Чтобы не ошибиться в выборе профессии, нужно реально соотносить свои амбиции, способности и уровень знаний. Но еще интереснее и рискованнее по прошествии времени ответить на вопросы: правильно ли ты выбрал дорогу, своим ли делом занимаешься, был ли способен на большее? Именно такой опыт над собой могли поставить журналисты в минувшую среду. Оценить свои способности им предложил центр профессионального тестирования ЧГУ - официального представителя центра тестирования МГУ в Череповце и Вологодской области.
Не знаю, недостаток времени тому виной или робость, но сесть перед компьютерным экраном и узнать всю правду о себе решился только корреспондент "ГЧ". Хотелось всего и сразу: и профориентационный психологический тест пройти, и сдать какой-нибудь тест в форме ЕГЭ, чтобы выяснить, какие остаточные знания сохранились в голове через 20 лет после окончания школы. А спешка обычно не доводит до добра. Но не все так однозначно. Быстрые ответы нередко оказываются самыми искренними. И тогда наступает момент истины. При решении первого теста мне приходилось многократно делать выбор между двумя разными мотивами, которые заставляют меня действовать. Деньги или здоровье? Помощь людям или творчество? Желание руководить или интересное общение? Решая задачки для оценки интеллекта, я едва не впала в панику и завалила все задания на зрительную логику. Отсюда совет: тестироваться надо не после бессонной ночи или тяжелого трудового дня, а в более боеспособном состоянии. Но в стрессовой ситуации активизировались другие зоны мозга, и полной дурой я не выглядела. По складу характера я оказалась настоящим самураем, более склонным работать в одиночку. Материальные блага этого монстра заботят мало, он равнодушен к комфорту, независим от мнения ближних и дальних. Помогать людям он готов, но главная цель его жизни - служение более абстрактному общественному идеалу. С таким багажом я бы могла стать переводчиком, историком, архитектором, ювелиром, учителем. Журналистика тоже не возбраняется. Но она не на первом месте. Самые красивые профессии меня бы ждали, если б я пошла на поводу у личностных особенностей: дизайнер, имиджмейкер, повар, флорист, актер, биотехник, менеджер по туризму. А преподавать с равным успехом мне позволили и русский, и математику. От результатов оценки структуры интеллекта вообще голова закружилась. Можно было бы освоить прикладную лингвистику и защиту информации (по этим профессиям индекс соответствия был почти максимальным), информационные системы в экономике, финансовую аналитику, логистику, издательское дело, юриспруденцию, собственный бизнес и даже биофизику. Журналистику тоже можно. (Дополнение принципиальное: а то прочитает все это редактор - да и уволит меня за профнепригодность.) Где мои 17 лет? Но оценив меня по всем трем показателям, компьютер сжалился и предложил мне не промышленную контрразведку, а филологию, историю и архитектуру. Среди предметных тестов я выбрала биологию. Люблю я ее без особой взаимности, а потому мечтала о тройке. Мечта сбылась. Я вспомнила, чем отличаются рудименты и атавизмы, а также доминантные и рецессивные гены. Но, по большому счету, завалила все темы, кроме клеточной теории, а также экологии и здоровья человека. Знаниями в последних двух направлениях я обязана только профессии. Эти компьютерные программы в большей степени рассчитаны на учеников 8-11-х классов. Но видятся в таких начинаниях и зачатки новых интеллектуальных развлечений для продвинутой публики. Посмотрим, что получится.