- Идея конкурса "Предприниматель года", - рассказывает заместитель председателя правительства - министр экономического развития и внешних связей Хабаровского края Александр ЛЕВИНТАЛЬ, - возникла в 1996 году. Это были сложные времена: развал экономики, падение производства. Многие люди не знали, что им делать. Тогда и появилась мысль неким образом стимулировать развитие предпринимательского сектора, но требовалось найти форму...
- Отношение к предпринимательству в обществе тогда было негативное. Так как в основном это были "челночники" и те, кто делал бизнес на продаже остатков государственного имущества. Имидж вспомните: "Мерседес", красный пиджак, широкое лицо, рука, увешанная перстнями. И образ карикатурный, и отношение основной массы населения к этим людям соответствующее. Требовался механизм пропаганды предпринимательства как нормальной деятельности, которой важно заниматься. И придумали конкурс. Сначала было даже опасение, пойдут ли предприниматели на участие в нем. В то время люди просто боялись: вот сейчас они проявят себя, а завтра к ним придут бандиты или налоговая инспекция. Но первые смельчаки нашлись, их было 27 человек из пяти городов и районов края. И дальше дело пошло. В результате, надо сказать, то негативное отношение к бизнесу, которое было у населения, удалось переломить. Два года назад Дальневосточный институт рынка по заказу нашего министерства проводил социологические исследования. И на вопрос, как вы относитесь к предпринимательству, 70 процентов опрошенного населения ответили благожелательно. И это неудивительно: у нас сегодня 23 процента жителей края работают только в малом бизнесе. - Изменился ли за эти десять лет облик среднестатистического бизнесмена?- Поначалу в бизнес приходили люди, у которых очень часто не было ни экономического, ни юридического опыта. Сегодня мы можем видеть, что все больше становится предпринимателей, прошедших определенную систему подготовки, знакомых с основами рынка. Общей уровень предпринимательской грамотности сейчас совсем другой. И времена, в общем-то, изменились. В чем-то стало проще, в чем-то - сложней. Если в 90-х степень неопределенности была просто страшной, то сегодня политическая и экономическая системы более устойчивы. Налоги каждый день не меняются. Но зато в те годы можно было рискнуть и получить огромную прибыль, а сегодня для успешного развития нужны серьезная, вдумчивая работа, глубокие познания в своей области. На везении уже не сработаешь. Растет социальная ответственность бизнеса. Сейчас многие предприниматели оказывают адресную помощь детским домам, ветеранам. Регулярно проводится благотворительная акция "Помоги собраться в школу"... Очень показательным было празднование 60-летия Победы. Предприниматели приходили со своими инициативами и, в общем-то, не жалели денег на поддержку ветеранов и праздничные мероприятия. Административный ресурс мы не включали абсолютно, люди помогали просто по велению сердца. - Как изменились, на ваш взгляд, взаимоотношения бизнеса с властью за эти годы?- Если конкурс "Предприниматель года" был нашей инициативой, то предложение отмечать День предпринимателя исходило уже от самих бизнесменов, и оно было поддержано губернатором. Постепенно мы находили взаимоприемлемые формы взаимодействия. Сегодня председатель краевого совета по предпринимательству входит в состав участников расширенного заседания правительства. В прошлом году вышло постановление губернатора о взаимодействии власти и бизнеса, которое вменило краевым структурам - министерствам, ведомствам - включать в число участников коллегий, советов и прочих ведомственных мероприятий представителей различных предпринимательских ассоциаций, объединений. У нас есть трехсторонняя комиссия, в которую входят представители правительства края, предпринимателей и профсоюзов, где обсуждаются различные проблемы. Очень активно работает наш краевой совет по предпринимательству. Если на его очередном заседании выявляется какая-то серьезная проблема, мы не ждем следующего планового заседания, а проводим "круглый стол", на который приглашаем тех людей, от которых зависит решение - федеральных чиновников, представителей контролирующих органов. Проблема обсуждается, ищутся пути ее решения. Практика показала, что такие встречи бизнесменов и чиновников дают ощутимый результат. Это намного эффективней, чем митинговать на улице. - В каком направлении будет развиваться бизнес в Хабаровском крае в ближайшие годы? - Прежде всего, будет активно развиваться транспортный комплекс. Есть два-три проекта, которые могут серьезно перевернуть экономику не только Хабаровского края, но и Дальнего Востока России в целом. Это проект создания Ванинского промышленно-транспортного узла, строительство железной дороги, развитие БАМа. Совокупная стоимость проектов оценивается в миллиарды долларов. Но рост транспортной инфраструктуры неизбежно создаст условия и для развития промышленной зоны. Большие перспективы сулит строительство второй очереди Амурского моста и соединение Транссибирской и Транскорейской железнодорожных магистралей. Все эти проекты позволят превратить Хабаровский край в мощный транспортно-логистический центр, в зону контакта России со странами АТР. И очевидно, что здесь для предпринимателей открываются серьезные возможности. Объемы лесных заготовок если и вырастут, то незначительно, а вот лесопереработка укрепит свои позиции. Производство шпона, фанеры, готовой продукции для домостроения, мебели и так далее. Таких проектов уже более десятка, они запускаются в Хабаровске, Комсомольске, Ванино, на Хору. Сегодня в крае перерабатывается 20 процентов заготавливаемой древесины, к 2010 году этот показатель должен достигнуть 50 процентов. Продолжит развиваться сфера услуг - и торговля, и сервис. Стараемся раскручивать инновационный путь развития краевой экономики. Уже создано три центра коммерциализации в университетах края, на подходе еще ряд инфраструктурных объектов. Специально готовим для них кадры, потому что люди зачастую просто не понимают, что такое инновации. - Какова сейчас доля малого бизнеса в общей структуре экономики края?- На сегодняшний день она составляет более 13 процентов от валового выпуска продукции в крае и обеспечивает 23 процента занятости населения. Почти половина малых предприятий приходится на торговлю. Но я думаю, что здесь их позиции будут ослабевать, если принять во внимание тенденцию увеличения крупных супермаркетов. Зато растет присутствие малого бизнеса в промышленности, особенно в пищевой, в строительстве, в сфере услуг. И эта тенденция роста влияния и значения нашего предпринимательства для экономики и социальной жизни края в ближайшем будущем будет сохраняться. Значит, будут и новые победители конкурса "Предприниматель года".