Современные требования к скорости и гибкости обслуживания, надежности и прочности взаимоотношений с поставщиками и покупателями заставляют пересмотреть традиционное отношение к логистике как к вспомогательной службе других подразделений компании.
Доставка точно в срок, выполнение заказа в полном объеме, уровень обслуживания сделки и доступность технической поддержки несут в себе не меньшую ценность, чем качество и надежность товара. Именно поэтому деятельность предприятия в области логистики все больше направлена на создание этой части ценности для покупателя.
Таким образом, в современном понимании логистика есть комплекс организационных, технических, информационных процессов, направленных как на снижение издержек материально-технического снабжения, так и на повышение конечной ценности реализуемых предприятием продукта или услуги.
Тот или иной вклад в конечную ценность продукта предприятия вносят все подразделения. При этом полезным является рассмотрение так называемой цепи добавленной стоимости предприятия (value-added chain, ЦДС).
Цепь добавленной стоимости разбивает всю деятельность организации на группы основных и вспомогательных бизнес процессов: основные бизнес процессы направлены на последовательное создание добавленной стоимости (т. е. покупательской ценности) конечного продукта, вспомогательные - на обеспечение функционирования предприятия.
В зависимости от отрасли могут выделяться различные блоки основных и вспомогательных процессов, но в общем случае ЦДС любого предприятия среди основных процессов содержит маркетинг, разработку продукта или услуги, закупки материалов, комплектующих и товаров, производство и продажу продукта, послепродажное обслуживание покупателей, а среди вспомогательных - стратегическое управление, юридическое, информационное, бухгалтерское обеспечение, управление основными средствами и активами.
Предлагается рассматривать цепь добавленной стоимости как последовательность взаимосвязанных поставщиков и покупателей: каждая группа бизнес процессов создает продукт для следующей группы в цепи.Эффективность бизнес процессов оценивается с точки зрения ценности данного продукта для "внутреннего покупателя" (естественно, не следует забывать и об оптимизации издержек! )
Таким образом, наиболее современным является взгляд на логистику предприятия как на совокупность бизнес процессов, направленных на поэтапное создание ценности для "внутренних" и "внешних" покупателей.
Логичным развитием сказанного является введение понятия цепочки поставки (supply chain). Теория управления цепочками поставок предлагает рассматривать предприятие не как изолированную и самостоятельную единицу, а как элемент некой "глобальной цепи добавленной стоимости", каждое звено которой направлено на повышение добавленной стоимости при движении продукта от производителя до конечного покупателя.
Наличие четко отлаженной цепочки поставок рассматривается как важнейшее конкурентное преимущество, если не критичное условие выживания. И здесь роль логистики как связующего элемента всех бизнес процессов предприятий, участвующих в цепочке поставок, возрастает многократно.
Необходимо отметить критичность в современных условиях уровня автоматизации логистики. Роль информационной системы уже не сводится просто к подготовке товарно-транспортных документов и складскому учету. Информационная логистическая система должна позволять отслеживать уровень обслуживания в каждом элементе цепи добавленной стоимости, контролировать товаропотоки на всем протяжении цепочки поставок, гибко реагировать на изменения в спросе, оценивать удовлетворенность конечного покупателя.
Информационная система логистики играет роль нервной системы, обеспечивающей передачу управляющих воздействий от мозгового центра (менеджмента компании) до конечных исполнителей и обратную связь по результатам деятельности.
Резюмируя, хотелось бы еще раз подчеркнуть важность понимания логистики как связующего элемента деятельности, пронизывающего всю структуру предприятия, занимающегося производством и продажей продуктов и услуг.