Сетевые миниатюры

Ростовские сети продовольственных магазинов развиваются в экономичном формате.

В ожидании прихода столичного и иностранного капитала местные предприниматели не спешат с открытием крупных торговых центров, а заполняют нишу дискаунтеров, экономичных универсамов и магазинов у дома.

До недавнего времени самым популярным форматом продовольственных магазинов в Ростове были супермаркеты, которые открывали представители самого разного бизнеса. Сейчас развитием сетей магазинов наконец-то занялись оптовые компании, имеющие на это сразу несколько причин.

— Заниматься дистрибьюцией становится менее интересно, доходность этого бизнеса сокращается, — считает генеральный директор компании «Экономичный Универсам» Кирилл Миронов. — С увеличением сетевого ритеила умирают мелкие торговые точки, и это одна из причин, почему продуктовые дистрибьюторские компании сами начинают развивать розничное направление.

Дополнительным стимулом этого процесса стал наметившийся приход в Ростов более крупных операторов, способных изменить соотношение сил не только на розничном, но и на оптовом рынке. К настоящему времени в Ростове действует 5 сетей магазинов (см. таблицу). Шестой сетью можно назвать «Молоко», в которой есть два супермаркета и два магазина.

Достоинства новых форматов. Главное конкурентное преимущество дискаунтеров заключается в низких ценах, которые как минимум на 20% ниже, чем на рынках и в супермаркетах. Достигается это за счет низкой наценки на товары — в среднем 15% — и огромной экономии, начиная с персонала и заканчивая отделкой помещения и оборудованием. Проект помещения и оборудование рассчитаны на то, чтобы выложить практически весь запас товара в торговом зале — таким образом, нет необходимости в обширных складских помещениях. При этом некоторый товар может размещаться на полу в коробках и упаковках, как на складе. К персоналу не предъявляются требования высокой квалификации, например в зале могут работать мужчины - грузчик и, выставляющие большие партии товара. Ассортимент дискаунтера узок: в «жестком» дискаунтере — 800-1000 товарных позиций, в «мягком» — около 1500. При этом ассортимент подобран таким образом, чтобы товар не залеживался, то есть в дискаунтерах представлены самые покупаемые товары. В этих магазинах также отсутствует рекламная поддержка — различные мобайлы, флажки, фирменные стойки — то, что есть в супермаркетах. В Ростове дискаунтеры представлены сетями «Магнит» и «Масса».

Экономичный универсам — это средняя ступень между дискаунтером и супермаркетом. Дизайн, отделка помещения универсама выполняются более качественно, оборудование — выше классом, чем в дискаунтере, но не такое дорогое, как в супермаркете. В зале чисто, товары выставляются только на предназначенное оборудование, для товарных запасов имеются складские помещения. Персонал квалифицированный, продавцы могут проконсультировать клиента. В формате экономичного универсама выступают магазины «Экономичный универсам 1VB двух шагах"», «Империя продуктов», «Апекс плюс». Все перечисленные ростовские сети оборудовала компания «Русский проект».

В концепцию «магазинаудома» вообще не заложен фактор низких цен. Основная задача — отработать именно тот ассортимент, который востребован жителями ближайших домов. Например, если рядом находится дискаунтер, то здесь могут быть востребованы деликатесы и прочие продукты, отсутствующие в дискаунтере. Важным для всех форматов является наличие нескольких десятков магазинов, то есть целой сети, —это позволяет значительно снизить издержки каждого магазина (логистика, более низкие цены за счет большого объема покупок, единый управленческий и распределительный центр и т. д.), а значит, быть конкурентоспособным.

Ростовские сети выдавливают низкие цены. Наиболее преуспевшей в этом процессе можно считать торговую компанию «Мега-Дон», открывшую самую большую местную сеть магазинов «Империя продуктов», число которых через месяц достигнет 20.

— Формат наших магазинов — от 80 до 500 кв. метров, поэтому каждый метр торговой площади мы рассматриваем как место предоставления услуг, — рассказывает учредитель ТК «Мега-Дон» АшотХбликян. — Но независимо от площади магазина ассортимент в каждом из них подобран нашими специалистами максимально удобно для покупателей. Наши магазины—двух форматов: самообслуживание и обслуживание через прилавок, ассортимент в них колеблется между 4 и 5 тыс. позиций.

Примечательно, что все перечисленные сети хоть и относятся к разным форматам, предлагают потребителю товары по ценам дискаунтеров. Низкие цены удается держать за счет использования товаров собственной оптовой базы, взаимодействия с другими дистрибьюторами, а также заключения специальных договоренностей с производителями.

— По тем продуктам, которые не представлены в нашем опте, работаем с дистрибьюторами города

— «Алексом», «Мега-Доном», «Миллениумом» и другими, — рассказывает коммерческий директор компании «Апекс плюс» Татьяна Минина. — Со многими компаниями области поддерживаем деловые отношения, меняемся товаром.

— Мы имеем более низкие цены от поставщиков за счет быстрого развития и огромных перспектив от работы с нашей компанией, — поясняет Кирилл Миронов. — С большинством из них у нас партнерские отношения, к тому же огромную поддержку нам оказывает «АВТОБАНК-НИКОЙЛ». Сейчас мы готовим к запуску три новых универсама.

— Когда мы начали развивать свою фирменную розничную сеть, то интерес к нам со стороны поставщиков стал проявляться в несколько другой, более привлекательной для нас форме, — продолжает Ашот Хбликян.

— Товары, которые нам интересны, со временем начинаем закупать минуя посредника.Каждый месяц заключаем договоры с 2-3 производителями о прямой поставке. Даже если у них есть эксклюзивный дистрибьютор в Ростове, то они все же идут на заключение договора с нашей сетью, правда, без права реализации этой продукции вне нашей сети. Ведь они понимают, что в противном случае данная продукция имеет мало шансов на представленность в наших магазинах. Более того, практически все производители готовы стимулировать сеть за продвижение своих торговых марок — это дополнительное торговое либо холодильное оборудование и т. п. Да это и понятно, ведь любой товар можно заменить на аналогичный. Например, я недавно выяснил, что у нас на витринах — 16 видов майонеза находятся в одной ценовой категории и их представляют 10 поставщиков. Мы оставили только 4 вида майонеза, и они дают тот же объем продаж, как и все 16, но в результате для поставщика мы стали более важным клиентом — а это дополнительные скидки и лучшая представленность для потребителя.

В конечном итоге сеть стремится к тому, чтобы 70% ассортимента составлял товар, купленный минуя посредников.

Кстати, серьезные условия может выдвигать, например, сеть супермаркетов «Вавилон», но наценки в экономичном универсаме ниже. Например, в «Империи продуктов» максимально допустимая наценка от оптовой составляет! 0%, что позволяет держать цены на уровне дискаунтера. Для сравнения: в супермаркетах к закупочной цене товара добавляют 30-50%, вобычных магазинах — 2025%. Торговая наценка в розничной сети «Масса-дискаунт» составляет 12-20%, а в оптовом звене — в среднем 7-10%.

Однако в отличие от «Империи продуктов» «Масса» старается обходиться собственным товаром и, кроме того, закупать у местных производителей скоропортящуюся продукцию.

— В принципе, можно открывать и более крупные магазины, но надо смотреть на их дислокацию, чтобы не пересечься с более мощными конкурентами, — считает Кирилл Миронов. — Однако супермаркетами заниматься не будем.

Уверенное развитие без гигантомании. И все-таки интерес к крупным форматам постепенно охладевает, поскольку на рынке замаячили более сильные операторы из Москвы, Санкт-Петербурга и даже из-за рубежа, собравшиеся построить в донской столице гипермаркеты. Более того, крупный капитал активно ведет переговоры с владельцами существующих крупных магазинов о переуступке помещения и надеется на положительный результат. В такой ситуации ростовские операторы разумно предпочли заняться другими форматами торговли, которые дадут свои конкурентные преимущества в разгорающейся борьбе за потребителя.

— Год назад в наши планы входило строительство крупных торговых центров — площадью 1-1, 5 тыс. кв. метров, —рассказывает Ашот Хбликян. — Была сделана проектная документация, но мы заморозили строительство из-за начавшегося прихода крупных операторов. Тогда мы выбрали стратегии «магазин у дома» и «экономичный универсам». Ростовские ритейлоры никогда не смогут конкурировать с мировыми продавцами

— я в этом убедился, когда побывал в Германии на стажировке BWall Mart. Как мы можем противопоставлять себя фирмам, которые, если захотят, могут торговать в убыток несколько лет? Однако я верю, что ростовский менталитет не будет соответствовать их требованиям: у нас нет традиции закупать продукты на неделю. Максимум 30% наших покупателей станут клиентами гипермаркетов, но докупать товар они будут у нас.

— Я не вижу серьезной конкуренции со стороны московских сетей, потому что они работают в другом формате, — говорит г-н Миронов.

— Гипермаркеты и крупные супермаркеты — это магазины семейной покупки, расположенные в некотором отдалении от жилых зданий, как правило, к ним необходимо ехать на машине, закупать продукты на всю неделю, а наши магазины расположены в спальных районах. Мы первыми в Ростове начали совмещать форматы «экономичный универсам» и «магазин у дома». Говоря проще, это магазин дешевых цен рядом с домом, в который можно спуститься в тапочках и купить самое необходимое. Именно в этом формате мы видим дальнейшее наше развитие. К тому же южный регион всегда славился обилием рынков, народ будет посещать как рынки, так и магазины у дома. Пока нет перенасыщения предложения, мы будем спокойно уживаться с гипермаркетами.

Кроме того, ростовские предприниматели считают, что гипермаркеты смогут продавать дешевле в основном зарубежные или московские продукты тех фирм, где участвует иностранный капитал. Местную продукцию они не смогут удешевить, а она занимает существенную долю в продажах. Например, скоропортящиеся товары составляют 20% оборота розничной сети «Империя продуктов», а изготавливают их в основном местные производители.

Впрочем, «Масса», у которой есть один крупный супермаркет «Пчелка», не отказалась от масштабных проектов, но пока занимается развитием сети дискаунтеров, для открытия которых требуется значительно меньше инвестиций и времени. В этой нише, где уже обосновалась краснодарская сеть «Магнит», успевшая стать российской, есть неплохие перспективы. По словам генерального директора торговой компании «Масса» Михаила Седых, конкуренция пока не болезненная, поскольку рынок не заполнен.

— Ростов вместит еще столько же магазинов, сколько есть, — считает г-н Седых.

К тому же ростовские операторы пытаются по возможности чем-то отличаться от конкурентов, стараются совместить достоинства разных форматов. Например, у «Массы» ассортимент шире, чем у «Магнита», но цены по некоторым позициям могут быть выше. « И мперия продуктов» свои экономичные универсамы располагает внутри жилых районов, как «магазины у дома», а цены держит низкие.

Начинают внедряться и маркетинговые ходы. Например, «МегаДон» зарегистрировал свою марку «Империя продуктов», которую ранее ставил только на кондитерских и хлебобулочных изделиях, сделанных в собственной пекарне. Теперь закуплено фасовочное оборудование, чтобы маркировать продукты, сделанные по их заказу (это давно практикует «Магнит»}. В первую очередь это будет крупа. «Экономичный универсам» откроет собственное производство, а это будет подразумевать и развитие собственной торговой марки, что позволит иметь более высокую маржу и таким образом рекламировать собственную сеть. «Масса» также рассматривала вариант раз вития private label, но вплотную им не занималась, считая, что это не даст серьезного импульса торговле.

Однозначно ростовские сети сходятся в одном мнении — в необходимости дальнейшего увеличения количества своих точек. Правда, этот процесс уже начинает ограничиваться наличием хороших мест. Впрочем, у некоторых операторов появляются мысли в дальнейшем идти и на периферию — за пределы Ростова.

— Через несколько лет самыми конкурентоспособными станут те сети, которые пришли раньше и успели развиться до достаточно большого количества розничных точек, — считает Михаил Седых.

— Более разветвленные сети в будущем будут иметь преимущество, если не будут проданы, например, таким российским сетям, как «Копейка», «Пятерочка» и т. д. — соглашается Кирилл Миронов.

***

***

Ростовские сети продовольственных магазинов

Таблица в печатной версии издания

***

фото: Экономичный универсам «в двух шагах».

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости