УДОБНЫЙ "ЗВЕЗДНЫЙ"

Темпы роста сети магазинов "Звездный" в 2005 году компания планирует поддерживать ближайшие 3-4 года. Одним из гарантов такого развития сети является строительство крупного супермаркета, который начнет работу в конце 2006 года. О перспективах развития сети рассказывает председатель совета директоров торговой сети "Звездный" Александр Райсих.

Александр Александрович, чем вызвано бурное развитие сети в 2005 году?

В прошлом году мы купили два больших универсама, открыли еще пять. На начало 2004 года у нас было два магазина, то есть основной рост сети пришелся на 2005 год. Сначала мы вкладывались в недвижимость, а потом стали развивать сеть. Так изначально получалось - у нас неплохая рентабельность. А раз вкладывались в недвижимость - значит, у нас хорошее залоговое обеспечение, которое позволяет получать кредиты под очень хорошие проценты, то есть мы имеем относительно дешевые деньги.

Вас кредитуют местные банки?

Нет, местные банки не в состоянии осилить тот процент и те объемы, которые удовлетворяли бы наши потребности. Поэтому мы работаем с местным филиалом Газпромбанка.

Магазины - ваша собственность?

Большинство магазинов - наша собственность. Но у нас есть несколько торговых точек, которые не устраивают по площади, хотя с продажами там все в порядке. Они неформатные по площади - маловаты. Вот их мы арендуем. Но для себя решили расставить все точки над "i": снизится доходность - закроем их. А те помещения, что устраивают нас по формату, - они у нас надолго, их купили.

В каком формате развивается сеть, ведь "универсам" - это понятие из советских времен?

Фактически мы развиваем формат супермаркета, но все наши универсамы расположены в жилых массивах, то есть трактовка может быть такой: удобный магазин или магазин у дома. Мы стараемся держаться в избранном формате, торговая площадь каждого универсама - около 1 тыс. кв. м. Ассортимент - до 40 тыс. наименований.

В каком ценовом сегменте работают магазины сети "Звездный"?

Магазины позиционируются как средние по ценам, но создается впечатление, что они находятся в сегменте средний плюс, поскольку в магазинах много премиального ассортимента. Цены на товары первой необходимости практически одинаковы с партнерами-конкурентами, которые работают в этом же сегменте и развивают формат супермаркета, - например, с "Кировским" и "Купцом". Мы не демпингуем, но премиальный ассортимент превалирует и привлекает покупателя.

Каким образом осуществляется управление сетью?

Управление осуществляется централизованно, через единый офис, но топ-менеджмент имеет определенные полномочия на местах. Иногда возникают ситуации, когда нужно оперативно решить проблему.

Сколько площади отводится в магазинах под складские помещения?

Все магазины - от "совторговли", поэтому соотношение неидеальное и разное: есть порядка 30%, есть больше. Но мы стремимся к идеалу.

В каких направлениях работаете по снижению издержек?

В каждый новый магазин мы стараемся ставить более экономичное оборудование, например, выносной холод.

Какие инструменты управления товародвижением вы используете для оптимизации ассортимента? Как часто проходит инвентаризация, какие программные средства применяются для работы с ассортиментной матрицей?

Автоматизация в качестве составляющей бизнес-процессов сетевой компании, конечно, важна. Мы используем в работе программу S-Market. Для управления товародвижением пользуемся стандартными инструментами. Инвентаризацию проводим один раз в месяц, не закрывая магазинов, чтобы покупателям было удобно. Все считаем ночью, но достаточно быстро - благодаря тому, что используем терминалы сбора данных, инвентаризацию одной торговой точки успеваем провести в вечернее и ночное время -с 21-00 до 1-00.

Есть ли у компании распределительный центр и как вы решаете вопросы логистики?

Пока у нас нет распредцентра, мы не считаем это необходимым для небольшой сети. Вопросы логистики пока решены, а с увеличением числа торговых точек нужны будут новые решения, и мы готовы к этому. Перспективу для роста эффективности видим в развитии собственного производства: с одной стороны, на рынке растет конкуренция и снижается доходность, а с другой - развитием собственного производства мы пытаемся эту тенденцию сбалансировать. Учитывая, что у нас есть небольшие по площади магазины, а ассортимент и в них огромный, производство ограниченно. В тех магазинах, где площадь позволяет, есть мучной цех, цех полуфабрикатов (фарш и т.д.), но только там, где есть для этого место. Салатов не делаем - это принципиальная позиция, поскольку есть стратегический партнер, который работает только на нас и поставляет эту продукцию, поэтому нет необходимости производить самим. Салаты у нас - лучшие в городе, не самые дешевые, но гарантированно высокого качества.

Какова рентабельность сети?

Это коммерческая тайна, но могу сказать, что оборот сети в месяц равен 150 млн. руб., причем 3 из 9 магазинов сети работают всего два-три месяца и еще не вышли на плановый оборот, то есть фактически это показатели 6 магазинов.По показателям, я думаю, мы лучшие в городе по выручке с квадратного метра, по проходимости - не исключено, что тоже: например, универсам на ул. Посадской небольшой, но в среднем проходимость здесь 6, 5 тыс. человек в день. В обычный месяц, не под Новый год и без крупных праздников, выручка в нем составляет 43 млн. руб. Получается $1, 5 тыс. с кв. м в месяц. Это очень неплохой показатель. Средний чек по сети - 208-210 руб. Магазин на Посадской дает как раз приблизительно средний чек - около 200 руб.

Как боретесь с потерями от воровства? Y вас установлены системы защиты?

Не во всех магазинах. Мы боремся с воровством, но адекватными издержками. Идем от простого к сложному. Нет смысла ставить такую систему, которая "съест" всю прибыль. Приходится балансировать между издержками на потери и издержками на снижение потерь. Мы постоянно занимаемся этой проблемой, но постепенно, шаг за шагом. А космические корабли возводить ради воришек не собираемся.

Как выстраиваете отношения с поставщиками? Пытаетесь торговаться с ними, добиваться более выгодных для себя условий? Удается ли это?

С поставщиками мы торгуемся, но рассматриваем их как партнеров и поэтому всегда договариваемся к общему удовольствию.

Каковы объемы инвестиций в каждый магазин? Сколько вкладываете в оснащение и оборудование? Как определяете сроки окупаемости того или иного магазина?

Инвестиции - для каждого магазина индивидуально, в зависимости от того, какой там нужен ремонт, надо что-либо пристраивать или нет, и т.д., оборудование - новейшее, это экономно, но не хотелось бы раскрывать цифры. Сроки окупаемости в среднем - 3 года.

Существует ли у вас дисконтная программа? Взаимодействуете ли вы с другими екатеринбургскими ритейлерами?

Как и все, мы используем разного рода программы лояльности, в том числе и дисконтную. Скидки от определенной суммы плюс накопительная система, позволяющая перейти в VIР-клиенты. Есть договоренности с другими операторами о предоставлении скидок по их или нашим картам - автосалоны, парфюмерные магазины и т.д. В Екатеринбурге действует союз участников потребительского рынка "Альянс", и мы являемся его членом.

Как планируете развиваться дальше?

В 2005 году мы выросли приблизительно на 55%. Планируем поддерживать этот темп в ближайшие 3-4 года. Основа для такого развития уже заложена. В 2006 году планируем открыть еще 3 универсама.

Сейчас строится большой объект - бизнес-центр "Европейский" общей площадью порядка 100 тыс. кв. м.

в районе железнодорожного вокзала. В этом высотном здании торговый центр займет первые три этажа и запланирован к открытию в конце 2006 года. Мы размещаем там большой магазин общей площадью около 6 тыс. кв. м. Инвестиции в этот проект составят $15 млн. Это будет супермаркет с торговой площадью 4 тыс. кв. м. Планируется линия касс - 23-27 кассовых узлов. Здесь мы развернем полноценное производство собственных изделий: выпечки, полуфабрикатов и прочего.

А каким образом вы планируете позиционировать новый магазин?

Несмотря на то что рядом расположен вокзал и будет колоссальный трафик автомобилей в городе, жилья там в пешеходной доступности мало. Поэтому без позиционирования не обойтись. Идеи есть, пока они "сырые", но у нас впереди год, поэтому успеем все придумать.

Названная цифра инвестиций - это планируемый объем вложений на 2006 год?

Не совсем. Оборот этого года мы дадим за счет того, что заложили в прошлом году. Ожидается небольшое увеличение оборота, рост прибыли, которую мы сможем инвестировать в дальнейшее развитие сети, а эта стройка принесет результат в

2007 году. В планах этого года - реконструкция магазина на Посадской улице. Торговый зал будет увеличен приблизительно на 30%, а все подсобные помещения будут вынесены на минус первый уровень (вниз, под землю). Соответственно, в этом магазине во второй половине года будет расширено производство полуфабрикатов и выпечки.

А оборот компании и ее доход растут пропорционально?

По экономической науке темпы роста прибыли должны опережать темпы роста оборота, но мы понимаем, что при интенсивном развитии так не бывает - берутся кредиты, получается процентная нагрузка, и, конечно, темпы роста прибыли отстают от темпов роста товарооборота. Возьмите тот же "Магнит" - они вообще работают без прибыли. Они заняли долю рынка, а сегодня объявили, что главную задачу видят в подъеме эффективности своей сети. Мы же всегда старались работать эффективно, и прибыль у нас неплохая.

В Екатеринбурге нехватка торговых площадей. С чем это связано и как решается проблема?

Екатеринбург - один из наиболее конкурентных рынков, поэтому на недвижимость всегда был спрос. Все активно развиваются, так что помещения, более или менее пригодные для торговли, уже заняты и работают. Проблема торговых помещений сейчас может решаться либо новым строительством собственных магазинов, либо размещением в торговом центре. Их сейчас строится огромное количество.

В город приходят отечественные ритейлеры из других городов и иностранные сети. Как это отразится на местных игроках?

Как я уже сказал, в нашем городе высоко конкурентная среда. Мы - на пятом месте по обороту в Екатеринбурге. На первом месте - сеть супермаркетов "Кировский", на втором - "Купец", затем "Монетка", "Мегамарт". Далее с некоторым отрывом следует несколько сетей помельче, но у них тоже неплохие обороты. Конкуренцию сейчас будут подогревать крупные иностранные и столичные сети. Хотя на рынок Екатеринбурга вошла компания "Метро". На нас - сетях супермаркетов, магазинах у дома - это никак не отразилось. Ну, съездил народ туда раз, другой. Но рынок-то тоже растет. "Метро" заняла нишу этого растущего рынка. Реально, конечно, мы могли занять ее, но кэш энд керри - это не наш формат, поэтому никаких изменений мы не ощутили. Открылся "Гроссмарт" в ТРЦ "Парк Хаус". Это большой супермаркет, расположенный в локальном районе, и там, конечно, он у всех отобрал покупателей. И у нас там магазин есть. Слегка снизилась доходность, но не критично. В конце года откроется "Рамстор" в ТРЦ "Урал", но он не хуже и не лучше, чем тот же "Купец" или магазин, который мы откроем, - параметры примерно одинаковые - обычный супермаркет.

А вы пытались как-то бороться с "Гроссмартом"?

Нет, потому что не видим в этом необходимости. Покупатель, который привык к "Звездному" или "Купцу", в "Гроссмарт" зайдет разве что ознакомиться. Для них это всего лишь большой магазин, такой же, как, например, "Монетка супер" в ТРЦ "Екатерининский". Конечно, он чуть-чуть поновее, там с дизайном поработали, но формально он ничуть не лучше, открытия для города он не сделал. И менять привычный маршрут ради того, чтобы приехать в другой район за тем, что есть в магазине рядом, потребитель не будет.

Вы будете побеждать качеством обслуживания?

Посмотрим. Думаю, что "Рамстор" локально снизит доходность, но радикально ничего не изменит. А вот "Ашан" реально всколыхнет ситуацию. Екатеринбург - самый компактный миллионник: с одного конца города до другого - 50 минут. Поэтому, даже размещаясь за городом, "Ашан" будет находиться в зоне 20-минутной поездки на машине почти для половины города. И это уже серьезно. Да и к тому же "Ашан" претендует на целевую аудиторию крупнейших местных сетей, и, хотя и работает в формате гипермаркет, туда ходят люди с высоким достатком.

***

ДОСЬЕ

Екатеринбургская сеть магазинов "Звездный", существующая на рынке шесть лет, насчитывает 9 магазинов формата универсам. По данным Министерства торговли, общественного питания и услуг Свердловской области, сеть занимает пятое место по обороту среди ведущих продовольственных сетей области. В 2005 году она продемонстрировала рост на 55%.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости