Ежегодно в сельских районах России на выполнение однообразной типовой работы по сбору и учету информации о населении, его хозяйственной и иной деятельности и записи полученных данных в нехозяйственные книги расходуется большое количество ресурсов. Особо затратной эта деятельность является на территориях с низкой плотностью населения, например на территории Удмуртской Республики.
Муниципальными органами власти Удмуртии для заполнения похозяйственней книги привлекаются практически все штатные работники сельских администраций. Суть их работы состоит в обходе подведомственных населенных пунктов и переписи населения, домов, скота, транспорта, сельскохозяйственных и лесных угодий и т.д. Полученные данные используются для составления и выдачи разнообразных справок населению, а также для подготовки различных информационных материалов для органов государственной власти и хозяйствующих субъектов.
В 2002 г. специалистами "Ассоциации Митра" (1С:Франчайзи, г. Ижевск) по заданию администрации президента и правительства Удмуртской Республики был реализован проект по автоматизации учета хозяйств в ряде сельских районных администраций на территории Удмуртской Республики.
Разработчикам требовалось создать и внедрить автоматизированную систему для сельских администраций, обеспечивающую ввод и хранение необходимых данных, оперативный поиск нужной информации, выборку и формирование отчетов и справок. В результате автоматизации также требовалось свести к минимуму вероятность появления ошибок в хозяйственном учете и обеспечить их своевременное выявление и исправление.
Постановщиком задачи, а также тестером разработанной системы была назначена пироговская сельская администрация Завьяловского района Удмуртской Республики. Для решения этих задач специалисты "Ассоциации Митра" разработали программный продукт "1С:Похозяйственная книга", являющийся конфигурацией системы программ "1C:Предприятие 7.7".
Данный программный продукт позволяет вести учет хозяйств, жителей, земель и их собственников, жилого фонда, скота и технических средств, являющихся собственностью хозяйства, и в результате существенно расширить возможности сельской администрации по ведению как учета хозяйственной деятельности, так и похозяйственней книги. Предусмотрено формирование отчетов и справок для финансовых, сельскохозяйственных, статистических, страховых, налоговых и других органов исполнительной власти. Реализованы контроль за расчетами физических лиц с местным бюджетом и сбор местных налогов с населения (налог на имущество, земельный налог, целевой сбор).
Для ввода и хранения в системе информации о хозяйствах, гражданах, земле, жилом фонде, собственниках земли и жилья, а также других данных используются справочники.
Факты прибытия в хозяйство и убытия из него физических лиц, постановка на учет и снятие с учета военнообязанного, а также другие факты регистрируются в системе с помощью соответствующих документов. Документ "Начисление налогов", например, применяется для начисления налогов (целевых сборов) членам хозяйств, собственникам земли (налог на землю) и собственникам жилья (налог на жилье). Реализовано автоматическое заполнение табличной части данного документа в соответствии с заданными условиями. При работе с документом можно напечатать сводную ведомость по начисленным налогам. Регистрация фактов уплаты налогов выполняется с помощью документа "Уплата налогов".
Перечень отчетов и групп отчетов, формирование которых предусмотрено в программе, насчитывает несколько десятков наименований, в том числе "Список членов хозяйств", "Земли, находящиеся в пользовании граждан", "Жилой фонд", "Скот, являющийся собственностью хозяйства", "Технические средства, являющиеся собственностью хозяйства". Большая часть отчетов сгруппирована в группы - по воинскому учету, по лицам, проживающим на территории сельской администрации, по жилищному фонду хозяйств на территории сельской администрации, по налогам и т.п. В качестве параметров при формировании отчетов можно задавать половозрастные, социальные, имущественные, технические и иные характеристики как отдельных граждан, так и семей. Аналогично можно работать с имущественными и земельными объектами.
Предусмотрено формирование справок для населения, таких, как "Справка с места жительства", "Справка о присвоении почтового адреса", "Выписка из домовой книги", "Справка на оформление наследства", "Справка о выделении земельного участка под строительство" и др.
Как показала практика, с помощью конфигурации "1 С:Похозяйственная книга" сельские администрации решают весь комплекс задач, связанных с ведением учета хозяйств, населения, жилищного фонда, земель, находящихся на территории сельских администраций. При этом обеспечивается своевременное отражение изменений в объектах учета, появляется возможность проследить их динамику, а также повышается достоверность фиксируемой информации. Существенным фактором является также повышение производительности труда работников сельских администраций и качества оказываемых ими услуг населению. Так, сроки выдачи справок, необходимых для представления в различные инстанции, сокращаются с нескольких часов или даже дней до секунд, что позволяет выдавать справки в момент обращения граждан. Это особо актуально в "горячие" периоды - в начале года, во время сдачи налоговой отчетности, накануне 1 сентября и т.д., когда число граждан, обращающихся за справками, многократно возрастает.
Дополнительным позитивным результатом применения программного продукта явилось ускорение информатизации сельских администраций. Дело в том, что хотя в рамках различных целевых программ как федерального, так и республиканского уровня компьютеры были приобретены для многих населенных пунктов Удмуртии, но для работы они зачастую не использовались. Причина такого положения состоит в отсутствии у пользователей элементарных навыков работы с компьютерной техникой, приводящем к непониманию преимуществ ее применения. Внедрение программы "1C:Нехозяйственная книга" в этом случае наглядно демонстрировало возможности компьютерных технологий и приводило к изменению психологии работников. Овладев новой техникой даже на минимальном уровне, они становились сторонниками ее более широкого использования.
В последнее время программный продукт развивается в нескольких направлениях. Одно из них предусматривает выгрузку данных для налоговой инспекции и вышестоящих органов управления муниципальных образований в электронном виде. Особую заинтересованность в развитии этого направления проявляют налоговые органы, поскольку они уже технологически готовы к получению данной информации в электронном виде.
Вторым важным направлением является развитие подсистемы "Семья", предназначенной для детального отображения социально-демографических характеристик отдельных семей. С помощью данной подсистемы можно будет формировать социальный паспорт семьи, включающий сведения о ее составе, жилищно-бытовых условиях, видах оказываемой помощи, а также о личных обращениях граждан и потенциальных льготах. Наличие данной подсистемы позволит органам социальной защиты оперативно получать достоверную информацию и своевременно оказывать адресную помощь/ Кроме того, вышестоящие органы власти получат возможность на основании репрезентативного массива данных оперативно отслеживать динамику изменений, происходящих в семьях на той или иной территории, и вносить коррективы в свою социальную политику.
Разработка подсистемы "Юридические лица" позволит вести учет юридических лиц, зарегистрированных на территории сельской администрации, земельных участков и расположенных на них зданий и сооружений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также учет аренды. Информация, накопленная в данной подсистеме, может быть использована муниципальными образованиями и вышестоящими органами управления в процессе принятия управленческих решений.
На настоящее время конфигурация "1С:Похозяйственная книга" успешно эксплуатируется более чем в 40 сельских администрациях Удмуртской Республики.
Для работы с конфигурацией необходимо наличие компоненты "Бухгалтерский учет".
1С:Франчайзи "Ассоциация Митра" Контактный телефон (3412) 43-51-51