Создание ВИНК - средство от кризисов
Майский бензиновый кризис в очередной раз продемонстрировал, что административные меры регулирования цен на топлива ни в коем случае нельзя использовать в стране, полностью зависящей от импорта нефти, особенно в ситуации, когда источник такого импорта - единственный. Поэтому в мае с целью диверсификации источников поставок нефти и устранения монополии российских компаний на украинском рынке нефтепродуктов были приняты радикальные решения. Одно из них - создание национальной вертикально интегрированной нефтяной компании (ВИНК), деятельность которой будет охватывать весь технологический цикл - от разведки месторождений и добычи нефти до производства и продажи нефтепродуктов.
***
Эта остро зависимая независимость
Концепция ВИНК отнюдь не нова; в мировой нефтегазовой промышленности функционирует около ста компаний такого типа, хотя эффективны не более двадцати. Преимущества аналогичных структур очевидны, особенно если значительная доля в них принадлежит государству. В таком случае правительство может регулировать внутренний рынок нефти и нефтепродуктов, а при необходимости и диктовать ценовую политику. Формирование российских ВИНК началось еще в 90-х годах, так что теперь в нефтяной промышленности РФ функционирует их уже около десятка, причем, с обеспечением более 80% добычи российской нефти и свыше 70% нефтепереработки. Украина же пришла к подобной концепции на тринадцатом году независимости, хотя такая идея не раз посещала умы украинских политиков, которые в период каждой посевной или уборочной страды вынуждены были решать топливные проблемы. При этом, если в советские времена все решения выполнялись достаточно просто, то теперь, когда Украина стала независимой, ее энергетическая зависимость тормозит любые действия, особенно если учесть, что более 80% потребления на отечественном топливном рынке обеспечивается за счет поставок нефти из России. Сменявшие друг друга правительства страдали одной и той же головной болью: "Большая Нефть" всегда и везде оказывает решающее влияние на "Большую Политику". Разумеется, альтернативные источники энергоносителей, остро необходимых индустриальному государству, найти нетрудно, но... российские поставки всегда были самыми дешевыми и удобными, а это исключительно важно для не очень богатой страны. Единственный здесь недостаток в том, что для их получения иногда требуется идти на компромиссы, отнюдь не всегда желательные для украинских лидеров. Поэтому развитие собственной нефтяной промышленности, которая могла бы увеличить добычу нефти внутри страны (где ее запасов явно недостаточно для полного насыщения потребностей) или за рубежом, весьма заманчиво. Тем не менее, все такие попытки до сих пор были безуспешными.
Впервые идея создания государственных ВИНК появилась в 1999 году, когда инициировался проект объединения геологоразведочных, добывающих и нефтеперерабатывающих мощностей страны в единую структуру. В те времена все нефтеперерабатывающие заводы страны были еще государственными, поэтому такой процесс можно было бы осуществить сравнительно безболезненно. Тем не менее, из-за отсутствия других источников поставок энергоносителей ссориться с российскими нефтяными компаниями было нежелательно, а перспектива создания отечественной ВИНК не устраивала, поскольку было желательно самостоятельно контролировать нефтеперерабатывающие мощности. В связи с этим, было начато интенсивное лоббирование приватизации украинских НПЗ, к тому же, с весьма убедительными "аргументами". Параллельно была осуществлена и частичная приватизация "Укрнефти" - единственной нефтедобывающей компании Украины, контролирующей три газоперерабатывающих завода (Гнединцевский, Качановский и Долинский), а также большая сеть автозаправочных станций. Это событие сделало проект еще менее реальным, тем более что постепенно правительство утратило прямой контроль над этой компанией, хотя формально по сей день владеет 51% акций.
***
Три конкурента
Впоследствии правительство не раз предпринимало попытки объединить нефтедобывающие и перерабатывающие активы, но влиятельные финансово-промышленные группы блокировали подобные планы. К моменту прихода на пост премьер-министра Виктора Януковича российские компании уже контролировали большинство украинских НПЗ, а группа "Приват", которой уже тогда принадлежало 42% акций "Укрнефти", фактически договорилась с прежней властью о приобретении пакета, остававшегося в государственной собственности, планируя создать собственную ВИНК, причем, ее проект был вполне осуществим: "Приват" уже владела крупными долями Надвирнянского нефтеперерабатывающего завода и НПК "Галичина" (в них государству принадлежат блокирующие пакеты акций). Кроме того, на тот момент у днепропетровской группы имелось около 400 собственных АЗС.
Однако Виктор Янукович заблокировал продажу госпакета "Укрнефти", и его приватизация была отложена на неопределенный срок, а сам премьер начал продвигать идею создания государственной ВИНК. Таким образом, планы "Привата" были сорваны. Тем не менее, В.Янукович тоже не смог реализовать свой замысел. Группа "Приват" сохранила влияние на "Укрнефть", поскольку 42% акций, принадлежавшие ПриватБанку, обеспечили внедрение в компанию собственной команды менеджеров. Противостояние правительства и "Привата" в вопросах контроля над нефтяными активами затянулось, причем, основным препятствием к созданию ВИНК под брэндом "Приват" было правительственное постановление, обязывавшее нефть, добываемую в Украине, продавать исключительно на аукционе. Это ограничивало возможности группы поставлять сырье в нужные руки и по нужной цене. Однако после майско-июньского кризиса 2004 года аукционы были признаны нецелесообразными, поскольку провоцировали подъем цен; это препятствие к вертикальной интеграции было тоже устранено. Тем не менее, решение о распределении украинской нефти по более закрытой системе появилось слишком поздно для "Привата"; за это время вырос и окреп мощный конкурент.
Параллельно с "Укрнефтью" собственную сеть АЗС интенсивно создавала еще одна национальная акционерная компания - "Нефтегаз Украины" (к концу прошлого года количество ее заправочных станций дошло почти до 400). В отличие от "Укрнефти" эта НАК на все 100% принадлежит государству, так что вполне могла бы стать агентом правительства на рынке бензина. Розничные мощности компании "Нефтегаз Украины" обеспечивают реализацию около 300 тыс. т высокооктановых бензинов в год и контроль 10-12% этого рынка. При этом, ей принадлежит Шебелинский ГПЗ, закупивший самое современное в стране перерабатывающее оборудование американской фирмы 1UR дающее возможность производить экологически чистый высокооктановый бензин без применения добавок и присадок, содержащих свинец. Тем не менее, у концепции ВИНК на базе "Нефтегаза" есть и слабое место: ее рыночная деятельность лишена смысла без плотной координации планов деятельности с "Укрнефтью" и другими нефтяными активами страны. На создание крупнейшей ВИНК на базе государственных нефтяных активов претендовала и еще одна НАК - "Недра Украины": председатель Госкомитета по природным ресурсам Николай Злочевский озвучил идею превратить ее в нефтедобывающую структуру. Исходно она была создана на базе предприятий, специализировавшихся на геологоразведке, а все полученные ею результаты должны были передаваться в "Укрнефть" для налаживания процесса разработки месторождения. Однако в начале прошлого года Н.Злочевский заявил, что компания собирается закупить оборудование, которое даст ей возможность самостоятельно вести нефтедобычу. Предполагалось, что компания"Недра Украины" поставит на рынок 50 тыс. т нефти уже в 2004 году, а в 2005-м удвоит мощности. Эта заявка была весьма серьезной, ведь в 2003 году "Укрнефть", которая специализируется именно на добыче продукта, произвела 180 тыс. т. При этом, у Н.Злочев-ского, который до прихода в правительство числился одним из совладельцев компании "Инфокс" и впоследствии сохранил с нею тесные связи, был доступ как к перерабатывающим мощностям, так и к распределительной системе. Дело в том, что у "Инфокса" в долгосрочной аренде находится одна из линий на Кременчугском НПЗ, кроме того, в ее подчинении около 200 АЗС. Фактически для создания ВИНК компании не хватало только добывающих мощностей, вот почему она вознамерилась в срочном порядке восполнить этот пробел.
***
С шашками наголо
Новая власть получила в наследство все активы и массу проблем многострадальной нефтяной промышленности страны, само собой разумеется, все это требовало экстренного решения. Когда кавалерийский наскок Юлии Тимошенко на российских нефтетрейдеров обернулся полным провалом, Президенту Украины В.Ющенко пришлось лично заниматься решением топливных проблем, предоставив этой задаче высший приоритет. В сложившихся форс-мажорных обстоятельствах Виктор Ющенко отменил госрегулирование цен на топливо, принес извинения российским компаниям за ошибочные действия своего Кабмина. Ему также удалось договориться о дополнительных поставках нефтепродуктов из дружественных стран. Кризис был ликвидирован, но цены вышли на мировой уровень. Во избежание подобных ситуаций в будущем следует разработать программу долгосрочного развития украинской нефтяной отрасли и продумать возможности диверсификации поставок.
В порядке решения этих задач идея создания государственной ВИНК опять стала прерогативной. Президент Украины Виктор Ющенко поручил премьер-министру Юлии Тимошенко "обеспечить передачу в уставный фонд "Укрнефти" госпакеты акций "Укртатнефти" (Кременчугский НПЗ), НПК Таличина" (Дро-гобычский НПЗ) и "Нефтехимика Прикарпатья" (Надвирнянский НПЗ), а также других пакетов акций этих обществ, которые будут приобретены в установленном порядке в собственность государства. При этом, с увеличением уставного фонда "Укрнефти" за НАК "Нефтегаз Украины" должен был сохраняться пакет акций в размере не менее 50%+1 акция". И был даже назначен срок выполнения - 10 июня.
В целом же, предполагается, что потенциальная ВИНК объединит пять групп активов.
Во-первых, - подразделение по разведке и добыче, в которое войдут полностью государственные НАК "Недра Украины", ДК "Укргазодобыча" и ГАО "Черноморнефтегаз", а также 50%+1 акция в ЗАО "Укрнефть".
Во-вторых, - служба транспорта и логистики, куда будут включены полностью принадлежащие государству ОАО "Укртранснефть", Феодосийский терминал и Севастопольский нефтетерминал "Югторсан", ГП "Мелитопольтранснефтепродукт", Кременчугское и Лисичанское управления магистральных нефтепродуктопроводов.
В-третьих, - отдел переработки, который будет состоять из 43% ЗАО "Укртатнефть", 26% акций ОАО "Нефтехимик Прикарпатья", 25% ОАО "НПК Галичина", а также 100% акций ОАО "АзМОл" (Бердянск) и киевского НПО "Маема".
В-четвертых, - подразделение сбыта как сеть из 400 АЗС ОАО "Укрнефть" и около 130 АЗС "Нефтегаз-Экойл".
В-пятых, - сервисные и проектно-строительные компании с долей государства в сервисной компании ОАО "Буровая компания "БУКРОС" (ведет добычу нефти в России) и ОАО "Укрнефтегазстрой", а также находящиеся в полной собственности государства УО "Укрнефтехимпереработка" и ГАХК "Укргеолреммаш", которому принадлежат по 30% акций завода "Металлист" и СКБ "Геотехника", а также 25% акций ОАО "Феодосийский механический завод".
Премьер Юлия Тимошенко, хотя и обиженная на соратника по Майдану за его позицию в вопросе о госрегулировании цен, приветствовала такое решение, заявив 18 мая на пресс-конференции: "Я полностью поддерживаю поручение Виктора Андреевича. Мы будем его выполнять, думаю, что никто и ничто не помешают нам в этом. На базе "Укрнефти", полагаю, действительно можно создать ВИНК путем объединения всех предприятий, которые могут быть в этом задействованы, - от добычи нефти до переработки и реализации в сетях. Уверена, что очень быстро создадим эту вертикально-интегрированную компанию. Очень быстро". И добавила: "Уже сейчас Минтопэнерго поручено проведение тендера на строительство 1000 АЗС на базе "Укрнефти" в самых ключевых местах, где наибольший поток автотранспорта".
Энтузиазм Ю.Тимошенко вполне понятен: еще в середине апреля она была возмущена тем, что у государства нет реального контроля над "Укрнефтью", хотя 50%+1 акция этой компании - собственность государственной компании "Нефтегаз Украины". В частности, правительство - в рамках действующего законодательства - не может самостоятельно, т.е. без участия миноритариев, провести собрание акционеров "Укрнефти" для смены ее руководства: для этого необходимо наличие 60% акций. Поэтому правительство для установления контроля над "Укрнефтью" уже внесло на рассмотрение парламента законопроект о снижении кворума для проведения собраний акционеров на предприятиях с государственной долей от 60 до 50%". На ближайшем собрании акционеров "Укрнефти" государство поставит вопрос о смене руководства компании, причем, как оказалось, у нынешнего председателя правления Игоря Палицы есть шансы сохранить этот пост. С точки зрения Кабмина и Администрации Президента, все будет зависеть от изменений в уставе компании. Первый помощник Президента Украины Александр Третьяков, назначенный руководителем рабочей группы по вопросам развития нефтеперерабатывающей промышленности, заявил: "Если глава правления будет вынужден получать разрешение у наблюдательного совета при принятии стратегических решений, если будет ограничена сумма контракта, который он сможет заключить, его право на отчуждение имущества, то это будет "чистый" менеджер, не влияющий на политику компании. Надеюсь, что на собрании акционеров не будет неожиданностей и нам удастся сформировать эффективную структуру управления. Если нет - значит, частные акционеры не хотят идти на диалог с государством. Тогда однозначно нужно ускорять принятие законопроекта о снижении кворума для проведения собрания акционеров". Стремление премьера к контролю над этой компанией вполне понятно: "Укрнефть" - крупнейший производитель нефти в Украине. Именно она обеспечивает более 90% суммарного по стране выпуска нефти, 40% газового конденсата и 17% природного газа. В 2005 году компания планирует увеличить на 1,5% добычу нефти с газоконденсатом (до 3,07 млн. т), сохранив добычу газа на уровне 2004 года (35 млрд. куб. м). Кроме того, ей принадлежит около 400 автозаправочных станций почти во всех регионах Украины. Тем не менее, очевидно, что "Приват" будет бороться за свои права: этот крупнейший миноритарный акционер "Укрнефти" контролирует 42% ее акций, кроме того, у группы - контроль над "Нефтехимиком Прикарпатья" и крупный пакет акций в НПК "Галичина", где у государства (в лице ФГИ) есть только 26% и 25%+1 акция соответственно.
Вероятно, что правительству придется побороться и за "Укртатнефть", в которой ФГИ принадлежит 43,054% пакета акций. Татарские акционеры в общей сложности распоряжаются более 55% акций этого совместного предприятия: у Госкомимущества Республики Татарстан - 28,778%, "Татнефти" - 8,613%. Кроме того, небольшие доли акций принадлежат американской корпорации SeaGroup International (9,96%) и швейцарской компании Amruz Trading A.G. (8,336%), в свою очередь, контролируемым акционерами из Татарстана.
Некоторую ясность относительно планов правительства по созданию ВИНК внес Третьяков, по словам которого, из 22 млн. т нефти, в настоящее время обеспечивающих потребности Украины в нефтепродуктах, около 7 млн. т будут перерабатываться на заводах ВИНК. Правительство панирует взять под контроль "Нефтехимик Прикарпатья" и НПК "Галичина", суммарные мощности которых составляют 3,5-4 млн. т в год, кроме того, государству принадлежит пакет из 43% акций ЗАО "Укртатнефть", созданного в свое время на базе Кременчугского НПЗ, способного перерабатывать около 8 млн. т нефти в год. Третьяков заявил: "В итоге у нас будет около 30% рынка Украины".
На естественный вопрос о том, как именно правительство будет контролировать действия участников ВИНК, не имея ни в одном из передаваемых ей предприятий контрольного пакета, он ответил недвусмысленно: "Контроль над нефтеперерабатывающими заводами скоро будет установлен. Есть ОАО "Укрнефть", в уставный фонд которого один из учредителей (государство) внесет свои пакеты акций ЗАО "Укртатнефть" (43%), ОАО "Нефтехимик Прикарпатья" и ОАО "НПК "Галичина". Второй акционер (группа "Приват"), чтобы не снизить свою долю в капитале "Укрнефти", должен внести либо деньги, либо имеющийся у него пакет акций в одном из двух его НПЗ. Тогда "Укрнефть" будет владеть контрольными пакетами Надворнян-ского и Дрогобычского заводов и 43% "Укртатнефти". Например, у государства есть 26% акций Дрогобычского НПЗ, еще 26% - у частного акционера. Поэтому сумма, которую мы вносим в уставный фонд ОАО "Укрнефть", будет соответствовать величине оценки акционером своего пакета. Такие переговоры уже ведутся". Таким образом, правительство желает, чтобы частный акционер внес свой пакет в уставный фонд ОАО "Укрнефть", тогда через "Укрнефть" государство получит контроль над НПЗ. Если же "Приват" предпочтет внести деньги, то правительство за эту же сумму позднее выкупит данный пакет.
С точки зрения Третьякова, после создания ВИНК ситуация на рынке нефтепродуктов будет стабилизироваться за счет его насыщения: "Мы хотим создать запас нефтепродуктов, которого Украине хватило бы на 60 дней. Он может храниться на базах Госкомрезерва, а можно взять на вооружение практику США. Там все компании, перерабатывающие нефть на территории страны, имеют 60-дневный запас нефтепродуктов, как прописано законом. Таким образом, снимаются проблемы в виде колебаний цен. Да и денег из бюджета на это не нужно. Государство просто обяжет переработчиков иметь такой остаток".
***
Взгляд со стороны
Несмотря на оптимизм украинских лидеров очевидно, что за все активы будущей ВИНК предстоит серьезная борьба. Информационное агентство УФС обратилось к экспертам с просьбой прокомментировать планы Президента Украины и премьера. На вопрос, насколько реален срок 10 июня для передачи госпакетов НПЗ в уставный фонд "Укрнефти", директор по управлению активами КУА "ТЕКТ" Виктор Федоров ответил четко: "Для исполнения поручения срок, конечно, нереальный. Для того чтобы понять его невыполнимость, - достаточный". С его точки зрения, это поручение Президента представляет собой "очередную атаку кавалерии", поскольку "Укрнефть" - это ОАО, где, кроме государства, есть еще очень много акционеров, в том числе - "Приват", к тому же, "подобного рода вопросы решаются не президентскими поручениями, а общим собранием акционеров". Кроме того В.Федоров сомневается, есть ли в бюджете статья на приобретение "в установленном порядке в собственность государства других пакетов акций этих обществ", которые, между прочим, пока никто не продает. Он объяснил свой скепсис следующим образом: "Поручение достаточно общее, что оставляет поле для многочисленных вопросов и море возможностей для злоупотреблений. С моей точки зрения, учитывая организационную сложность создания ВИНК на базе "Укрнефти" и большое значение этого эмитента для фондового рынка страны (лучше - без каких бы то ни было скандалов), следовало бы ее (ВИНК) создавать на базе НАК "Нефтегаз Украины". Это, кстати, гораздо больше отвечает цели "формирования вертикально интегрированной схемы управления корпоративными правами, которые принадлежат государству в уставных фондах нефтяных и нефтеперерабатывающих компаний", не связано с негосударственными акционерами и не требует бюджетных денег (НАК в состоянии за свои деньги приобрести "иные пакеты этих обществ")".
Аналогичные сомнения и у А.Гостика из "Конкорд-Капитал": "Логично предположить, что государство не заинтересовано в том, чтобы пакеты миноритарных акционеров были размыты. Прежде всего, это отрицательно скажется на фондовом рынке. Поэтому напрашивается вывод, что государство будет стремиться увеличить уставный фонд после индексации. Но это предположение не стыкуется со сроком, указанным в поручении. Столь короткий срок вызывает скептицизм. Во-первых, на сегодняшний день не ясно, кому именно принадлежат указанные пакеты акций - государству в лице Фонда госимущества или "Нефтегазу Украины". В прошлом году в соответствии с президентским указом эти пакеты должны были быть переданы в уставный фонд "Нефтегаза". Однако не понятно, завершен ли процесс их передачи. Если предположить, что прошлогодний указ Президента был выполнен, то для того чтобы учесть все формальности при передаче пакетов компании "Укрнефть" понадобится немало времени. При этом, если оценка "Укртатнефти" на тот момент была проведена, то оценку акций "Галичины" и "Нефтехимика" не проводили. Тут же возникает вопрос об отборе оценщика, что тоже может потребовать дополнительного времени. Кроме того, увеличение уставного фонда "Укрнефти" предполагает проведение собрания акционеров с соответствующим извещением всех собственников акций за 45 дней до даты его проведения. Как известно, ближайшее собрание акционеров компании
назначено на 20 июня. Даже если предположить, что в его повестку дня будет внесен вопрос об увеличении уставного фонда, то маловероятно, что в этом случае собрание состоится. Но даже если удастся собрать кворум, то для принятия положительного решения по этому вопросу необходимо 75% голосов".
На вопрос, что может предложить группа "Приват" в качестве взноса в уставный фонд, Гостик ответил: "Теоретически, у "Привата" достаточно активов, которые группа могла бы предложить в качестве взноса, например, АЗС, принадлежащие компании "Сентоза" и другим нефтетрейдерам, аффилированным с этой группой, пакеты в НПК "Га-личина" (около 32%) и "Нефтехимике Прикарпатья" (ориентировочно оценивается от 48 до 74%). К этому можно добавить денежные средства, которыми располагает группа. Но нельзя исключить вариант, когда подписка может состояться в объеме, который меньше запланированного: не обязательно, чтобы все акционеры захотели внести свою долю в полном объеме".
***
Копать здесь!
От забора - до обеда
В отношении проекта строительства нового нефтеперерабатывающего завода в окрестностях Одессы, который продвигает Юлия Тимошенко, мнения экспертов расходятся. Предполагается, что его мощность составит 10 млн. т в год, а глубина переработки нефти - не менее 90%: у других украинских НПЗ - от 45,1% ("ЛУКОЙЛ") до 66,4% ("ТНК-ВР"). С точки зрения диверсификации поставок, это имеет смысл, поскольку все украинские заводы были построены в расчете на тяжелую нефть российских месторождений. С другой стороны, если государство получит в собственность нефтеперерабатывающие заводы, то им потребуется существенная модернизация, в частности, необходимо будет оснастить их оборудованием для гидрокрекинга, обеспечивающего более глубокую переработку продукта. Эта реконструкция потребует крупных инвестиций. Так что есть ли смысл в таком случае вкладывать около $2,5 млрд. в строительство нового завода, тем более что все украинские НПЗ (за исключением Кременчугского) загружают свои мощности только на 35-40%?
Кроме того, какую нефть станет перерабатывать будущий завод? Известно, что мощности по транспортировке каспийских углеводородов еще до 2015 года будут превышать объемы их добычи на 20 млн. т в год. При этом, необходимости в ее транзите именно через Украину у европейских стран нет, ведь у них есть и другие маршруты. Мало надежды и на иракские поставки: весь объем добычи здесь давно распределен по заказчикам согласно долгосрочным контрактам, сроки которых истекут только через многие годы. Правда, "Нефтегаз Украины" уже задекларирована готовность поставлять ежегодно 2 млн. т ливийской нефти, однако, вновь-таки, это пока лишь на бумаге. Большинство экспертов уверены, что задачу диверсификации поставок в ближайшее время решить не суждено. Тем не менее, невозможна и профилактика топливных кризисов, если все сырье будет поступать только из России.
Поэтому Виктор Ющенко предложил еще один вариант: "Если не удастся решить вопрос о достройке нефтепровода "Одесса-Броды" до польского Гданьска, можно построить в Бродах украинский НПЗ и там перерабатывать каспийскую нефть". Разумеется, здесь тоже есть свои "но": строительство НПЗ, способного перерабатывать 4-5 млн. т нефти в год при глубине переработки 80% потребует инвестиций в размере около $1 млрд. Это, разумеется, меньше, чем сумма, необходимая для строительства завода в Одессе, но, все-таки, тоже немалые деньги. При этом, реальных контрактов на закупку нефти для загрузки будущих мощностей тоже пока нет...
Однако, по мнению экспертов, способы решения этой проблемы найти можно: например, если вывести часть бизнеса НАК "Нефтегаз Украины" в зону Каспия, предложив нефтедобытчикам в этом регионе активы НАК в обмен на их нефтяные ресурсы. В этом случае строительство НПЗ в Бродах приобретет смысл, причем, даже больший, чем при концессии или продаже украинских нефтепроводов (в том числе и злополучной трубы "Одесса-Броды"). Такой путь может действительно привести к решению проблемы диверсификации поставок. В этом случае переработка нефти на государственной ВИНК могла бы стать экономически оправданной, поскольку у этой компании оказались бы и собственные НПЗ в Украине, и собственные нефтяные ресурсы.
Существует также множество иных проблем, которые необходимо решать при создании отечественной ВИНК: консолидация активов, необходимая для формирования полноценной вертикали, представляет собой огромную и чрезвычайно сложную проблему. Помимо добывающих и перерабатывающих мощностей, необходимо ввести в состав ВИНК также НАК "Недра Украины", у которой имеется развитая геологическая и поисковая инфраструктура (22 специализированных предприятия), без чего добывающее звено ВИНК не может быть эффективным. Однако с передачей этих активов в ведение новой структуры неизбежно возникнут серьезные неувязки. В настоящее время эта государственная компания работает, в основном, по договорам с частными инвесторами (35 украинских, два - предприятия с иностранными инвестициями, шесть - полностью иностранные фирмы) и передала им в пользование ряд месторождений углеводородов в обмен на инвестиции. Понятно, что эти инвесторы не придут в восторг от передачи ВИНК прав собственности от "Недр Украины", поэтому надо заранее продумать способы урегулирования потенциальных конфликтов. По мнению экспертов, свести эти проблемы к минимуму можно будет в том случае, если сохранить за "Недрами Украины" имущественные права, когда она превратится в дочернюю компанию ВИНК.
Тем не менее, похоже, что будет избран и иной путь. Во всяком случае, председатель правления НАК "Нефтегаз Украины" Алексей Ивченко уже обратился к Президенту В.Ющенко с просьбой ликвидировать НАК "Недра Украины", по его словам, представляющую собой "абсолютно неэффективную и коррумпированную структуру, которая за время своего существования не передала "Нефтегазу Украины" ни одного месторождения, ни одной лицензии". Он заявил: "Они ничем не занимаются, думаю, что компания "Недра Украины" рано или поздно будет ликвидирована, а ее предприятия будут переданы в состав "Нефтегаза Украины". Кроме того, А.Ивченко обратился к В.Ющенко с просьбой "разобраться с ситуацией, сложившейся вокруг выдачи в свое время Государственным комитетом по природным ресурсам Украины специальных разрешений (лицензий) НАК "Нефтегаз Украины" на разработку нефтегазовых месторождений". По его словам, эта ситуация уже стала критической: "Предприятиям "Нефтегаза Украины" не выдают лицензий на эксплуатацию месторождений". В качестве примера он сослался на отказ в выдаче лицензий на разработку Юлиевского и Сахалинского месторождений в Харьковской области. Правда, пока не ясно, отражают высказывания А.Ивченко позицию правительства или он по собственной инициативе развернул РR-кампанию, чтобы направить дальнейшее развитие событий по этому - весьма конфликтному - пути. Такой вариант не исключен, поскольку 3 июня им опять был поднят вопрос о возврате в государственную собственность "незаконно приватизированного Лисичанского НПЗ (принадлежит компании "ЛИНИК", входящей в международный холдинг "ТНК-ВР"), хотя его аналогичные заявления, сделанные в конце апреля, вызвали критику со стороны членов правительства и главы Фонда госимущества Украины.
Создание трубопроводной транспортной системы тоже можно было бы осуществить путем включения ОАО "Укртранснефть" в число дочерних компаний ВИНК. Однако с портовым звеном цепочки неизбежно возникнут проблемы: принадлежащий этой компании терминал порта Южный имеет обязательства по долгосрочным договорам на перевалку нефтепродуктов с кипрскими фирмами "Коллайд" и "Скилтон", а также с российской "ЮгТрансбукер". В свою очередь, Севастопольский нефтяной терминал передан в долгосрочную аренду российскому ЗАО "Группа Альянс". Феодосийский же терминал контролирует украино-российское СП "Кафа", занимающееся транзитом нефтепродуктов. Нарушение всех этих договоров чревато множеством судебных разбирательств. Разумеется, у зарубежных компаний свои планы относительно использования Севастопольского и Феодосийского терминалов и вряд ли они согласятся их добровольно нарушить, а если у украинской ВИНК не будет возможности получать морские поставки нефти, компания не сможет обеспечить себя значительными поставками ни отечественного, ни импортного сырья.
Однако самой трудной представляется задача интеграции в ВИНК распределительных активов. Вероятно, для этого следует идти только одним путем: возобновлять имущественные споры о правах собственности бывшей государственной сети АЗС и нефтебаз, входивших в состав АХК "Укрнефтепродукт". Пять лет назад правительство уступило контроль над этой сетью кипрским компаниям Medis Holding Ltd. и Bevalo Investmens Ltd, которые успешно провернули замысловатую вексельную операцию, а остальные активы "Укрнефтепродукта" оказались в сфере влияния казахстанской компании "КазМунайГаз" и ильичевского Мортрансбанка. В 2002-2003 годах Леонид Кучма сделал попытку вернуть активы АХК Фонду госимущества, но она была безуспешной. Правда, звучат заявления, что ВИНК сама создаст сеть из более 2 тыс. АЗС, причем, "количество заправок в регионах будет пропорционально объему потребления нефтепродуктов". Предполагается, что около тысячи АЗС будут принадлежать "Укрнефти", а еще столько же удастся привлечь по джобберской программе. В целом, по замыслу правительства, ВИНК сможет контролировать около половины розничного рынка, существенно потеснив на нем российские нефтяные компании, которые, по данным Антимонопольного комитета, сейчас занимают более 66% поставок.
Однако это потребует очередных затрат, к тому же, немалых. При этом, похоже, что все расходы по строительству как НПЗ, так и сети АЗС, так же как и затраты на расширение нефтеналивных мощностей терминалов, железнодорожных эстакад и трубопроводов-перемычек, предполагается покрывать за счет финансирования из двух источников: кредитная линия Deutsche Bank (€ 2 млрд.), открытая "Нефтегазу" в марте 2005 года, и взнос ПриватБанка - миноритарного акционера "Укрнефти". Насколько реальна подобная программ, экономисты со временем скажут, а время все покажет. Впрочем, сейчас создание украинской ВИНК на подобной шаткой основе представляется попыткой строительства очередной "потемкинской деревни". Хотя, а почему бы и нет? Такими проектами систематически увлекались все лидеры независимой Украины...
(Источники: Интерфакс-Украина, Украйнська правда, Деловая неделя, Информационное агентство "УФС", Подробности, УНИАН, Независимая газета, Зеркало недели, "Время новостей", День, bin.com.ua, vd.net.ua, kontrakty.com.ua, kyivweekly.com, vremya.ru, uatoday.net, ufs.com.ua, business.ua, logistics.ru, proua.com, vergen.ru)