Рынок грузопассажирских паромных перевозок является одним из наиболее перспективных в международном судоходстве, а Балтика - мировой лидер по интенсивности паромных сообщений
По данным за 2001 год, паромы перевезли по Балтийскому морю около 161,5 млн пассажиров, 54 млн легковых автомобилей, 4,7 млн трейлеров, 258 тыс. автобусов. Доля Балтики на общемировом рынке паромных перевозок составляет около 43% по легковым автомобилям, 30% - по автобусам, 23% - по грузовым трейлерам и 20% - по пассажирам.
Однако доля российских терминалов скромнее, чем следовало бы ожидать. Проблема в том, что морские паромы особо и негде принимать. В Петербурге лимиты причальных стенок для них исчерпаны. Престижные круизные суда сейчас швартуются у дебаркадеров вдоль набережной Невы - те, что проходят по ее фарватеру по осадке. А крупные суда вынуждены заходить в "Морской порт Санкт-Петербург".
Единственный специализированный комплекс для паромов в городе - Морской вокзал на Васильевском острове. Однако по ряду причин его долгое время использовали не по назначению: у причалов вокзала чаще швартовались не пассажирские лайнеры, а грузовые суда - для промежуточных операций и временного отстоя. Для обработки паромов комплекс оказался тоже малоподходящим: вереницам грузовиков не выехать с Васильевского острова из-за недостаточной пропускной способности мостов.
Лишь в последнее время ситуация стала меняться: в декабре 2002 года открылась паромная линия Петербург-Калининград, на которую поставили теплоход, приобретенный Морской администрацией порта Санкт-Петербург по поручению Минтранса РФ в Таллине у компании ESCO Maritime Co. Ltd. 29 ноября 2002 года паром "Георг Отс" пришел в город на Неве, а с 11 июня паром стал совершать регулярные рейсы между Петербургом и Калининградом.
Это решение обосновывали необходимостью поддерживать круглогодичное грузопассажирское сообщение с калининградским анклавом в связи с изменившимися условиями после расширения границы ЕС.
Отчасти неутешительные прогнозы оправдываются: после вступления Литвы и Польши в ЕС и ужесточения условий транзита грузов и пассажиров через территорию сопредельных государств количество автомобилей, пересекающих по суше литовскую границу, с начала мая 2004 года сократилось. В то же время грузопассажирский паром "Георг Отс" очередным рейсом доставил из города на Неве в Балтийск 140 пассажиров, 6 груженых фур и 10 легковых автомобилей.
В обратный путь от причалов Торговой гавани Балтийска паром взял чуть ли не вдвое больше пассажиров и грузов. А всего с начала сдачи в эксплуатацию морской паромной переправы с осени 2003 года "Георг Отс" сделал около 140 рейсов и перевез свыше 70 тыс. тонн грузов и более 6 тыс. пассажиров.
Сейчас наметилась тенденция увеличения загрузки парома. В частности, перевозить автомобили на судне, по признанию автовладельцев, стало и выгоднее, и безопаснее, чем гнать их по суше через три границы. Время в пути, в зависимости от погоды, не превышает полутора суток.
В 2003 году об открытии двух новых паромных маршрутов объявили компании Silja Line (Финляндия) и Tallink Grupp AS (Эстония с участием финского капитала). Правда, раскрутка этих рейсов началась только в 2004-м. Эстонцы поставили на линию Таллин-Петербург-Хельсинки теплоход "Fantaasia", который построен 25 лет назад.
В июне 2004 года начинает действовать третья паромная линия в страны ЕС (Петербург-Росток) с теплоходом "FinnJet", рассчитанным на 1,5 тыс. пассажиров и 400 автомобилей. За три летних месяца на "FinnJet" собираются перевезти 100 тыс. пассажиров. 60% из них, по подсчетам судовладельцев из финской компании Silja Line, составят немцы, 25% - россияне, 15% - жители стран Центральной Европы. Соответственно основной доход ожидают от немецких туристов.
Жители Германии имеют довольно высокие доходы и достаточно мобильны. Операторы рассчитывают также на этнический туризм: в Германии живет много русскоязычных граждан, которые не теряют связи с Россией.
Но "FinnJet" тоже не новый паром: его построили в 1977 году. Это наводит на мысль, что финские судовладельцы слегка лукавят, утверждая, что выбор парома "FinnJet" связан с ростом туристских пассажиропотоков в Петербург. Или с тем, что в Россию ввозят немало легковых автомашин из Германии, или с ростом количества российских путешественников по Европе на своем автомобиле, или с увеличением спроса на доставку в Россию скоропортящихся продуктов из стран ЕС. Все это может быть лишь дополнительным источником дохода.
Скорее всего, главная причина у финнов, как и в случае с эстонскими операторами (теплоход Fantaasia), - невозможность эксплуатации старого судна на евромаршрутах и необходимость компенсировать высокие затраты на ремонт за счет торговли tax-free на российской территории...
Заметим, что на Балтике действует и несколько других паромных линий, связывающих страны ЕС и российские морские порты. Однако они ориентированы, прежде всего, на грузоперевозки. Это, например, линия TransRussiaExpress: Петербург - порты Германии (Киль, Засниц), - оператором которой является ЗАО "Балтийские транспортные системы". Эта линия открыта в 1998 году, а в августе 2001-го в соответствии с распоряжением Президента РФ и программой развития Минтранса РФ паромы стали попутно заходить сначала в порт Калининград, а с января 2003-го - в порт Балтийск (Калининградская область).
Кроме того, ЗАО "Балтийские транспортные системы" выступает генеральным агентом фидерной контейнерной линии TEAM LINES GmbH (Гамбург), которая является одним из крупнейших фидерных перевозчиков для океанских линий в Германии.
TransRussiaExpress обслуживают три судна: "Translubeca" (грузоподъемность 24,7 тыс. тонн), "Finlandia" (19,5 тыс. тонн) и "Vasaland" (20,2 тыс. тонн). В мае 2004 года линия TransRussiaExpress обеспечивает еще и дополнительный судозаход в порт Хельсинки.
Посещают Калининградскую область также паромы, которые обслуживает группа компаний Finnlines Ltd (Финляндия). А с мая 2001 года компания "Совкомфлот-логистика" эксплуатирует паром "Инженер Сухоруков" на линии Выборг-Киль.
Однако все эти маршруты рассчитаны на доставку ролкерных и контейнерных грузов, а пассажироперевозки для них лишь побочное направление деятельности.