"Мое главное оружие - медицина"

Республика Куба не намерена закупать новые системы вооружений. За тридцать лет (1960-1990 гг.) тесного сотрудничества с СССР на Острове Свободы скопилось предостаточно ракет, пушек и истребителей. "Мое главное оружие - медицина", - сказал на недавней встрече с российскими бизнесменами Фидель Кастро Рус. Уже более 47 лет он бессменно руководит страной, занимая посты президента и Верховного главнокомандующего (Comandante en Jefe). Но если раньше он и другие герои Сьерра Маэстра верили в необходимость вооруженной борьбы за торжество идей революции, то сегодня упор делается на мирные методы. В частности, "экспорт врачей".

Присутствие кубинских медиков, оказывающих бесплатную помощь венесуэльцам, помогло Чавесу победить на президентских выборах. Также налажено добрососедское сотрудничество с Боливией, Мексикой, Никарагуа, другими странами Карибского бассейна и Латинской Америки. Сегодня "экспорт врачей" помогает Кубе выстраивать отношения и с более "удаленными" странами: Алжиром, Афганистаном, Индонезией, Катаром и Пакистаном.

Армия

Обращаясь к военной теме в разговоре с российскими посланцами, Команданте-эн-Хефе сказал: "Если янки все же на нас полезут, так легко, как с Ираком, у них не получится. Доставшиеся нам советские самолеты и ракеты расположены глубоко под землей в защитных сооружениях. Нам будет чем ответить на первый удар".

Слова кубинского лидера непросто подкрепить цифрами и фактами из независимых источников: Куба не афиширует своих военных программ. Известно только, что на Острове Свободы продолжают базироваться боевые самолеты российского производства. Революционные Военно-воздушные силы (Fuerza Aerea Revolutionaria) имеют на вооружении до двухсот истребителей МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-29. А основу боевой мощи Революционных Вооруженных Сил (Fuerzas Armadas Revolutionarias) составляют советские ракетные комплексы. Американская разведка давно (и пока не очень результативно) ищет ответ на вопрос, какие именно. Как проверить, что и в каком количестве упрятано в глубоких бункерах? К тому же ракеты уже давно не "чисто русское" оружие: Китай, КНДР, Иран и другие страны освоили выпуск собственных систем, созданных на основе наших разработок.

Революционные Вооруженные Силы хорошо показали себя в "горячих точках". С 1975 по 1988 г. в Анголе находился контингент кубинских войск численностью в несколько десятков тысяч бойцов. Вместе с ангольцами кубинские интернационалисты нанесли военное поражение армии ЮАР, вторгшейся на территорию молодой республики. В конечном итоге кубинская победа привела к краху режима апартеида в Южной Африке и провозглашению независимости Намибии.

До недавнего времени достоверной информации о войне в Анголе было немного. И вот в 2005 г. в Гаване вышла интереснейшая книга Trueno Justiciero. Mis campan"as en cielo angolano ("Гром Справедливости. Мои кампании в ангольском небе"). Автор полковник Humberto Trujillo Hernandez принимал непосредственное участие в боевых действиях, выполняя полеты на истребителях МиГ-21МФ (кодовое название trueno - "гром") и МиГ-23МЛ (estrella - "звезда"). Он дает подробное описание истории противоборства в воздухе между кубинскими и южноафриканскими летчиками. Приводит конкретные примеры (с фотографиями) уничтожения воздушных и наземных целей при помощи различных средств поражения, в том числе управляемых ракет Р-23, Р-60 и Х-23. В настоящее время "миги" проходят модернизацию, которая расширит их боевые возможности.

Здравоохранение

Куба по праву гордится достижениями в области медицины и образования. До революции 70% сельских жителей не имели доступа к медицинским и учебным учреждениям, четверть взрослого населения не умела читать. Сегодня все молодые кубинцы получают 12-летнее обязательное образование, а средняя продолжительность жизни выросла с 55 до 75 лет.

"Медицина остается нашим главным приоритетом, - говорил Фидель Кастро нашим бизнесменам, - мы продолжаем делать большие инвестиции в ее развитие". Основной упор делается на развитие инфраструктуры и спектра услуг системы медицинского обслуживания населения как Кубы, так и соседних стран. По словам Фиделя, на Острове Свободы работают 90 тыс. врачей, а на медицинских факультетах обучаются 25 тыс. студентов (в том числе 12 тыс. иностранных). В кубинских госпиталях делается 45 тыс. операций в год. По данным за 2000 г., более 1300 кубинских врачей работали в 40 странах мира. Сегодня эта цифра в несколько раз выше.

При реализации международных программ Гавана проводит политику "двойного стандарта". Отобранные кубинским руководством страны получают медицинскую помощь бесплатно или за частичную плату продуктами традиционного экспорта. Венесуэла, например, поставляет нефть, другие страны - продовольствие и одежду. "Две трети населения Венесуэлы (17 млн.) нуждается в медицинской помощи, и мы ее оказываем", - сказал Фидель. Казна республики выделяет на это направление десятки миллионов долларов ежемесячно.

Второе направление чисто коммерческое. Куба достигла значительных высот в медицинской науке, что дает возможность использовать ее достижения в качестве высоколиквидного товара на мировом рынке. Во-первых, это платные услуги кубинских врачей пациентам из других стран как на их территории, так и на Кубе. Во-вторых, это комплектация и поставка зарубежным заказчикам комплектов оборудования для больниц, поликлиник и мобильных госпиталей. Фидель, в частности, назвал "Сименс" в качестве одного из основных партнеров Кубы в этой области. В рамках международных программ оказания помощи пострадавшему от стихии населению Пакистана и Индонезии Куба развернула на территории этих государств несколько походных госпиталей. В числе других стран, где активно работают кубинские врачи, Фидель назвал Алжир, Афганистан и Катар.

Российские собеседники вспоминают интересную подробность относительно недавно поставленных на Кубу пассажирских лайнеров типа Ил-96-300. Когда руководители национальной авиакомпании Cubana de Aviacion заговорили о планах по открытию новых пассажирских рейсов, Команданте-эн-Хефе прервал их: "Это не ваши самолеты. Оба "ила" - мои. Даже не думайте, что на них будут летать (платные) пассажиры." Действительно, сегодня оба кубинских Ил-96-300 и одна зафрахтованная машина "Домодедовских авиалиний" используются в основном для перевозок врачей, пациентов и медицинского оборудования в рамках специальных программ революции. "Получается, что "илы" - средство перевозки главного кубинского "оружия" - врачей", - сделали вывод российские гости.

Экономика

Сегодня республика находится в непростом экономическом положении. Вряд ли можно односложно ответить на вопрос "почему". Вот что написал еще в 1961 г. один из героев Сьерра Маэстра Эрнесто Гевара: "Революции редко, если вообще когда-либо, происходят по мере достижения полной готовности, и не все их детали можно научно предсказать. Они продукт страсти и импровизации конкретных личностей в их стремлении к социальным изменениям, а посему никогда не бывают идеальными. Наша революция не стала исключением".

В стране действует система распределения основных товаров повседневного спроса, призванная обеспечить всем жителям минимальный набор жизненно важных продуктов. Каждый имеет "карточку покупателя" (libreta), по которой приобретает (по низким ценам в национальной валюте, используемой при выдаче заработной платы) определенное количество риса, сахара, бобов, кофе, соли и яиц. Оставшиеся деньги (зарплата государственных служащих обычно составляет от 10 до 30 евро в месяц) можно потратить на "колхозном рынке" или поменять на свободно конвертируемую валюту ("конвертируемый песо").

Развал социалистического лагеря больно ударил по экономике республики. Достаточно сказать, что в 1993 г. общий объем внешней торговли Кубы составлял всего лишь четверть от уровня пятилетней давности. В 1988 г. доля стран СЭВ в кубинской внешней торговле достигала 87%. А пару лет спустя СССР "ополовинил" поставки нефти на Кубу. Еще через год пересмотрел закупочные цены на кубинский сахар, снизив их с 800 до 200 долларов за тонну. В результате товарообмен между нашими странами упал более чем в десять раз, ограничившись бартерным обменом сахара на нефть и химические удобрения.

По данным западных источников, российские товары сегодня занимают всего лишь 8% в импортном потоке Кубы. В Россию направляется 18% кубинского экспорта. Если эти цифры верны, то остается лишь констатировать пренеприятный факт: наша страна - единственная из экономически развитых государств, у которой в торговле с Кубой экспорт превалирует над импортом. Другие крупные торговые партнеры Кубы - Испания, Канада и Франция - экспортируют значительно больше, чем импортируют (в три и более раз). Причина проста: правительства этих государств активно помогают своим экспортерам в продвижении их продукции на внешние рынки, в том числе путем предоставления стране-импортеру долгосрочных товарных кредитов.

Есть мнение, что в системе СЭВ завышенные цены на традиционные товары кубинского экспорта (сахар, табак, кофе, цитрусовые, никель) вкупе с программами "дотационного" характера по развитию экономики Кубы приносили стране 5-6 млрд. долларов в год. Этот "дисбаланс" в торговле некоторым образом оформлялся в виде государственного долга. По словам посла России на Кубе Андрея Дмитриева, "советский долг" Кубы составляет более 20 млрд. долларов. Однако, как и прочие "советские" долги, кубинский не имеет сколько-нибудь серьезной перспективы на реальные выплаты.

Иногда можно услышать, что, мол, некоторые наши "друзья по соцлагерю" этаким камнем висели на шее советского государства, "тащили" с него кто сколько мог. И посему прекращение торговли с ними (в рамках СЭВ) было неким благом для России. Верны ли эти утверждения? Возможно. Но правда и то, что советская система расчетов стоимости товаров не всегда выдавала результаты, сколько-нибудь близкие к реальной цене данных товаров на мировом рынке.

В случае советско-кубинского сотрудничества можно говорить о некоем экономическом и военно-политическом балансе интересов двух стран. До 1959 г. Куба в значительной степени обеспечивала потребности США в сахаре, кофе, табаке и никеле. На Соединенные Штаты приходилось свыше 70% ее внешнеторгового оборота. Североамериканский рынок всегда отличался высокой конкуренцией. Значит, хорошо продававшиеся на нем кубинские товары в то время были конкурентоспособными. После национализации ряда крупных компаний в 1960 г. Куба получила от США "счет" из 5911 пунктов на общую сумму 1,8 млрд. долларов. Это тоже кое о чем говорит. Если бы страна не представляла интереса для американских инвесторов, они бы не вкладывались в объекты на ее территории.

После победы революции Куба начала массовые поставки товаров своего традиционного экспорта (как мы выяснили, весьма конкурентоспособных на западном рынке) в Советский Союз. Обратный же поток в значительной степени состоял из продукции машиностроения и товаров народного потребления. На собственном опыте мы знаем, какого подчас они были качества и исполнения. Так что ответ на вопрос, кто кого "спонсировал", оказывается не столь простым, как он мог представляться лидерам "перестройки". А вот вопрос, кто кого кормил, имеет несложный ответ. В рамках разделения труда в СЭВ, Куба сосредоточилась на сахаре. По объемам его производства (в среднем 7 млн. тонн в год, рекордный показатель - 10 млн. т) она уступала только Бразилии.

В военной области для СССР огромную ценность представляло расположение Кубы в непосредственной близости от берегов США. Расстояние от Острова Свободы до основных промышленных центров США ракеты могли преодолеть за считанные минуты. На Кубе долгое время располагались советские базы слежения за объектами на территории США, ремонта и обеспечения кораблей ВМФ СССР и прочие. Разрешая СССР использовать территорию своей страны, Фидель Кастро оказывал ему неоценимую услугу по поддержанию военного баланса с "вероятным противником".

Туризм

"Уже более 14 лет как СССР прекратил свое существование. С тех пор помощи мы больше от вас не чувствуем. Тем не менее Куба продолжает жить и развиваться. Сегодня республика абсолютно платежеспособна. Я лично буду следить за тем, чтобы все лизинговые платежи по поставленным российским самолетам отдавались вовремя", - обнадежил московских гостей Фидель. И попросил их при первой возможности рассказать об этом разговоре Путину. Выразил сожаление, что Владимир Владимирович уже давно не бывал на Кубе (последний визит состоялся в декабре 2000 г.).

С тех пор немало воды утекло с живописных водопадов Сьерра Маэстра. Куба оправилась от экономических потрясений, вызванных "саморазвалом" социалистического лагеря. Первой реакцией руководства республики на вызов времени было введение "специального периода" (программы ограничения потребления), поиск доступного по цене топлива, постепенное открытие страны для иностранных инвесторов и туристов. Пережить трудные девяностые годы помог туризм. Кубинские власти провели реконструкцию имеющейся гостиничной сети и с помощью испанских, канадских и французских инвесторов построили новые отели на полуострове Варадеро.

В 2000 г. туристический поток на Кубу превысил 1,5 млн. человек и продолжил расти ежегодно на 10-20%. Вместе с "экспортом врачей" и сахаром, туризм вошел в тройку крупнейших источников твердой валюты. Правда, только треть его (порядка 1 млрд. долларов) остается в казне Острова Свободы после расчета с иностранными инвесторами и туроператорами. Большая половина туристов - европейцы, вторую делят между собой канадцы и латиноамериканцы.

Наших соотечественников в Варадеро немного: перелет из Москвы в Гавану (9200 км) длится 12-13 часов и обходится недешево. Тем не менее широкофюзеляжный Ил-96-300 на регулярном рейсе "Аэрофлота" (пять раз в неделю) часто летит "битком". Многие из побывавших в Гаване и Варадеро туристов возвращаются домой с желанием еще раз отдохнуть на Кубе. А если у кого и возникают отрицательные эмоции, они, как правило, не связаны с природой, климатом и условиями проживания. В основном претензии сводятся к "человеческому фактору" в системе обслуживания (и их меньше там, где оператором выступает испанская фирма). Фидель заявил московским гостям, что в настоящее время реализуется программа по расширению туристической зоны за счет архипелагов Савана и Камавэй. "Мы уже провели насыпные дороги на некоторые острова и строим там новые международные аэропорты, - рассказал он. - Западные инвесторы охотно вкладываются в такие проекты. Если россияне захотят, пусть тоже приходят и строят гостиницы". На это приглашение уже поступили отклики.

Энергетика

При всей привлекательности туристического бизнеса наиболее обещающей для российских фирм выглядит тема модернизации объектов энергетической системы. Посол России в Гаване Андрей Дмитриев считает это направление "очень перспективным", вызывающим "большой взаимный интерес сторон". Энергетическая реформа предполагает сохранение центральной сети на основе крупных электростанций, построенных при содействии Советского Союза. "Оборудование этих станций устарело и нуждается в частичной замене и модернизации", - отметил Андрей Викторович. Об интересе руководства Кубы к взаимодействию с Россией в данном вопросе говорит тот факт, что большую часть диалога Фиделя Кастро с российскими представителями заняла именно эта тема.

Основные российские производители "индустриальных турбин" представляли свою продукцию на прошедшей 11-16 апреля в Москве выставке "Двигатели-2006". В этой связи "ВПК" попросил подробнее остановиться на энергетической реформе одного из участников встречи с Фиделем - генерального директора "Ильюшин Финанс" Александра Рубцова.

"Фиделя Кастро интересует модернизация энергосистемы в целом. У него есть четкое видение подходов к решению данной проблемы, - рассказал наш собеседник. - Первое - заменить существующие неэффективные в смысле расходования электроэнергии системы, начиная от холодильников, электрочайников и посудомоечных машин. В здании Госсовета даже развернута настоящая "выставка" таких устройств. Представлены как старые, советского производства, так и современные, энергосберегающие приборы. Фидель - довольно дотошный руководитель, любит влезать в детали. Он помнит много цифр. Знает, например, сколько современные холодильники потребляют энергии в сравнении с "Минском", который до сих пор очень популярен на Кубе. Замена старых кондиционеров и холодильников на современные обещает дать гигантскую экономию электроэнергии. При этом высвобождается большое количество энергии, которая, по сути дела, сегодня экспортируется на Кубу в виде дорогостоящего нефтяного топлива".

"Вторая тема - создание энергетических мобильных модульных подстанций на базе мощных дизель-генераторов для обеспечения потребностей страны во время пиковых нагрузок в утренние и вечерние часы, - продолжает Александр Рубцов. - Проблему нехватки электроэнергии хотят решить путем создания резервных мощностей, которые вводятся в действие по мере необходимости. Третье направление - модернизация крупных энергетических подстанций, построенных с помощью СССР. Четвертое - развитие собственной нефтяной базы. Сегодня Куба добывает 4 млн. тонн нефти, что покрывает до половины потребностей страны. Вторая половина приходит из Алжира и Венесуэлы. Одна из проблем - на острове нет перерабатывающих мощностей для получения авиационного керосина. Его приходится привозить из-за рубежа".

В конце 1990-х Россия поставляла Острову Свободы 4,5 млн. тонн нефти ежегодно. Сегодня наше "черное золото" уступает рынок алжирскому и венесуэльскому. Параллельно Куба наращивает собственные мощности по добыче нефти и попутного газа с целью полного обеспечения собственных потребностей. Заметим, однако, что кубинская нефть залегает довольно глубоко и, самое неприятное, имеет повышенное содержание серы и примесей. Поэтому в обозримой перспективе страна вряд ли достигнет самодостаточности в данном вопросе.

Александр Рубцов считает, что имеется перспектива расширения экспорта на Кубу отечественных силовых машин. "Совершенно ясно, что Куба нуждается в срочной модернизации своих энергетических систем и что соответствующая программа революции только начинается, - сообщил он. - Российские компании, как мне представляется, должны проявлять большую заинтересованность по участию в такого рода проектах. Наши производители должны быть на Кубе, поставлять грузовики, холодильники, медицинское и энергетическое оборудование, другую продукцию машиностроения. Такого рода техника на Кубе есть, но она морально и физически устарела. Ей требуется замена".

Аналогичного мнения придерживается еще один участник встречи с лидером кубинской революции - генеральный директор АК "Ильюшин" Виктор Ливанов. "Энергетика - самая "больная" тема для президента, - вспоминает он. - Подведя нас к карте энергетической системы страны, Фидель признался: на Кубе плохо с электроэнергией. "Были моменты, когда целые районы отключались из-за превышения энергопотребления над возможностями сети", - сказал он. Правительство решает проблему, устанавливая дополнительные генерирующие мощности".

А вот наделавший много шума "атомный проект", по всей видимости, останется нереализованным. По данным западных источников, постройка первой на Кубе атомной станции началась еще в 1980-е гг. при помощи СССР. Степень готовности - 70-75%. Однако Фидель отказывается от завершения проекта: "Атомные станции строить не будем - слишком дорого". Куба решила сделать ставку на более дешевые "ветряки" и дизельные генераторы.

Виктору Ливанову понравилась выставка, развернутая в Госсовете республики. "Там собраны сотни образцов различной бытовой техники - холодильников, телевизоров, лампочек и так далее. Фидель показал нам холодильник "Сименс", который потребляет 26 Вт. И заметил, что "Минск" потребляет более 1кВт, а на Кубе более 3 млн. таких холодильников...". И Виктору Ливанову запомнились эти слова президента.

Команданте-эн-Хефе поведал москвичам о том, что правительство "дарит" жителям страны новые холодильники и телевизоры в рамках реализации соответствующей программы революции. "Мы активно внедряем более совершенные системы домашней электротехники. Планируем получить 70% экономии от внедрения энергосберегающего оборудования всего за один год", - говорит Фидель.

Долги

На Кубе эксплуатируется порядка 20 тыс. советских грузовиков, в основном ЗиЛ-130. "Они жгут топливо неимоверно, и мы хотим переоснастить их на более экономичные дизельные двигатели", - поделился кубинский лидер своими планами. И добавил, что на автомобили, железнодорожные локомотивы, холодильники и еще много чего, что поставлял Советский Союз, не хватает запчастей. В настоящее время Россия прорабатывает возможность поставки в кредит новых автомобилей. Вместо замены силового агрегатата ЗиЛ-130, РФ предлагает заменить морально устаревшие и физически изношенные грузовики на новые, с современными дизельными двигателями. Альтернативные предложения поступили от Китая. Недавно КНР удалось продать Кубе тысячу туристических автобусов, из которых триста уже поставлено.

Кстати, продукция китайских и европейских автозаводов успешно продвигается на кубинский рынок благодаря "длинным кредитам", которые под соответствующие проекты предоставляют Кубе правительства заинтересованных стран. А российские производители постепенно утрачивают свои позиции. Вот как прокомментировал ситуацию посол России: "Говорят, что Куба не платежеспособна. Это далеко не так. Как только правительство объявляет очередной международный тендер на поставку некого оборудования, сразу поступают предложения из Европы, Канады, Китая, Японии, Кореи, латиноамериканских стран. Продать здесь что-либо совсем не просто".

Основная проблема - финансирование. "Сегодня российские поставщики работают в неравных, зачастую невыгодных условиях, - считает Андрей Дмитриев. - Потому что другие государства активно используют инструмент долгосрочного кредитования, а наши компании долгое время торговали без такой поддержки. Если мы урегулируем кредитно-финансовые отношения, темпы российско-кубинского сотрудничества резко активизируются". По мнению посла, этот вопрос может быть решен в течение нескольких месяцев. "Трудность в том, что возникла задолженность Кубы перед Россией по кредитам, выданным уже в постсоветское время. В последнее время очень большая работа проделана по реструктуризации этой задолженности. Она еще не закончена полностью, но близка к завершению. Это расчистит путь к восстановлению кредитных линий", - предполагает дипломат.

Проблема долгов объективно существует, отмечает посол. "Но в правительстве РФ есть понимание необходимости поиска выхода из данной ситуации, - заявил Андрей Дмитриев. - Предпринимаются очень энергичные усилия, чтобы развязать этот узел". За Кубой числится две группы долгов. Первая - так называемый "советский долг" (свыше 20 млрд. долларов). Востребовать его непросто из-за отсутствия соответствующего оформления. Вторая группа - долги постсоветского периода. "В 1993 г. между Россией и Кубой было подписано кредитное соглашение. С тех пор появилась задолженность в размере более 100 млн. долларов. Но этот долг сформировался в совершенно других условиях", - подчеркнул посол. Если правительства Кубы и РФ договорятся о принципах реструктуризации и погашения этого долга, то поставки российской техники на Кубу могут существенно расшириться. В том числе и за счет правительственной программы поддержки экспорта высокотехнологичной продукции с использованием кредитного механизма, уже задействованного по программе Ил-96-300VIP. "Для России кредитование поставок высокотехнологичной продукции на Кубу - выгодная вещь. Выдаваемые кредиты - возвращаемые. Кроме того, это еще и вливание в экономику собственной страны", - подчеркнул Андрей Дмитриев.

Советская и российская техника пользуется хорошей репутацией среди кубинцев. Они оценивают ее как прочную, долговечную и ремонтопригодную. "Куба прошла через несколько кризисов, - развил посол и эту тему. - И выяснилось, что советская техника обычно не требует какого-то специального или сложного обслуживания. Это весьма положительный момент для тех стран, где имеются трудности с организацией послепродажного обслуживания, нет соответствующей инфраструктуры. В таких условиях советская техника показала себя лучше западной".

"Россия должна активно работать на кубинском рынке для сохранения здесь своего экономического присутствия. И не только потому, что это оправданно с политической точки зрения. У нас здесь есть традиционные интересы, собственная ниша на местном рынке и большой встречный интерес. И, наконец, за несколько десятилетий накоплен колоссальный опыт сотрудничества. На Кубе многие люди сформировались как специалисты - инженеры, экономисты, военные - во время советско-кубинского сотрудничества. В рамках системы экономической взаимопомощи они прошли курс обучения в СССР. Выучили русский язык, хорошо освоили советскую и российскую технику. Это колоссальная ценность, которую надо обязательно использовать. Я убежденный сторонник того, что Россия должна максимально использовать эти возможности", - заключил дипломат.

Самолеты

Обратим внимание и на то, что Фидель, как отмечают собеседники "ВПК", поспешил заверить "ильюшинцев", что Куба сделала ставку на приобретение российских самолетов. И что она не собирается покупать западную авиационную технику, ограничившись временным использованием небольшого количества "эрбасов" и "боингов" до поставки новых Ил-96 и Ту-204. Куба планирует довести численность парка Ил-96-300 до пяти и дополнительно закупить пять-шесть Ту-204-100/300. (И буквально на днях был подписан контракт о поставке на Кубу еще четырех пассажирских лайнеров - двух Ил-96-300 и двух Ту-204-100 - и одной грузовой машины Ту-204С.).

Затем будет рассмотрен вопрос о самолетах регионального класса. Руководители Cubana оценили потребность авиакомпании в 20-30 таких машин. Если не удастся решить проблему с американскими двигателями и оборудованием на переговорах по китайским Y-7/MA-60 (развитие Ан-24), то у авиастроителей России появится еще один шанс. Их надежды связаны с личными пристрастиями лидера кубинской революции: "Я облетел весь мир на Ил-62, и он мне очень нравился. Я буду помогать вам продавать самолеты этой марки". Не случайно, что на осмотр первого Ил-96-300 авиакомпании Cubana Фидель пригласил своих друзей - президентов Венесуэлы и Доминиканской Республики.

Ил-96 уже успел зарекомендовать себя с лучшей стороны на перевозках врачей и пациентов. А зафрахтованные Ил-76ТД отличились при выполнении специального задания. По словам Фиделя, несколько таких машин Куба фрахтовала для перевозки флагштоков под черные знамена с белыми звездами (в память об убиенных империалистами революционерах, в список которых внесли Владимира Ленина и Эрнесто Гевару). Ими кубинские власти "закрыли" здание секции интересов США на набережной Гаваны. Этой акции предшествовало решение американцев "пустить" по окнам этого здания "бегущую информационную строку" пропагандистского характера. Чтобы закрыть ее от глаз прохожих, перед зданием воздвигли т.н. "антиимпериалистическую трибуну", установив 130 толстых труб-флагштоков. Их с энтузиазмом и в короткий срок сделали мексиканцы. А путь из Мексики на Кубу трубы проделали в чреве "илов".

Деятельное участие наших самолетов в "победах" кубинцев на медицинском и пропагандистском фронте подняло интерес к российской авиатехнике в Латинской Америке. А отказ США на просьбу Испании разрешить ей поставить ВВС Венесуэлы военно-транспортные самолеты EADS CASA C-235 (на них используются американские двигатели и авионика) усилили антиамериканские настроения в регионе. "Западную технику мы не будем покупать, особенно ту, где стоит американское оборудование, - заявил Фидель Кастро гостям из Москвы. - Кто моему другу Чавесу отказал в закупке испанских военно-транспортных самолетов? Американцы! Я посоветовал ему впредь покупать авиатехнику у других стран" (АК "Ильюшин" отреагировал на ситуацию посылкой Чавесу коммерческого предложения по новейшему Ил-112). "У вас, русских, сейчас имеется прекрасный шанс не только на Кубе, но и в Латинской Америке, - продолжал тему Команданте-эн-Хефе. - Ситуация сейчас очень быстро меняется. Все больше стран не любят американцев, пытаются уйти из-под их влияния. Многие смотрят в сторону России".

Переводя разговор в практическую плоскость, Фидель предложил российским бизнесменам учредить на Кубе СП по продвижению российских самолетов в Латинскую Америку, создать в гаванском аэропорту "хаб" с соответствующей инфраструктурой и построить здесь центр технического обслуживания гражданской авиационной техники советского и российского производства. В случае реализации этих проектов в России и на Кубе будут созданы дополнительные рабочие места.

Предложение укладывается в общий курс кубинского правительства на создание совместных предприятий с иностранными инвесторами. Соответствующий закон появился почти десять лет назад. К настоящему времени учреждено порядка 350 СП. Их годовой оборот составляет несколько миллиардов долларов. До сего момента Россия не принимала участия в этом процессе, пропустив вперед Испанию, Канаду, Италию, Францию, Англию и Мексику.

Инвестиции

Кубинское правительство широко привлекает иностранные компании к масштабным проектам по развитию экономики страны. Обычно выбор партнера по новой программе идет среди фирм государств, что придерживаются курса на взаимовыгодное сотрудничество и невмешательство во внутренние дела. При этом кубинцы стараются обеспечить известную степень диверсификации, снизить зависимость от одной страны-поставщика. Именно в этом контексте и следует относиться к предложениям Фиделя по расширению связей с Россией.

Кубинскому руководству удалось найти удачную форму сотрудничества с иностранным капиталом при сохранении социалистической модели экономики с жестким центральным планированием, государственной собственностью на средства производства и монополией государства на трудовые ресурсы (СП нанимают кубинский персонал через специальные правительственные агентства).

Каких-либо серьезных перемен в систему социализма Фидель вносить не планирует. "Однако он сказал, что не боится частных инвестиций в экономику республики через СП с правительством Кубы. При этом остаются ограничения на частный бизнес и мелкую торговлю", - отметил в беседе с "ВПК" Александр Рубцов. В последние несколько лет такая политика привела к позитивным сдвигам в финансово-экономической области, ускорила темпы экономического развития страны. "У иностранных инвесторов появляются новые возможности по развитию бизнеса на Кубе, вложениям в недвижимость. Россия не должна оставаться в стороне. Иначе поезд уйдет без нас", - считает гендиректор "Ильюшин Финанс".

"Попытки внешних сил изолировать Кубу пока не достигают поставленной цели, - подводит итог нашему разговору посол Андрей Дмитриев. - Страна уже в значительной степени интегрирована в экономику стран Карибского бассейна и продолжает поиск путей интеграции с Латинской Америкой. Для России это открывает новые возможности по проникновению на пока еще малоосвоенный отечественными производителями латиноамериканский рынок".

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости