Колбасные коллизии

Донские мясокомбинаты оказались в непростых условиях дефицита дорожающего сырья и усиления конкурентной борьбы. Собственники одних предприятий пытаются продать свой бизнес, другие остановили работу. По всей видимости, на этом рынке ожидаются серьезные перемены, связанные с укрупнением производителей и сокращением их числа.

***

Для производства колбасы не хватает мяса

В Интернете появилось сразу несколько объявлений о продаже мясокомбинатов, как совсем мелких, так и покрупнее. Причем предложений явно больше, чем покупателей. Например, мясоперерабатывающий комплекс, имеющий оборудование убойного, обвалочного, колбасного, консервного, субпродуктового цехов, а также холодильное, не смог найти покупателя за $ 540 тыс. и сейчас уценен до $ 320 тыс. Есть варианты совсем мелких производств по цене $ 150 тыс. и с остановленным производством, а также довольно привлекательные на вид объявления, например, о продаже всего пакета акций ЗАО со штатом 45 сотрудников, колбасным цехом (2–2,5 тонны в смену), убойным цехом и т. д., а также договорами на сбыт продукции в «Рамстор», «О’Кей», «МЕТРО», «Солнечный круг». При среднегодовой прибыли от бизнеса $ 210 тыс. цена составляет $ 900 тыс.

Справка N

По данным областного министерства сельского хозяйства, в Ростовской области существует 11 крупных и средних мясокомбинатов, с мелкими цехами их число приближается к 200.

— Загрузка донских мясокомбинатов сейчас составляет около 40%, — сказал начальник отдела мясной и молочной переработки областного Минсельхозпрода Алексей Лысоченко. — После неурожая 2003 года в области постоянно снижается поголовье, не хватает сырьевой базы. 68% мяса производится в личных подсобных хозяйствах, а закупать у них сложно.

Надежды возлагаются на новую федеральную программу о приоритетных национальных проектах, согласно которой бюджет намеревается компенсировать до 90% стоимости инвестиций, направленных на восстановление сырьевой базы в мясомолочной сфере. По словам Алексея Лысоченко, около 90 донских хозяйств, собирающихся строить и реконструировать животноводческие комплексы, подали свои заявки (общая сумма инвестиций — более 5 млрд. рублей), однако еще неизвестно, на какую сумму возмещения они могут рассчитывать.

Заместитель исполнительного директора по закупкам и логистике группы компаний «ТАВР» Александр Ремета предполагает, что в 2006 году начнется рост производства свинины, поскольку планируется, а в некоторых случаях уже ведется, строительство ряда крупных свинокомплексов. Вдобавок растет поголовье в животноводческих и личных подсобных хозяйствах благодаря низкой цене на зерно (более 70% себестоимости свинины составляют корма) и высокой рентабельности производства.

— А ситуация по говядине сегодня находится на пороге системного кризиса, — продолжает Александр Ремета. — Из-за длительных сроков воспроизводства сокращение поголовья набирает темпы из года в год и составляет по КРС на 2004 г. 6%, на 2005 г. — более 8%, и данная тенденция будет наблюдаться и в 2006 году. В существующей ситуации крупным игрокам мясного рынка сложнее обеспечить себя мясосырьем относительно более мелких производителей, и единственной качественной, но требующей значительных инвестиций альтернативой, на мой взгляд, является создание собственной сырьевой базы.

Пока же многие мясопереработчики, не имеющие таких возможностей, вынуждены останавливать свою деятельность. Например, еще в апреле прошлого года остановился Чертковский мясокомбинат. Его собственники безуспешно пытались найти инвестора (предлагая от 50% до 100% уставного капитала).

— В этом районе несколько крупных хозяйств развалились на мелкие, существуют проблемы с закупкой сырья, — говорит г-н Лысоченко. — В Миллеровском районе около года простаивает мясокомбинат. Каменский мясокомбинат за последние годы поменял нескольких собственников: сначала его купил «Черкизовский», потом ГК «Природа».

Кстати, финансовый директор «Природы» Ирина Федорова заявила, что они с большим трудом нашли поставщиков живого сырья для Каменского мясокомбината, причем не в нашей области, а в Воронежской и Краснодарском крае (сейчас комбинат продает только мясо полутушами — 300 тонн в месяц — для других переработчиков). В ближайшее время на предприятии планируется произвести реконструкцию, обновить оборудование и запустить неработающий сейчас колбасный цех. Продавать предприятие собственники пока не намерены.

***

Рынком начинают дирижировать сети

Дефицит сырья мелким колбасным цехам переживать проще, поскольку им достаточно закупать небольшие партии свиней в личных подворьях, а у гигантов всегда был вариант закупки импорта. Однако и здесь обе группы предприятий подстерегла неудача: в конце прошлого года в Россию закрылся путь для бразильского сырья, а с 20 января — для украинского. В итоге с ноября цены на мясо в живом весе поднялись на 7%, на разделанное — до 15%. Сокращение рентабельности производства зачастую не под силу мелким цехам.

— Определенный дефицит сырья наблюдается, но у нас есть собственная заготовка, закупаем мясо и на других мясоперерабатывающих комплексах, — рассказал Антон Остапенко, директор ЗАО «Вепоз», выпускающего 5 тонн колбасных изделий в сутки. — Наши мощности загружены на 80–85%.

Предположения о том, что предприятие продается, г-н Остапенко категорически опроверг. Напротив, для усиления своей конкурентоспособности компания оптимизирует систему управления, проводит работу по изменению ассортимента и т. д.

ОАО «Мясокомбинат Новочеркасский» — довольно крупный игрок своего рынка (его продукция продается в Новочеркасске, Аксае, Ростове) — постоянно занимается обновлением основных производственных фондов за счет собственных и заемных средств. В 2006 году здесь планируется завершить реализацию инвестиционного проекта стоимостью 10 млн. рублей, который позволит увеличить объем производства на 10–15%. По словам Алексея Лысоченко, убойное производство вынесут за пределы города, а освободившуюся территорию задействуют для развития.

Третий негативный фактор для мелких и средних производителей — усложнение сбыта с увеличением в Ростовской области количества крупных торговых сетей. Например, на фоне общего сокращения объектов торговли происходят укрупнение формата и рост числа сетевых магазинов (в конце года их было 150, а также ряд супермаркетов и гипермаркетов). Заручиться сотрудничеством с ними непросто, зато наиболее удачливые начинают отбирать рынок у непопавших в сети производителей. Кроме того, подталкиваемые конкуренцией со стороны транснационального и российского ритейла, местные сети начинают оптимизировать свою работу, сокращая количество поставщиков колбасы и даже покупая мясокомбинаты в собственность.

— Расторгнув контракт с нами, производитель ощущает существенный спад продаж, — рассказывает Ашот Хбликян, учредитель компании «МегаДон», владеющей сетью «Империя продуктов». — Сейчас наблюдается огромное перепроизводство колбасы. Раньше было популярно открывать колбасные цеха, оборудование было недорогим. Когда же началась битва за покупателя, мелкие не смогли составить конкуренцию более крупным.

В настоящее время «Империя продуктов» расстается с несколькими поставщиками колбасных изделий, а через несколько месяцев начнет продавать продукцию собственного производства: в конце прошлого года была выкуплена часть уставного капитала в одном из донских мясокомбинатов, ассортимент которого был нужен сети. Сейчас там происходят реконструкция и ребрендинг — еще одним товаром под собственной торговой маркой станет больше. Кстати, эту продукцию собираются поставлять и в другие магазины.

Скорее всего, в ближайшие годы донское поголовье свиней и скота начнут восстанавливать. Все-таки маячит федеральная поддержка, в прошлом году впервые ряд хозяйств потерпел убытки на растениеводстве, плюс рост цен на мясо как убедительный фактор доходности этого бизнеса. Вот только многие мелкие и часть средних колбасных производств могут не дожить до сырьевого благополучия, уступив свое место либо более крупным, либо более удачливым конкурентам.

***

фото:

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости