Создание единого информационного пространства с точки зрения реальной экономики
МИНСК - МОСКВА
В МИНУВШЕМ году на реализацию программы по защите общих информационных ресурсов из союзного бюджета было израсходовано 29 миллионов российских рублей. Закрыть для "посторонних глаз" доступ к информации, накопленной в компьютерных системах государственных органов, учреждений и организаций, - дело, безусловно, важное. Столь же активно необходимо развивать и собственно "объект защиты" - общее информационное пространство. Пока же уровень сотрудничества в области информатизации не вполне отвечает имеющемуся у наших стран потенциалу. А он весьма солидный - взять, к примеру, белорусско-российский проект по созданию суперкомпьютера "Скиф". Хотя, как говорят специалисты, проект этот является пробой сил, проверкой и демонстрацией возможностей совместного участия в масштабной работе.
- Основной эффект проекта "СКИФ" - полученный опыт взаимодействия, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, команд разработчиков и подготовка ученых с практическими навыками, - говорит член президиума Национальной академии наук Беларуси профессор Михаил МАХАНЕК. - Ведь не просто завоевать мировой рынок в данной области, поскольку только маркетинговая компания требует солидных вложений. Известно, что Беларусь вместе с Россией участвует в реализации ряда проектов не только по совместным программам, но и в рамках сотрудничества в сфере информатизации СНГ: например, по созданию интегрированной сети информационно-маркетинговых центров, систем электронной торговли и логистики и т.д. Специалисты могли бы предложить еще множество взаимовыгодных программ. Но для реализации такого рода исследовательских проектов необходимо бюджетное финансирование. А для этого та или иная программа должна попасть в список союзных. Сложность и в том, что свои интересы обычно лоббируют организации различных министерств и ведомств, а единого координационного центра или совета, который отвечал бы за определение действительно приоритетных для обеих стран проектов и обеспечивал при необходимости их координацию, пока не существует.
В сфере информатизации белорусы и россияне сотрудничают на паритетных началах. По одним направлениям информатизации наши страны - равные партнеры, по другим могут в качестве лидера поделиться друг с другом опытом. К примеру, по оценкам крупнейших аналитических агентств мира, именно в Беларуси расположены два из четырех крупнейших в СНГ производителей программного обеспечения, способных стать игроками мирового уровня. Это ориентирует на развитие такой области науки и техники, как телематические приложения. С другой стороны, не исключено, что российские заводы по сборке компьютеров в недалеком будущем станут основными игроками на белорусском рынке. Россия и Беларусь имеют равные стартовые возможности формирования информационного общества в наших странах. Остальное решит грамотная налоговая политика содействия развитию данного рынка.
Особенно показательна степень равенства, когда речь заходит об информационно-телекоммуникационной инфраструктуре. В этой сфере нет смысла сравнивать физические объемы (количество АТС, протяженность линий связи и т.п.). Важнее - качество: возможность легко дозвониться из белорусской глубинки в российскую, быстро обменяться электронной почтой между предприятиями-партнерами, без потерь провести через свою территорию международный информационный трафик и т.д. И тут у Беларуси есть свои плюсы. Уже много лет Беларусь лидирует в СНГ по уровню плотности телефонизации: на начало года уровень телефонной плотности на 100 жителей достиг 32, 3. Чем выше в стране уровень телефонизации, тем доступнее в ней глобальные информационные услуги. Ведь в тот же Интернет подавляющее большинство россиян и белорусов выходят с помощью модема и телефонной линии. В Беларуси активно преодолевается "цифровое неравенство" центра и регионов, без которого невозможно добиться "цифрового равенства" с ведущими странами мира. Например, уже более половины белорусских райцентров подключены к оптоволокну и активно внедряют цифровые АТС: если Минск станет полностью "электронным" в 2005 году, то вся республика - уже в 2006-м. В России этот процесс развивается весьма динамично, но неравномерно. В Москве замена аналоговых АТС на цифровые начинается только с нынешнего года, а в столице Якутии переход на "цифру" завершился уже в прошлом году.
Другой вопрос: насколько эффективно используют уже созданную инфраструктуру граждане и предприятия наших стран?
Во-первых, подавляющее большинство белорусских посетителей Интернета использует российские информационные ресурсы как свои национальные. Во-вторых, в обеих странах активно развиваются сайты государственных органов, обладающие обратной связью с гражданами, юридические порталы и т.п. Но до настоящего "электронного правительства" пока далеко. Третье направление - электронная торговля. Однако российская система сертификации товаров пока не признана в Беларуси, и наоборот. Есть проблемы и с платежами: в Беларуси запрещено покупать и продавать товары в розницу за валюту, а существующие пластиковые карты, как правило, предназначены исключительно для получения зарплаты, а не для расчетов за товары и услуги. Наконец, для развития электронной торговли крайне важен такой инструмент, как электронная цифровая подпись. Закон о ней Беларусь приняла первой в мире, опередив даже США - мирового лидера в области информатизации.Но на практике этот закон до сих пор не работает.
Немало проблем в освоении информационных технологий у субъектов хозяйствования. По мнению наблюдателей, в России уже появился "тонкий слой" крупных компаний, которые уверенно себя чувствуют в информационной экономике. В Беларуси значительная часть предприятий пока используют компьютер в качестве калькулятора и пишущей машинки, а не инструмента управления и бизнеса. Например, согласно исследованию БГЭУ под руководством профессора Б.Железко лишь чуть больше половины белорусских предприятий пользуются электронной почтой, меньше половины - Интернетом и лишь каждое десятое предприятие внедрило у себя безбумажный документооборот. Почему так?
Главная ошибка многих предприятий в том, что они считают целью и вершиной информатизации внедрение учетных функций (зарплата, склад, транспорт и т.п.) и останавливаются на этом этапе. А ведь это только начало. Учетные функции лишь избавляют менеджеров от ручного труда - и не более. Прибыль же и экономию средств приносят технологии анализа, планирования, прогнозирования, принятия решений. В развитых странах вопросами информатизации занимаются топ-менеджеры, входящие в состав руководства компаний. А у нас это "вотчина" начальников отделов автоматизации, удаленных от принятия решений, лишенных прав и ответственности, не знакомых с тем, в каком стратегическом направлении движется их предприятие. Наверное, ситуацию могли бы исправить совместные российско-белорусские пилотные проекты, которые стали бы базой для демонстрации возможностей информационных технологий, их популяризации в консервативной "директорской" среде.
Думается, перспективные союзные программы в сфере создания единого информационного пространства могут быть связаны с решением следующих проблем: доступ к информационным технологиям, готовность граждан и предприятий к их использованию, "стыковка" белорусских и российских информационных систем, использование информационных технологий для роста экономики, образования и культуры.
***
Уже много лет Беларусь лидирует в СНГ по уровню плотности телефонизации: на начало года уровень телефонной плотности на 100 жителей достиг 32, 3