего объема аренды, а в 2009-м - всего 12%. Дело в том, что раньше они старались делать запас квадратных метров на 30-50%, а то и вдвое-втрое больше того, что требовалось на текущий момент. "Брали под развитие, однако с наступлением кризиса не только не освоили эти площади, но и потеряли некоторых клиентов. Получилось, что в выигрыше остались те операторы, которые аккуратно подходили к расширению", - комментирует В. Рябов.
Эксперт ожидает, что в наступившем году логисты освободят еще 125 тыс. кв. м; возможно, некоторые компании обанкротятся, три-четыре оператора уйдет с рынка. Но Д. Волков считает, что все основные игроки останутся.
Удобно, но не всем выгодно
Почему же дела у логистов идут неважно? Вроде бы много говорят о том, насколько выгодно отдавать непрофильный бизнес на аутсорсинг, а логистика, безусловно, для оптовых и торговых компаний бизнес непрофильный. Если бы это было так, то фирмы, сокращающие расходы в кризисных условиях, по достоинству оценили бы услуги, предлагаемые логистами. На практике последние теряют клиентов, которые предпочитают сами обслуживать свои складские площади. "Бытует миф, будто услуги, предоставляемые на аутсорсинге, дешевле, однако это не совсем так, - рассказывает Д. Волков. - Разброс цен у разных операторов и спектр услуг сильно отличаются. Когда на рынке был рост, компании-клиенты выбирали эффективность и более высокое качество работы, предлагаемые профессиональными игроками. Но с началом кризиса все стали сокращать издержки, пересматривать структуру расходов, и при тщательном подсчете многие обнаружили, что выгоднее платить голые ставки аренды, которые сильно снизились, самим закупить оборудование и нанять специалистов, труд которых подешевел, и таким образом отказаться от услуг посредников".
Уже сегодня многие сети организуют собственные логистические подразделения, берут в штат управляющих складом, инженеров, кладовщиков, грузчиков, охранников и налаживают эту работу от начала и до конца. Закупка оборудования - тоже не такая уж большая проблема. По мнению Д. Волкова, через два-три года оно окупится.
Существуют, правда, определенные группы бизнеса, которым выгоднее работать с логистами, нежели арендовать склад напрямую. "Это компании, торгующие товарами повседневного спроса (FMCG), которые только выходят на рынок: им непонятна пока динамика оборотов и, следовательно, потребность в складских площадях, - говорит С. Верещагин. - Услугами логистических операторов пользуются и те фирмы, которые не хотят учреждать непрофильные отделения". Сюда нужно добавить и некрупные компании, которые сейчас являются основной клиентурой, - им сложно вывести из оборота большие суммы, чтобы инвестировать в оборудование.
Среди клиентов pl-провайдеров больше иностранных компаний: им такое сотрудничество понятнее. Их руководство даже предписывает работать со складскими сервисами. Но они же выставляют наиболее жесткие требования. Головные офисы международных корпораций часто считают, что их грузы должны размещаться только в комплексах класса А. В компании "Логистический центр "Запад-Терминал" рассказали, что их клиент "Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг" вынужден был расторгнуть договор под давлением головной конторы, которая сочла комплекс "Запад-Терминал" (девелопер - KFS-Group) несоответствующим требованиям по высоте потолков. При этом качество услуг оператора арендатора вполне устраивало.
Кстати, о качестве. Судя по отзывам многих клиентов, они недовольны работой логистических операторов. Что неудивительно: бизнес этот для России относительно новый, не хватает квалифицированных кадров, опыта, традиций. Логистов сегодня готовит всего два вуза в стране. Кроме того, низок уровень добросовестности работников, особенно в регионах. По данным экспертов, на складах в Воронеже бракуют 3-5% товара, сданного на хранение.
Много не заработаешь...
Логистические операторы уязвимы еще и потому, что у них не очень маржинальный бизнес, несравнимый с доходностью девелопмента, например. "До кризиса маржа в 10% считалась неплохим показателем, а сейчас она, конечно, намного ниже. Соответственно, и барьер безубыточности низкий", - отмечает Д. Волков.
Не на руку операторам и рост курса доллара: арендные ставки привязаны именно к этой валюте, в то время как тарифы в рублях, да и те пришлось снизить, чтобы удержать клиентов (по данным Praedium ONCOR International на 25-30%, а порой и до 40%).
Кроме того, логистам приходится одновременно платить и по кредитам, хотя они гораздо меньше, чем у девелоперов, и за аренду.
С одной стороны, они пытаются договориться с собственниками складов о снижении ставки, и многим это удается. С. Верещагин признал, что комплекс "Северное Домодедово" дал оператору STS временную скидку на вновь арендованные площади, а для SLG, взявшего там же год с лишним назад 84 тыс. кв. м, цена уже тогда была снижена на 15-20%.
С другой стороны, операторам необходимо, как и всем другим компаниям, оптимизировать затраты. Но специфика бизнеса не позволяет этого сделать. Как отмечают в компании "Логистический центр "Запад-Терминал", у них работают только квалифицированные специалисты и они не могут вместо них взять людей с улицы, ведь речь идет о ценном товаре и сотрудники несут материальную ответственность, поэтому никого не уволили и зарплаты не снизили.
Из-за оттока клиентов логистам пришлось пересмотреть свои требования к ним. Если раньше компания "Логистический центр "Запад-Терминал" работала с объемом от 500 палето-мест, то теперь - от 100. Сейчас большинство их клиентов - мелкие компании, а почти 90% операторов согласны работать с любым объемом - это хоть и требует больше усилий, но выбирать не приходится. Они готовы принимать коробочный груз, который раньше не брали, выполнять заказы любой сложности, трудоемкую комплектацию, предоставлять дополнительные услуги.
Прогнозы
В рассуждениях о перспективах эксперты более-менее единодушны. "Этот бизнес не умрет, все-таки логистические операторы занимают серьезное положение на рынке. Среди них есть и такие, от которых не ушел ни один клиент, - говорит Д. Волков. - Сейчас же они должны искать пути по улучшению качества услуг". Руководитель отдела складской недвижимости компании KFS-Group Наталья Борщева настроена еще более оптимистично: "Ответственное хранение - перспективная область, и востребованность этих услуг после кризиса будет очень быстро расти. А сегодня компании, предоставляющие их, уходят в регионы, где аренда дешевле".
***
СПРАВКА "Н&Ц"
* First Party Logistics (1PL) - автономная логистика, все операции выполняет сам грузовладелец.
* Second Party Logistics (2PL) предполагает, что компания оказывает традиционные услуги по транспортировке и управлению складскими помещениями.
* Third Party Logistics (3PL) выходит за пределы простой транспортировки товаров. Например, в перечень услуг 3PL-оператора входят складирование, перегрузка, дополнительные услуги со значительной добавленной стоимостью, а также использование субподрядчиков.
* Fourth Party Logistics (4PL) - это интеграция всех компаний, вовлеченных в цепь поставки грузов. 4Рl-провайдер уже решает задачи, связанные с планированием, управлением и контролем всех логистических процессов компании-клиента с учетом долгосрочных стратегических целей.
***
220 ТЫС. КВ. М
СКЛАДСКИХ ПОМЕЩЕНИЙ ВЫНУЖДЕНЫ БЫЛИ ОСВОБОДИТЬ В 2009 Г. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАТОРЫ.
***
Ответственное хранение - перспективная область, и востребованность этих услуг после кризиса будет очень быстро расти. Сейчас же логистические компании должны искать пути по улучшению качества предлагаемых услуг.