Право на вычет
Наша организация с 1 января 2004 г. перешла на упрощенную систему налогообложения. От дебиторской задолженности за прошлые годы по мере ее поступления мы исчисляем и уплачиваем НДС До перехода на УСН мы выполняли строительно-монтажные работы с помощью субподрядчиков. В июне 2004 г. с нами рассчитались заказчики. Мы, в свою очередь, погасили задолженность перед субподрядчиками и представили в налоговую инспекцию налоговую декларацию по НДС за июнь 2004 года. В декларации мы отразили НДС от дебиторской задолженности и произвели налоговый вычет по кредиторской задолженности. Правы ли мы?
Е. Лизюкова, г. Москва
Вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признанных объектами налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ (п. 2 ст. 171 НК РФ). В этом пункте перечислены случаи, когда суммы НДС по приобретенным товарам, работам и услугам включаются в их стоимость. К ним, в частности, относятся и приобретение товаров (работ, услуг) лицами, не являющимися плательщиками НДС. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что НДС относится на увеличение стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) при их получении неплательщиками этого налога.
В вашем случае строительно-монтажные работы выполнены для вашей организации субподрядными организациями в период, когда она являлась плательщиком НДС. Следовательно, НДС по таким работам вы вправе включить в состав налоговых вычетов при определении налоговой базы по объектам строительства, сданным заказчику до перехода на упрощенную систему налогообложения, оплата за которые поступила после перехода на эту систему налогообложения. Положения же подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ должны применяться только к тем товарам, работам и услугам, которые получены после перехода организации на УСН.
Аналогичный вывод можно сделать из содержания п. 1.3 Методических рекомендаций по применению главы 21 НК РФ, утвержденных Приказом МНС РФ от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447. В этом пункте указывается, что НДС по товарам (работам, услугам) производственного назначения, используемым организациями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, к вычету не принимается, а включается в стоимость этих товаров (работ, услуг).
В отношении НДС по товарам, работам и услугам, использованным до перехода на упрощенную систему налогообложения, но оплаченным после перехода, ни в главе 21 НК РФ, ни в Методических рекомендациях по их применению, ничего не указывается.
В то же время разъясняется, что при отгрузке товаров (работ, услуг) в соответствии с заключенными договорами до перехода организации на упрощенную систему налогообложения, выручка за которые получена в период применения упрощенной систему налогообложения, НДС должен исчисляться и уплачиваться в бюджет в общеустановленном порядке.
В данном случае МНС РФ вполне обоснованно вменяет обязанность по уплате НДС неплательщикам этого налога по операциям, совершенным ими до перехода на упрощенную систему. Это связано с тем, что объект обложения НДС образовался до того, как организации утратили статус плательщика НДС.
Но это же обстоятельство позволяет организациям осуществлять и налоговые вычеты по использованным в производственной деятельности товарам, работам и услугам до перехода на упрощенную систему налогообложения, оплата которых произведена после перехода на упрощенную систему налогообложения. Эти товары (работы, услуги) использованы для создания объекта облагаемого НДС, по которому организацией уплачен или должен быть уплачен указанный налог.
УСН дивидендам не помеха
? Физическое лицо имеет акции закрытого акционерного общества, перешедшего с 1 января 2004 г. на упрощенную систему налогообложения. Может ли данное лицо рассчитывать на дивиденды за 2004 год?
Л. Ратникова, г. Москва
В соответствии со ст. 31 и 32 Закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" владельцы обыкновенных и привилегированных акций имеют право на получение дивидендов. Это требование закона в полной мере относится и к акционерам организаций, перешедших на УСН. Согласно ст. 42 названного Закона дивиденды выплачиваются из чистой прибыли акционерного общества, а по привилегированным акциям также из средств создаваемого за счет прибыли специального фонда. Исходя из этого акционерные общества для определения размера прибыли, направляемой на выплату дивидендов, должны вести бухгалтерский учет по общеустановленной форме.
В то же время для налогообложения акционерные общества, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведение бухгалтерского учета осуществляют в соответствии с главой 26.2 НК РФ, т. е. в Книге учета доходов и расходов.
Применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, единого социального налога и ряда других налогов уплатой единого налога организациями (п. 2 ст. 346.11 НКРФ).
В рассматриваемом случае нужно исходить из того, что сумма налога на прибыль с дивидендов, выплачиваемых акционерным обществом акционерам, удерживается им из суммы выплачиваемых получателям дивидендов доходов (п. 2 ст. 275 НК РФ). Поэтому фактически плательщиками налога на прибыль по доходам в виде дивидендов является не организация, их выплачивающая (акционерное общество), а организации и физические лица, их получающие (акционеры). Следовательно, с сумм выплачиваемых дивидендов вы обязаны удержать и перечислить налог на прибыль в порядке, установленном ст. 275 НК РФ. С сумм дивидендов, выплачиваемых физическому лицу, вами должен быть удержан НДФЛ в порядке, установленном ст. 226 НК РФ. Единый социальный налог с сумм дивидендов, выплачиваемых акционерам - физическим лицам, уплачивать не следует, поскольку организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются его плательщиками. Не следует уплачивать и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, так как в соответствии с п. 1 ст. 7 Закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованными лицами являются лица, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг.
Выписку в налоговую носить не нужно
Правомерно ли требование налоговой инспекции о представлении при сдаче налоговой декларации по единому налогу выписки из Книги учета доходов и расходов, а также представлении этой декларации одновременно на магнитном носителе?
Л. Котова, г. Липецк
Законодательством по упрощенной системе налогообложения не предусмотрено одновременное представление налоговых деклараций по единому налогу на бумажном и магнитном носителях.
Исходя из общих требований, содержащихся в Порядке заполнения декларации, утвержденном Приказом МНС РФ от 12 ноября 2002 N БГ-3-22/647 "Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядка ее заполнения", декларация должна быть заполнена шариковой или перьевой ручкой черным либо синим цветом или распечатана на принтере и представляться на бумажных носителях.
Аналогичное требование содержится в Порядке заполнения налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, утвержденном Приказом МНС РФ от 21 ноября 2003 г. N БГ-3-22/647.
В то же время указанными нормативными документами разрешается представление налоговой декларации в электронном виде в соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169.
Согласно названному Порядку представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется по инициативе налогоплательщика и при наличии у него и налогового органа совместимых технических средств и возможностей для ее приема и обработки в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, утвержденными МНС РФ.
Представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется через специализированного оператора связи, оказывающего услуги налогоплательщику.
При представлении налоговой декларации в электронном виде налогоплательщик не обязан представлять ее в налоговый орган на бумажном носителе.
Представление налоговой декларации в электронном виде допускается при обязательном использовании сертифицированных Федеральным агентством правительственной связи и информации (ФАПСИ) при Президенте РФ средств электронной цифровой подписи (ЭЦП), позволяющих идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации, содержащейся в налоговой декларации в электронном виде.
С целью защиты информации, содержащейся в налоговой декларации, при передаче ее по каналам связи участниками обмена информацией применяются средства криптографической защиты информации (СКЗИ), сертифицированные ФАПСИ при Президенте РФ.
Использование, учет, распространение и техническое обслуживание СКЗИ и средств ЭЦП при представлении налоговой декларации в электронном виде осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ и иными нормативными правовыми актами.
При представлении налогоплательщиком налоговой декларации в электронном виде налоговый орган обязан принять налоговую декларацию и передать налогоплательщику квитанцию о ее приеме, представляющую собой полученную налоговую декларацию, подписанную ЭЦП уполномоченного лица налогоплательщика, заверенную ЭЦП уполномоченного лица налогового органа.
На магнитных носителях в обязательном порядке представляются в налоговые органы работодателями данные о доходах физических лиц. Положение об этом содержится в Порядке заполнения и представления Справки о доходах физического лица за 2003 год, утвержденном Приказом МНС РФ от 31 октября 2003 г. N БГ-3-04/583. Аналогичные положения содержались и в порядках представления сведений о доходах физического лица за предыдущие годы (приказы МНС РФ от 2 декабря 2002 г. N БГ-3-04/686 и от 30 октября 2001 г. N БГ-3-04/458).
Что касается требования налоговых органов о представлении одновременно с налоговой декларацией выписки из Книги учета доходов и расходов, то оно было обосновано до введения в действие главы 262 НК РФ, поскольку вытекало из положения п. 7 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
С 1 января 2003 года такие выписки налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, представлять в налоговые органы не должны. Это следует из положения ст. 346.23 НК РФ, согласно которому налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны представлять в налоговые органы только налоговые декларации:
по итогам налогового периода - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
по итогам отчетного периода - не позднее 25 дней со дня его окончания.
Расчет остаточной стоимости ОС
На 1 января 2003 г. согласно Классификации ОС и сроков полезного использования нашей организацией, применяющей УСН, произведен расчет остаточной стоимости ОС. Согласно этому расчету мы включили в расходы ОС, приобретенные до 1 января 2003 г., в размере 50% остаточной стоимости на год. Налоговая инспекция считает, что мы должны включить в расчет 20% стоимости как за третий год, так как предприятие работает на "упрощенке" уже третий год. Как правильно решить этот вопрос? Какая стоимость ОС принимается для включения в расходы с 1 января 2003 года:
- если до 1 января 2003 г. при работе организации на обычной системе налогообложения начислялся износ ОС, была проведена переоценка, и поэтому их стоимость увеличилась;
- если до 1 января 2003 г., когда предприятие работало на "упрощенке", была проведена переоценка и стоимость ОС также увеличилась?
Прошу объяснить содержание подп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в части уменьшения расходов по оплате товаров, приобретенных для дальнейшей реализации на величину расходов, указанных в подп. 8 п. 1 этой же статьи, т. е. на суммы НДС.
В вопросах и ответах прочла о том, что расходы по перевозке товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, не включаются в состав расходов, учитываемых при налогообложении. А как в этом случае понимать содержание п. 2 ст. 254 НК РФ?
Т. Ярущенко, г. Черкасск
Карачаево-Черкесской Республики
Стоимость ОС, приобретенных до перехода на упрощенную систему налогообложения, срок полезного использования которых составляет от 3 до 15 лет включительно, относится на расходы организаций в следующем порядке: в течение первого года применения УСН - в размере 50% стоимости ОС, второго года - 30% стоимости ОС и третьего года - 20% стоимости ОС (подп. 2 п. 3 ст. 346.16 НК РФ). Стоимость ОС принимается равной их остаточной стоимости на момент перехода на УСН.
Согласно ст. 8 Закона от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ глава 26.2 НК РФ вводится в действие с 1 января 2003 года. С этого года и следует начинать отсчет лет применения организацией УСН для целей учета стоимости ОС, поскольку ранее действовавшая система налогообложения вообще не предусматривала ее включение в состав расходов. К такому же выводу обязывают положения ст. 31 Закона от 6 августа 2000 г. N 118-ФЗ, согласно которым часть вторая НК РФ применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие.
В соответствии с главой 26.2 НК РФ (ст. 346.12 и 346.13) и ст. 3 Закона от 31 декабря 2002 г. N 191-ФЗ организации, применяющие УСН, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством РФ о бухгалтерском учете.
Согласно п. 4 ст. 1 Закона от ;, 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ организациям, применявшим УСН до 1 января 2003 г., предоставлялось право ведения учета хозяйственных операций без применения Плана счетов и без соблюдения иных требований по ведению бухгалтерского учета и отчетности. Однако это вовсе не означает, что они не могли наряду с учетом операций в Книге учета доходов и расходов осуществлять ведение бухгалтерского учета по общеустановленной форме. Более того, без ведения бухгалтерского учета они не могли правильно определить размер распределяемой прибыли между их учредителями. В связи с этим и организации, применявшие до 1 января 2003 г. как упрощенную систему налогообложения, так и общеустановленную систему налогообложения, определяют остаточную стоимость ОС по состоянию на 1 января 2003 г. по правилам бухгалтерского учета, т. е. с учетом результатов проведенных переоценок.
В подп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ предлагается учитывать стоимость приобретенных товаров без НДС, поскольку указанный налог в соответствии с подп. 8 этого же пункта включается в расходы организаций отдельно.
В соответствии с п. 2 ст. 346.16 НК РФ, расходы указанные в ряде подпунктов п. 1 этой же статьи учитываются в соответствии с рядом статей главы 25 НК РФ. В том числе расходы в виде покупной стоимости товаров, предназначенных для реализации, учитываются в соответствии со ст. 268 НК РФ. Согласно указанной статье, а также связанной с ней ст. 320 НК РФ транспортные расходы не включаются в покупную стоимость товаров, если они не включены в цену их приобретения. В п. 2 ст. 254 НК РФ отмечается, что в стоимость товарно-материальных ценностей, включаемых в материальные расходы, включается в том числе и стоимость транспортных расходов. Однако это положение не распространяется на покупные товары, предназначенные для реализации, особенности учета которых установлены ст. 268 НК РФ.