Розничное подразделение крупной дистрибуторской компании "Невада" имеет более 30 купав - передвижных киосков, торгующих продуктами питания, горячими и холодными напитками. В данном сегменте розничного рынка Владивостока "Невада" сегодня - лидер. Однако руководитель этого подразделения Владислав Меркулов уверен, что будущее розничной торговли принадлежит не купавам и киоскам, а новым форматам: это магазины самообслуживания, как японские конвиниенс (от англ. convenience store - удобный магазин), а также дискаунтеры. Кстати, в ближайшем будущем "Невада" планирует открыть первый во Владивостоке дискаунтер.
Удобный магазин
- Чем вам не нравятся киоски?
- Да всем... Сегодня большинство магазинов устроено по совдеповскому образу. То есть это продавец за прилавком и витрина за его спиной. Кому такое может нравиться? Торговля нового формата - взять тот же конвиниенс - гораздо выгоднее для бизнеса.
Магазины самообслуживания на тех же площадях, но с гораздо большим ассортиментом, имеют массу преимуществ. У них и оборот больше, и прибыль. К примеру, просто переоборудовав магазин площадью 50 квадратных метров под конвиниенс, мы получаем расширение ассортимента и оборота, а соответственно и прибыли.
- Что нужно продавать в таких магазинах?
- Все то же самое, что продают в "советских" магазинах сегодня, только в большем ассортименте и по низким ценам. Ассортимент увеличивается за счет рационального использования торговых площадей, а цены снижаются за счет роста оборота магазина. Покупатель должен знать, что в этом магазине он всегда купит самое необходимое: хлеб, сахар, соль, молоко, колбасу.
- Каковы затраты на открытие такого магазина?
- Примерно $30-40 тыс. на 100 квадратных метров. Это при условии, что помещение уже есть и нужно потратиться только на переоборудование торгового зала. Важно, что по сравнению с обычным магазином оборот конвиниенс увеличивается в разы.
- Во сколько же раз?
- Точно сказать нельзя, тут много влияющих факторов, а главный из них - расположение. Такой магазин нужно располагать в спальном районе.
Но вообще-то для нашей компании конвиниенс - не самоцель. Главная задача - открыть дискаунтер. Это магазин большой площади, широкого ассортимента и низких цен. Магазин не имеет складских помещений, а вся продукция складируется в торговом зале. Это напоминает известные всем оптовые базы, только на более цивилизованном уровне: все под одной крышей, единые порядки, единое управление.
Дискаунтеры - изобретение торговцев послевоенной Европы. Чтобы удержать бизнес на плаву, владельцы магазинов снижали цены, компенсируя низкие наценки минимальными затратами на ремонт, оборудование и персонал. Концепция оказалась эффективной. Экономные европейцы предпочитают покупать тот же товар в дешевых дискаунтерах. Например, в Германии на долю дискаунтных систем приходится до 40% рынка. Первопроходцами формата дискаунт в России стали сети "Копейка", "Пятерочка" и "Дикси".
- Сколько стоит создать дискаунтер?
- Во Владивостоке хватит 2 миллиона рублей. Но сначала нужно определить, на что их потратить. Имея приемлемое помещение, нужно сделать освещение, оборудовать зал кассовыми зонами и другой техникой, сделать нормальный пол, заасфальтировать прилегающую территорию. Если на что-то из этого списка вы пожалеете денег, могут возникнуть некоторые проблемы. Все важно!Если, например, будет плохое освещение, покупатель просто не захочет заходить к вам, если плохая подъездная дорога - не пожелает ехать. В эти 2 миллиона, разумеется, не входит стоимость товара. Это отдельная строка. И рассчитать ее очень трудно.
- То есть вам, профессиональному продавцу, трудно выяснить, сколько нужно денег, чтобы наполнить торговые площади продуктами?
- В подобных магазинах очень большая реализация. Соответственно, можно договориться с поставщиком об определенной скидке. Сами понимаете, что в каждом случае эта величина разная. По опыту московских и питерских дискаунтеров видно, что поставщики с удовольствием идут на сотрудничество с ними, ибо их объем реализации сравним с оптовыми базами, а хозяин один, значит, работать с ним легче. Магазины достаточно популярны из-за своей простоты и дешевизны товара. В среднем покупатель экономит до 20%. Если в обычном магазине торговая наценка равна примерно 30%, то в магазине формата дискаунт она не превышает 10%.
- В Приморье уже пытались открыть нечто подобное. "Гигант" в районе промзоны просуществовал недолго.
- Действительно, тогда открытие магазина подобного формата было прорывом. Почему не пошла торговля? На мой взгляд, все просто - очень неудобное выбрали место. За город никто за продуктами не поедет, это не Америка. Магазин должен находиться в черте города. Кстати, наша компания имеет опыт открытия такого магазина в Хабаровске. Сейчас он успешно развивается, но не так пушечно, как хотелось, потому что расположен вдали от жилмассива и к нему ведет плохая дорога.
Короткие деньги
- Почему так часто оптовики мечтают выйти на рынок ритейла (розничная торговля - Прим. ред.)?
- Дело в том, что большинство оптовиков, в том виде, в котором они сейчас существуют, обречены. Рано или поздно они либо умрут, либо изменятся. Вопрос - как изменятся? Кто-то перейдет в разряд ритейлеров, кто-то превратится в этакий сервисный центр для розничных сетей, делая упор, например, на логистику, а иные просто исчезнут. Мы достигли того уровня развития, когда нужно думать о следующем шаге. Компании нужен рост. Строительство дискаунтеров - это следующий шаг в развитии оптового бизнеса. Согласен, это немного другой вид бизнеса, но нам, розничному подразделению "Невады", он наиболее близок. Подсчитано, что один дискаунтер должен обслуживать 20-100 тыс. жителей. Во Владивостоке живет всего 600-700 тысяч человек, но нет ни одного такого магазина. Кстати, "Фрекен Бок" - это пример работы в интересующем нас формате, но там торгуют непродовольственными товарами.
Опыт строительства таких магазинов в Москве и Питере говорит о том, что выгоднее всего их строить на основе оптовых баз. На тех же местах и с тем же ассортиментом. Контейнерные рынки должны уйти. Это же дикий рудимент советского времени! К тому же наши оптовые базы - это сплошь нарушения, антисанитария, невыполнение требований по хранению и выкладке товаров и т.д. То есть оптовая база - это постоянная головная боль для всех.
Некоторые требования при открытии магазина формата дискаунт:
- наличие комфортной стоянки;
- наличие пандуса для свободного выезда из торгового зала с тележкой к парковке;
- автоматически открывающиеся двери;
- достаточное освещение, при котором товар хорошо виден и в соответствии с классикой самообслуживания продает себя сам.
- Вы успели столкнуться с какими-нибудь проблемами во время проработки проекта, поиска партнеров или поставщиков оборудования?
- Справедливо говорить даже не о проблемах, а об элементарном непонимании того, что мы хотим сделать. Я обращался к владельцам почти всех оптовых баз Владивостока с предложением взять у них в аренду помещение. Причем предлагал те же условия, на какие они ориентируются сейчас. Мы бы платили столько же, сколько они сейчас получают со всех арендаторов вместе, а при этом они бы не беспокоились о том, что кто-то вовремя не заплатил арендную плату, кто-то не выполняет санитарные требования и прочее. Ни с кем договориться не смог! В ответ или пальцем у виска крутят, или отвечают, что сами знают "как надо" и сами все сделают. Такое впечатление, что все эти хозяева оптовых баз вообще ничего не хотят менять. Есть у него своя территория, стоят убогие контейнеры, деньги понемногу капают, а больше ничего и не нужно!
- Им действительно больше ничего не нужно. Земли в городе мало, конкуренция слаба, прихода московских сетей никто не опасается - дескать, пока еще они до нас доберутся...
- Уверен, что ситуация будет меняться. Период дикости в торговле не может длиться долго - это же самая передовая отрасль.