Как сэкономить средства и предотвратить коррупцию
На заре перестройки, когда в деловой лексикон разом вошли новые термины, проверка компьютерной орфографии, не распознавая фразу «сумма договора с учетом НДС», предлагала заменить ее на словосочетание «с учетом нас». «С учетом НАС» — именно так можно охарактеризовать значительную долю закупочной деятельности в России. Система «откатов» при распределении бюджетов зародилась давно и продолжает действовать сейчас, существенно удорожая себестоимость продукции, неэффективно и несправедливо перераспределяя финансовые потоки между экономическими субъектами.
Традиционно закупки в России, как бюджетные, так и коммерческие, — одна из самых закрытых областей, участники которых тщательно охраняют свои личные интересы и налаженные связи. На государственном и региональном уровнях пока не создана система противодействия этим явлениям. Тем ценней опыт крупных корпораций, ищущих и находящих экономические пути создания прозрачных и эффективных закупок. О такой системе на прошлой неделе рассказывали региональным журналистам в московском офисе РАО «ЕЭС России».
***
Открытие закрытого клуба
Ежегодный закупочный бюджет РАО «ЕЭС России» составляет более 320 млрд. рублей, поставщиками являются 8,5 тыс. организаций, номенклатура поставок превышает 50 тыс. позиций. Изначально менеджмент корпорации уделял большое внимание тому, куда и как расходуются эти средства, стараясь сделать эти процессы максимально стандартизированными и открытыми. Система закупок товаров, работ и услуг на конкурсной основе работает в компании с 1999 года. Цель ее внедрения — улучшить управляемость финансовыми потоками, повысить прозрачность расходования средств, снизить издержки энергопредприятий, входящих в холдинг. Степень прозрачности закупок в компании характеризуют следующие цифры — по данным Госкомстата за первые три квартала 2004 года в РАО «ЕЭС России» было проведено 5055 открытых конкурсов, а в остальных естественных монополиях страны — 832 конкурса.
Называя себя высокотехнологичной компанией, РАО «ЕЭС России» подтверждает это на деле, с 2001 года активно работая в направлении электронной коммерции. Функционирует система информационной поддержки конкурсных торгов «TZS Electra», а в октябре 2002 года начала работу информационно-аналитическая и торгово-операционная система «Рынок продукции, услуг и технологии для электроэнергетики — «B2B-Energo». Данная система объединила в едином информационном и торговом пространстве поставщиков и потребителей услуг, регурсов и технологий в области поддержания, обновления и эксплуатации основных производственных фондов предприятий энергетики. В ее основу положены лучшие российские и зарубежные разработки, отражающие новейшие тенденции в области электронных технологий по научной организации систем межфирменной торговли в сети интернет на принципах «бизнес-бизнес».
РАО «ЕЭС России» — единственная крупная российская компания, внедрившая подобную систему. Руководитель дирекции организации и методологии конкурсных закупок госкорпорации Алексей Романов объяснял журналистам: «Раньше система поставок на энергосистему предоставляла этакий закрытый клуб. Нынешняя электронная торговая площадка обеспечивает недискриминированный доступ для всех типов поставщиков, равные конкурентные возможности, объективность и прозрачность сделок. Например, если региональная компания, производящая энергооборудование, регистрируется в системе, то она в обязательном порядке автоматически получает предложение на участие в конкурсе на поставку этого вида товаров, не выезжая в Москву, участвует в аукционе. В случае победы, согласно действующему российскому законодательству, с ней обязаны заключить договор на поставку оборудования».
Ход и все этапы торгов и конкурсов могут быть прослежены любым участником системы, любым контролирующим органом, что исключает возможность работы по принципу «с учетом нас». Председатель совета директоров инжиниринговой компании-оператора торговой системы «Центр реновации энергетики» Александр Бойко рассказывал: «Мы предлагали свои разработки многим крупным компаниям, выезжали в различные регионы. Нам задавали вопрос: «Что, прямо так все видно; на экране компьютера проследить можно: что кому и как? Нет, нам такого не надо, у нас только жизнь начала налаживаться».
Организатор конкурса экономит прежде всего за счет прямой борьбы поставщиков и снижения ими цен. Поставщики — на снижении косвенных издержек по сбыту своей продукции — командировочных, телефонных переговоров, маркетинговых усилий. Сделки, заключенные по всем заранее прописанным стандартам, проходят быстрее и требуют от продавцов и покупателей меньше времени, сил и средств на подготовку. Помимо основных функций — торговой, расчетной, информационной — «B2B-Energo» предоставляет участникам возможности для аналитической работы — в ней можно отследить все виды сделок по каждому виду товаров или услуг, изучить, как менялись цены, получить информацию об изготовителях и поставщиках.
***
Менеджмент
Существует два вида электронного бизнеса — В2С (business-to-client) и 62В (business-to-business). Первый обеспечивает торговлю между физическими и юридическими лицами, а второй — между предприятиями и юридическими лицами. Развитие торговых интернет-площадок в перспективе (и, судя по всему, очень недалекой) позволит обеспечить более эффективный и свободный поток информации, товаров, платежей и других услуг. По мнению практически всех аналитиков, 80% всех сделок, совершаемых посредством интернета, придется на В2В. В2В-сектор является одним из наиболее быстро развивающихся направлений в электронной коммерции, ежегодный рост его оборотов в мире составляет порядка 70-80%, объем доходов от онлайновых торговых площадок в 2004 году достиг $1300 млрд.
Главным препятствием на пути российской электронной коммерции сегодня является недостаточный уровень развития менеджмента и автоматизации российских компаний. Использование В2В действительно может значительно повысить эффективность взаимодействия как с новыми, так и старыми партнерами компании. В то же время она не заменяет грамотной маркетинговой политики, налаженных отношений, развитой логистики и других составляющих успешного бизнеса.
***
Задвижки и затворы для журналистов
На площадке «B2B-Energo» сейчас работают 2700 предприятий и организаций из 22 стран. Среди них — региональные подразделения холдинга (АО-энерго, АОэлектростанции), заводы-изготовители энергетического оборудования, запчастей и других материально-технических ресурсов, монтажные и ремонтные организации, предприятия научно-проектного комплекса. Участники системы получают информацию немедленно после объявления конкурса, все без исключения. Это позволяет не только снижать цены, но и отбирать наиболее качественные предложения, квалифицированных поставщиков и подрядчиков. Предприятия РАО закупают на электронных площадках продукцию (материалы, запчасти, оборудование), работы и услуги по ремонту, строительству, монтажу, проектированию, а также топливо (мазут, уголь, дизельное топливо, бензин). Продают товарно-материальные ценности (неликвиды, металлолом), работы и услуги по ремонту, наладке и монтажу для других организаций на принципах аутсорсинга. На семинаре для журналистов провели сеанс демонстрационных торгов — присутствующие в зале покупали задвижки и затворы. Два виртуальных поставщика участвовали в открытом конкурсе, предлагая лучшие цены и дополнительные сервисы. Меняющаяся информация мгновенно отображалась на мониторах участников.
Проведенные в системе торги уже позволили предприятиям холдинга снизить свои расходы на организацию закупок более чем на 50%, а цену закупаемых товаров, работ и услуг — на 17,5% от начальной стоимости лотов. При общем объеме закупок холдинга РАО «ЕЭС России» в 7 млрд. руб. экономия достигла порядка 1 млрд. руб.В электроэнергетике действует несколько площадок электронной торговли, но именно «B2B-Energo» позволила впервые работать не только с однозначно описываемым товаром. Для этого используется очень подробный классификатор отраслей, работ, товаров и услуг, имеющий семь уровней.
В декабре 2004 года правление РАО «ЕЭС России» одобрило первую в России корпоративную систему стандартов закупочной деятельности предприятий холдинга. Принятые документы раскрывают основные положения, термины, способы, условия, процедуры. Кроме того, стандарты описывают процесс управления закупками и процедуры контроля. По оценкам экспертов, уже в ближайшие три года экономический эффект от системы электронной коммерции только на предприятиях холдинга может составить более II млрд. руб. «Система «B2B-Energo» доказала свою эффективность, — сказал Алексей Романов, — поэтому мы ставим задачу довести долю закупок холдинга в электронной коммерции до 50%».
***
Как закрыть бизнес жены губернатора
Электронный рынок исключает возможность ценовых сговоров, приближает цену для потребителя к цене производителя, лишает неэффективных посредников экономической основы для их деятельности, способствует развитию добросовестной конкуренции в противовес конкуренции откатов, мотивирует товаропроизводителей к снижению издержек производства и к внедрению передовых технологий. Для продавцов эта система обеспечивает расширение рынка потребителей продукции, дает возможность привлечения и обслуживания средних и мелких покупателей без увеличения издержек на данное обслуживание, формирует более точную и конкурентную рыночную информацию. В электронной торговой системе круглосуточно можно найти постоянно обновляемую информацию о спросе и предложении, рыночных показателях, тенденциях рынка. Для покупателей система обеспечивает сокращение финансовых и временных издержек на установление отношений с новыми поставщиками и взаимодействие с существующими, открытие новых каналов закупки продукции, снижение издержек на взаиморасчеты между контрагентами.
Жители России, являясь конечными потребителями услуг РАО «ЕЭС России», также напрямую выигрывают от использования электронной коммерции. Снижение себестоимости в конечном плане приводит к сдерживанию тарифов на электроэнергию и теплоэнергию для конечных потребителей. В 2004 году, когда официально зарегистрированный уровень инфляции достиг 11,75%, рост тарифов РАО составил 11,5%.
Много вопросов у журналистов вызвал тарифный план системы «B2B-Energo» — вступительный взнос в размере 45 тыс. руб. ежемесячный — 9 тыс. руб. «Это отсекает малый и средний бизнес, для которого даже выигранная единожды поставка на энергосистему не перекроет этих затрат», — говорили представители региональных СМИ. Организаторы системы в этом случае советуют кооперироваться нескольким малым предприятиям и передавать право представительства на электронной площадке специальному оператору.
Система «B2B-Energo», впервые примененная на площадке одной из крупнейших российских корпораций, напрямую влияет на состояние всего российского рынка, делает его более прозрачным и открытым — через формирование конкурентной среды, снятие региональных и информационных ограничений для поставщиков. Опыт РАО «ЕЭС России» одобрен на совещаниях в Министерстве экономического развития и торговли и рекомендован для использования в других отраслях экономики. «В будущем, — говорит руководитель проекта «B2B-Energo» Центра реновации энергетики Вадим Потрашков, — такую же систему можно применять при закупках региональных бюджетов». Не секрет, что выбор поставщиков при распределении бюджетных средств — тайна за семью печатями. Или наоборот — победитель конкурса известен заранее, как правило, это структуры, аффилированные с властью. Открытость и прозрачность электронных торгов, полные данные о фирмах-поставщиках, выигравших конкурсы, история их деятельности открывает серьезные возможности для оптимизации региональных финансов и закрывает ряд нелигитимных преимуществ для «бизнеса жен, сыновей и дочерей губернаторов».
***
таблица в бумажной версии издания
***
Результаты использования систем электронной коммерции за рубежом
***
таблица в бумажной версии издания