В российском малом бизнесе с торговлей так или иначе связаны почти 80 процентов предприятий. Ниша малого торгового бизнеса на отечественном потребительском рынке, особенно в крупных городах, судя по всему, заполнена до отказа, и только на ниве электронной торговли пока есть где развернуться. Интернет технологии могут оказать существенную поддержку малому бизнесу. Ведь использование глобальной информационной сети обеспечивает наших предпринимателей объективной информацией о продукции, услугах, стимулирует деловые контакты.
Судя по всему Интернет торговля понравилась нашим бизнесменам. Об этом свидетельствует постоянный рост продаж отечественных Интернет магазинов за последние годы. Общий объем их продаж в 2004 году составил более 660 миллионов евро, что на 38 процентов больше, чем в 2003 году. Еженедельный прирост числа клиентов у некоторых продвинутых Интернет магазинов (ИМ) - 10-12 процентов. Они работают круглые сутки, доступны всем пользователям глобальной информационной сети, что позволяет покупателям, не выходя из дома, заказать товары на любой вкус.
Сейчас разработано оригинальное программное обеспечение для разнообразных систем электронной торговли. Это позволит покупателям быстро подбирать необходимые товары. После того как они выбраны, товары попадают в электронную корзину заказчика. В дальнейшем производится выбор формы оплаты (наличные, кредитная карта) и осуществляется доставка товара.
Издержки ИМ намного меньше, чем у обычных предприятий розничной торговли. Создание супермаркета обойдется его владельцам в десятки миллионов евро, а цена программного обеспечения небольшого ИМ типа "онлайновая витрина" - примерно 1500 евро, что вполне приемлемо для начинающих бизнесменов, которые хотят работать в малом торговом бизнесе. За эти деньги можно получить оформленный сайт начального уровня и каталог товаров с возможностью размещения заказов.
Сейчас свои услуги будущим владельцам ИМ предлагают десятки фирм, готовых создать такой магазин или сдать его в аренду. Например, есть предложения по открытию таких магазинов за 20 минут.
Обычно процесс создания магазина проходит по следующему сценарию. Сначала его будущие владельцы определяют цели своей деятельности. Концепцию проекта фирма-разработчик оформляет в виде технического задания (ТЗ) , где указаны: дизайн сайта, навигационная модель, состав и структура информационных материалов и каталога товаров, как будет выполняться доставка заказов покупателю, возможность будущего расширения Интернет торговли. По утвержденному заказчиком ТЗ подбирается программное обеспечение, оптимальное для реализации данной концепции создания ИМ. Ее воплощение в жизнь проходит поэтапно: дизайн, верстка, интеграция с офисными системами, наполнение информационными материалами, обучение продавцов.
В процедуру открытия ИМ входят: проверка на занятость будущего имени магазина и адреса в сети, его регистрация в глобальной информационной системе, подготовка необходимой информации о магазине (адрес, телефон, факс, e-mail) , выбор разделов сводного каталога, который использует магазин. Кроме того, необходимы подтверждение заявки на открытие магазина через электронную почту и получение доступа к странице его администрирования.
Затраты, необходимые для создания подобного магазина, варьируются от 900 до 2000 евро, не считая затрат на рекламную кампанию и раскрутку сайта. Например, некоторые фирмы предлагают сделать его сайт популярным за 950 евро.
Это сайт небольшого объема (5-20 статических страниц) плюс до 200 динамических страниц товаров с оригинальным wеb-дизайном. Сайт будет зарегистрирован на поисковых серверах, например Рамблер, Яндекс, Апорт. За сайт произвольного объема с эксклюзивным wеb-дизайном нужно заплатить 1200 евро.
При этом верстка простых страниц (3000 знаков) сайта, не содержащих таблиц, заказчику обойдется примерно в 10 евро за страницу, верстка сложных страниц стоит 15 евро.
Разработчики сайта ИМ могут обеспечить его "раскрутку" на поисковых серверах. Она включает в себя: анализ конкурентоспособности магазина, аудит сайта (рекомендации по оптимизации для поиска) , подбор ключевых слов, внедрение ядра запросов на страницы сайта, анализ его рейтинга. Понадобится будущим владельцам ИМ аудит его сайта, когда заказчик получает рекомендации по оптимизации сайта, настройке сервера, повышению эффективности работы в Интернете. Подобная услуга стоит 300 евро.
Можно взять готовый ИМ в аренду. В нее входит программное обеспечение, с помощью которого можно в короткий срок создать каталог товаров и открыть электронную торговлю. Этому будут способствовать высокоскоростной канал доступа в Интернет и консультации специалистов по эффективному использованию действующих программ.
Стоимость аренды зависит от количества товаров в ИМ. До 100 товаров - 50 евро в месяц, 500 товаров - 100 евро в месяц, 10000 товаров - 200 евро.
Тем, кто хочет всерьез заняться электронной торговлей, предлагают своеобразный конструктор ИМ. Из него, как из кубиков, можно конструировать тот или иной ИМ. Подобный конструктор, по мнению его разработчиков, - находка для отечественного малого бизнеса, так как стоит около 100 евро.
Конструктор содержит электронные шаблоны, которые позволяют создать вполне приличный магазин. Он может торговать различными товарами, у него удобная электронная корзина для покупателей, эффективная система заказов, поиска, подписки на новости, подробного описания товаров.
Для работы с конструктором не надо быть семи пядей во лбу, владеть навыками программирования или проходить специальное обучение. Программное обеспечение такого конструктора делает его доступным для любого пользователя компьютером.
Впрочем, наладить работу ИМ в родном Отечестве не так просто, как это кажется. Здесь важно провести анализ ассортимента товаров, которые он предлагает покупателям, особенности работы такого магазина, его техническое и программное обеспечение. Ведь при разработке сайта ИМ надо четко представлять его технические возможности и покупательную способность тех клиентов, на которых он ориентирован. Надо обеспечить базу данных о товарах, составить прайс-листы, обеспечить обновление страниц сайта и многое другое.
В создании ИМ обязательно должны принимать участие опытные специалисты, которые смогут обеспечить эффективную работу всей компьютерной системы управления магазином, развитие прибыльной электронной торговли.
Камнем преткновения отечественного Интернет бизнеса стала весьма запутанная, из-за несовершенства российского законодательства, система безналичных электронных расчетов и оплаты Интернет покупок с помощью банковских кредитных карточек. У нас в стране цивилизованная Интернет торговля с расчетами "электронными" деньгами сводится к нулю. Поэтому широко распространены ИМ заказов. Их покупатели могут заказать товары по телефону и оплатить заказ при его получении. Так же можно покупать товары, используя Интернет. Кстати, возможность заказов по телефону предоставляют более 90 процентов отечественных ИМ.
На создание ИМ, своеобразного электронного стола заказов, требуется больше средств, чем для открытия обычного Интернет магазина. Только для поддержания нормальной работы такого стола заказов надо 700-900 евро минимум и непрерывная работа двух-трех специалистов по информационным технологиям.
Электронные столы заказов настоятельно рекомендуют открывать предпринимателям, работающим в сфере малого торгового бизнеса, московские власти. Им пришлась по душе система электронной торговли по предварительным заказам "Утконос" , созданная в Зеленограде. Там уже действуют 9 магазинов "Утконос". В этом году намечено открыть 70 таких магазинов в различных административных округах столицы. Покупателям в "Утконосе" вместо сумки-корзинки, непременного атрибута супермаркетов, выдают личную электронную пластиковую карточку и каталог товаров. Покупатель, делая заказ, набирает код товара на дисплее терминала в магазине и получает чек. Сразу же производится выбор формы оплаты (наличные, кредитная карта) .
Необходимая информация о заказах поступает в компьютерную сеть и передается на центральный склад, где заказы комплектуют и отправляют в магазин. На следующий день покупатель получает в магазине свой заказ по выданному ему накануне чеку. При желании можно сделать заказ по телефону и даже организовать доставку продуктов на дом, но уже за отдельную плату.
Все товары в "Утконосе" доставляют централизованно с распределительного склада.
Торговый оборот первых "Утконосов" составил 120 тысяч рублей в день, при этом ежедневно они выполняли более полутора тысяч заказов. "Утконос" предлагает покупателям до двух тысяч наименований различных товаров.