Приграничное партнерство Северо-Запада РФ и стран Балтии может войти в новую фазу: если ранее наблюдался приток капитала из Эстонии, Латвии и Литвы в Россию, то после вступления этих государств в ЕС зафиксирована обратная тенденция. Появляется информация о российских инвестиционных проектах в странах Балтии
Партнерство развивается в двух направлениях. Первое - это совместный бизнес в сфере пищевой промышленности. Ранее осуществлялись небольшие проекты в Псковской и Ленинградской областях, связанные с упаковкой и перетаркой продуктов, поступающих из Эстонии и Латвии на российский рынок, а также в Калининградской области, куда шли частные капиталы из Литвы. Теперь речь идет о строительстве перерабатывающих производств в странах Балтии при участии российского капитала. Один из самых заметных проектов - намерение петербургского "Самсона" открыть мясоперерабатывающий завод в Эстонии.
Подобные проекты пока тормозятся из-за неурегулированности проблем с организацией фитосанитарного контроля на уровне требований ЕС. В связи с этим при пропуске продовольствия через границу с РФ в странах Балтии вводят дополнительные сборы, что снижает конкурентоспособность на российском рынке эстонских и литовских продуктов, вытесняемых аналогами из других европейских государств.
Однако совместный бизнес способен принести предпринимателям взаимную выгоду из РФ и стран Балтии.
Второе направление сотрудничества - в сфере транспортных проектов. Оно основано на объективных факторах. Во-первых, в странах Балтии интенсивно развиваются логистика и сеть складов для свободного хранения продукции с правом растаможки по мере накопления товарных партий или непосредственно перед отправкой транзитных грузов на международный рынок. Во-вторых, при вступлении в ВТО в РФ будут обязаны выравнять международные и внутренние железнодорожные тарифы. В этом случае некоторые грузоперевозки на российские морские порты теряют нынешнюю привлекательность.
Заметим, что даже в нынешних условиях Latvijas dzelzcels в январе - июле 2004 года перевезла 13 млн тонн российских нефти и нефтепродуктов (почти 43% всех грузов латвийской железной дороги) и 7,5 млн тонн угля (почти вдвое больше, чем в 2003-м).
При выравнивании железнодорожных тарифов, по подсчетам специалистов, выигрыш грузовладельцев в общей сумме сквозного тарифа в эстонском и латвийском направлении может составить около $3 за тонну. Плюс ускоренный пропуск нефтепродуктов за счет высокой технической оснащенности терминалов Балтии.
Не случайно, вероятно, некоторые российские компании стремятся получить доступ к портовым мощностям Эстонии, Литвы и Латвии. Особенно динамично развиваются эти процессы в первых двух странах: в Латвии власти пока противятся интеграции с РФ. Один из таких проектов реализовал "ЮКОС", взяв в управление акционерное общество "Мажейкю нафта" и литовский нефтетерминал в Бутинге.
Но больше всего проектов - в секторе железнодорожного транспорта. Речь идет о притоке российских инвестиций в инфраструктуру эстонских железных дорог (в частности обустройство погранперехода в Нарве). Кроме того, в компании Spacecom, входящей в группу "Северстальтранс", после победы в конкурсе, объявленном стивидорной компанией E.O.S, приступили к перевозке в Эстонии до железной дороге нефти и нефтепродуктов, потеснив бывшего эстонского монополиста - Eesti Raudtee. У Spacecom 5 локомотивов и более 3 тысяч цистерн. Там рассчитывают ежемесячно доставлять на терминалы Таллинского порта 700 тыс. тонн углеводородов, или треть всего объема, который идет в Таллинский порт по железной дороге.
Намерены прорываться на железнодорожный рынок стран Балтии и другие крупнейшие железнодорожные операторы, активно приобретающие подвижной состав, в частности компания "Русский мир", получившая на расширение парка цистерн от международной корпорации IFC кредит на $15 млн (кстати, та же IFC предоставила на эти же цели кредит "Северстальтрансу" в $40 млн).
Еще одна новость - покупка российским оператором "РК Паритет" рефрижераторных вагонов и выход в Эстонии на рынок железнодорожных перевозок.
Интеграция транспортных систем, как показывает практика, - один из шагов для обеспечения свободного товарооборота между странами.