Местный колорит или западный комфорт. Что брать будем?

Местный колорит или западный комфорт. Что брать будем? 28.05.2010 Оксана Воронкова Краснодарские известия Краснодар 92 "092"

Битва титанов - коренных для нашей местности рынков и западных пришельцев супермаркетов - идет уже больше десяти лет. На кону, как и полагается, деньги и души, в данном случае - потенциальных покупателей. Жертв и разрушений нет. Наоборот, Краснодар прирастает новыми торговыми площадями, приводит в соответствие с требованиями времени старые, а горожане получают комфорт и богатство выбора. Конца противостоянию рынков и супермаркетов не видно, но сегодня мы попытались выяснить его перспективы - кто кого? Все-таки от этого зависит и то, каким будет лицо города, и покупательское счастье каждого из нас.

Розничная торговля Краснодара, несмотря на кризисные последствия, остается главной составляющей в структуре потребительского рынка города. Ее доля в 1-м квартале 2010 года составила 78,5 процента в структуре потребительского рынка. Объясняется это старой истиной: все проходит, а кушать хочется всегда. Ну и одеваться тоже надо. Сейчас в Краснодаре 39 объектов рыночной сети:

25 универсальных рынков, 1 - сельскохозяйственный, 13 - специализированных. Продукты питания продаются на 30 из них. На территории города действует

33 супер- и гипермаркета, и 105 дискаунтеров «Магнит», работающих по принципу самообслуживания. Количество посетителей магазинов и рынков подсчитать невозможно. В принципе, если задаться целью, то в супермаркетах теоретически такое дело и можно было бы провернуть - там учтено количество выбитых чеков. На рынке же это просто нереально. Впрочем, и невооруженным глазом видно, что не пустуют ни те, ни другие.

Новым гипер-супермаркетам власти в городе всегда рады. Ведь это не только серьезные доходы в бюджет (в магазинах самообслуживания объем продаж обычно в среднем на 30 процентов выше, чем в обычным магазинах), но и возможность для города решить определенные технические проблемы. Например, гипермаркеты «Ашан», «Метро», «Лента» строят на окраинах, потому что предназначены они в первую очередь для закупок впрок и удобны для тех, кто имеет машину. Но торговые центры, как правило, обеспечивают себя и подъездными маршрутами общественного транспорта. Не факт, что настолько быстро в Энку пошел бы троллейбус, если бы не «Красная площадь». Фирма СБС в свое время пустила собственные маршрутки, затем «Лента» и «Мега» - свои автобусы.

Жители города же безоговорочный выбор в пользу того или иного вида торговли сделать не могут. Во-первых, не всегда понятно, где и как работает соотношение «цена-качество».

- По законам экономики цены на рынке не могут быть ниже, чем в магазине, - рассуждает маркетолог Елена Смурнова. - Конечно, если речь идет о качественном товаре от производителя. Торговая логистика поставки товара в супермаркет дешевле и эффективнее уличной торговли, закупочные цены на аналогичный товар в супермаркетах существенно ниже. С развитием цивилизованной розничной торговли владельцы торговых марок и крупных брендов перестанут работать с рынками. Крупные производители уже постепенно переключаются на сетевых клиентов. А производители поменьше напрямую редко работают, обычно мелкий оптовик берет товар у дистрибьютора и распределяет по своим точкам. В результате производителю тяжело следить за товарными потоками, тогда как политика ценообразования им четко регламентируется. Они стараются контролировать всех основных дистрибьюторов, а также разделяют зоны ответственности, следят, чтобы не было демпинга. У организованного ритейла за счет объемов и закупочная цена ниже, и логистика продаж дешевле.

Во-вторых, предпочтения покупателей определяются спецификой обслуживания. Удобная парковка, возможность купить все в одном помещении, отсутствие толкучки привлекают более-менее обеспеченных, но занятых людей. На базаре все с точностью до наоборот: толчея и неразбериха, каждый продукт приходится выбирать в отдельном месте, да еще и желательно знать, где именно этот продукт лучше и дешевле, а еще приходится потолкаться с народом, намотать в процессе не одну сотню метров.

Но при вышеперечисленном - и это будет в-третьих - доверяют наши люди все больше местному, а не заморскому качеству. А с такими предпочтениями путь вернее держать на базар. Только в пригороде Краснодара около

17 тыс. ЛПХ и более 80 тыс. садоводческих товариществ. Для них на всех продовольственных рынках города выделяется не менее 20 процентов имеющихся торговых мест, а в период массового сбора урожая дополнительно еще около 900 торговых мест.

- Рынки на Кубани - это социально значимые объекты и исторически сложившийся фактор. И местные жители, и гости края отправляются на рынки не только за товаром, но и за колоритом для того, чтобы своими глазами увидеть и своими руками потрогать богатство нашей благодатной земли, - рассуждает начальник отдела услуг рынков департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя администрации Краснодарского края Елена Самардак. - В крае сейчас 282 рынка. В их числе 46 специализированных (например, автомобильных, вещевых, строительных),215 универсальных и 21 сельскохозяйственный. Существует утвержденный губернатором Александром Ткачевым план, в котором прописана установка довести количество рынков в крае до 350 - для нас это оптимальный вариант. При этом на рынках доля продукции местных производителей будет увеличиваться. Например, сейчас на наших рынках до 70 процентов кубанской продукции, но уже скоро дойдем до 80 процентов. В пользу этого и активное развитие в крае тепличного хозяйства (только в Краснодаре около 400 личных хозяйств имеют парники и теплицы).

Вообще, вопрос наш, кто кого съест - рынки супермаркеты или наоборот, не эксклюзивен. В ряде стран Западной Европы сетевики так и не сумели занять все пространство. Например, в Испании, Португалии, Италии, Греции супер- и гипермаркеты смогли захватить едва 50-60 процентов рынка. Хотя на севере, в скандинавских странах и Англии, их доля почти достигла 90 процентов. Исходя хотя бы из этого мирового опыта для нашего типично южного города перспектива, кажется, ясна.

- Рынок - это субстанция, которая сама себя регулирует и сама все расставит по своим местам, не допустив лишнего, но и не упустив возможности занять свободную нишу, - считает начальник управления торговли и бытового обслуживания администрации Краснодара Ирина Косинкова. - Раз есть люди, которые хотят продать и купить выращенную продукцию, то у них должна быть возможность это делать. Кроме того, для многих это просто ритуал: пройтись в выходные по рыночным рядам, что-то попробовать, пообщаться, поторговаться. У горожан должен остаться выбор - пойти в торговый центр или на рынок.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости