Известный дистрибьютор модных luхurу-и саsuаl-брендов компания "Джамилько" превратилась в группу компаний: теперь "Джамилько" занимается брендами класса люкс (среди них Christian Dior, Hermes, Burberry, Salvatore Ferragamo, Sonia Rykiel), а новая структура, LVB, - марками casual (Levi's, Naf-Naf, Chevignon и Swatch). О причинах и целях "раздела имущества" рассказал "Профилю" председатель совета директоров компаний "Джамилько" и LVB Халед ДЖАМИЛЬ.
"Профиль": В чем смысл создания двух совершенно самостоятельных компаний в рамках группы?
Халед Джамиль: Сегменты casual и люкс требуют разной стратегии развития - от логистики и маркетинга до финансов. Мы начали работу в 1993 году именно с casual: первой была марка Levi's. А уже потом наши основные силы бросили на люксовые марки. Это не значит, что мы меньше любим casual, но данный сегмент индустрии развивается по совершенно иным законам. Мы продаем casual не только в Москве через собственную розничную сеть, но и в регионах России, где работаем по франчайзингу, и видим большой потенциал в расширении дилерской сети марок casual в регионах. А продажа люкса осуществляется только через собственную розничную сеть бутиков в Москве и Санкт-Петербурге. Это своего рода "штучный" товар.
"П.": Уже есть реальные результаты "разделения труда" между "Джамилько" и LVB?
Х.Д.: Положительная динамика есть. Например, Naf-Naf почти каждый месяц открывает новый магазин: за этот год их в России открыто уже 7, а общее количество приближается к 20. Что касается планов, то до конца года мы собираемся открыть в Москве 3 монобрендовых магазина Levi's. Расширение присутствия в регионах начнется с 2005 года: мы откроем 10 монобрендовых и 50 мультибрендовых магазинов в крупнейших российских городах в дополнение к имеющимся 142.
"П.": А какие марки приносят больший процент дохода от товарооборота - casual или люкс?
Х.Д.: Мы полагали, что люкс, но оказалось, это не так. Анализ ситуации на сегодняшний день показывает, что в среднесрочной перспективе основные финансовые параметры по двум сегментам практически совпадают.
"П.": Но вы будете и дальше заниматься люксом?
Х.Д.: Да, он дает нам возможность понять, что происходит в мире моды и как будет развиваться направление casual, потому что идеи рождаются в люксе. В принципе, люксовый рынок Москвы уже насыщен, и объем торговых площадей большой. Однако показатель товарооборота на 1 кв. м значительно ниже, чем в Европе. Западные бренды думают, что в России выгодно зарабатывать, потому что русские за рубежом покупают очень много люксовых вещей - больше, чем в самой России. Но шопинг здесь и в Европе - абсолютно разные вещи. Объем московского рынка составляет примерно 10% от парижского.
"П.": Сейчас во всем мире возросла популярность casual. Ваш опыт это подтверждает?
Х.Д.: В моде происходит расслоение: бренды уходят либо в люкс, либо в casual, со временем "середины" не останется. И бренды среднего уровня должны определяться, в какую сторону двигаться, иначе у них не будет развития бизнеса. Но, к примеру, Diesel идет против течения. Он хочет перейти из сегмента casual в люкс.Сложно предсказать, получится ли это.
А с Жан-Полем Готье другая ситуация. Он считается одним из лучших модельеров в мире, но его бренд в Москве продается в мультибрендовых магазинах, где его просто не видно. Сейчас люкс-бренды уже не хотят быть представленными в одном бутике вместе с другими марками. Вообще, люкс надо развивать монобрендовыми магазинами.
"П.": Если я вас правильно понимаю, в ближайшее время в Москве в люксовом сегменте будет больше монобрендовых бутиков. А западные бренды предпочитают быть представленными в крупных торговых центрах вроде "Крокус Сити Молла" или в отдельных магазинах?
ХД.: Это спор между европейской и американской моделью торговли. Я считаю, что Москва все же больше европейский город. Louis Vuitton, например, открыл второй бутик в ГУМе. Это историческое место, и мимо него люди не проходят. Мы тоже дальше будем развивать отношения с ГУМом.