В конце прошлого года Среднерусский консалтинговый центр (г. Владимир) совместно с департаментом Федеральной службы занятости по Владимирской области провели очередное исследование на тему "Социально-психологический портрет работодателя".
Авторы проекта - Дмитрий Петросян и Игорь Свинцов. На вопросы социологов ответили 396 человек во всех районах Владимирской области - руководители предприятий и учреждений, их заместители и начальники кадровых служб.
Результаты исследований показали, что за последние два года на четверти предприятий области произошло значительное обновление кадрового состава: сменилось от 25% до 50% работников. Как и следовало ожидать, в наименьшей степени ротации кадров подвержены учреждения здравоохранения и образования, а также банки. Наиболее высокая ротация отмечена в сфере услуг, в строительстве и в промышленности, где за два года может смениться половина сотрудников.
Почти 90% руководителей так или иначе признают, что их волнует проблема текучести кадров. Более всего по этому поводу тревожатся на предприятиях с акционерной формой собственности, менее всего - на частных предприятиях. А руководители госучреждений относятся к текучести кадров философски.
Если сотрудники уходят - значит, на их место надо найти других. Испытывают ли руководители сложности в подборе кадров? Лишь 17% опрошенных не сочли это проблемой, остальные столкнулись с теми или иными трудностями. Наибольшее затруднение у работодателей вызывает подбор квалифицированных кадров в сфере производства, а также поиск руководителей среднего звена. Трудно найти специалистов в сфере продаж, а также квалифицированных программистов. А вот особых проблем с наймом юристов, бухгалтеров, рекламщиков и специалистов по маркетингу отмечено не было.
Работодатели Владимирской области разделились на две почти равные группы: отбирая будущего сотрудника, 51% опрошенных отдали бы предпочтение молодому кандидату, которого можно впоследствии всему обучить, а 49% -кандидату с опытом работы, хотя и в зрелом возрасте. При этом опыт работы более важен для руководителей госпредприятий и учреждений, а вот акционерные общества и частники чаще готовы взять на работу молодежь. Однако профессиональные качества, естественно, учитываются работодателями в первую очередь. Абсолютное большинство опрошенных выделяют прежде всего опыт работы по специальности (71%) и соответствующее образование (62%). Затем в списке предпочтений идут личные качества (по убывающей): честность, умение работать в команде, обучаемость. Неконфликтность и лояльность руководству оцениваются выше, чем самостоятельность и независимость суждений. Для каждого десятого руководителя очень важны рекомендации с предыдущего места работы. И лишь 3% отметили, что будущему сотруднику не помешают хорошие внешние данные.
Чем же владимирские работодатели привлекают специалистов? Более половины предлагают претендентам твердый стабильный заработок, пусть и не очень большой, но в сочетании с системой социальных гарантий. Естественно, такой подход характерен в основном для государственных и муниципальных предприятий.
Треть работодателей привлекают кандидатов заработком, жестко привязанным к результатам работы данного сотрудника, без каких-либо гарантий. Среди частных предпринимателей таких - почти половина, в основном в торговле и строительстве.
Наконец, 8% опрошенных считают, что их сотрудники должны ценить уже то, что у них есть какая-то работа. Интересно, что такой точки зрения чаще других придерживаются именно первые лица предприятий.
В целом по результатам исследования сложился такой обобщенный портрет владимирского работодателя. Он достаточно высоко оценивает сотрудников своего предприятия, но полагает, что принцип "больше работать - больше получать" не слишком для них подходит: лучше меньший заработок, но гарантированный и стабильный. Выбирая стратегию управления персоналом, руководитель скорее склоняется к авторитаризму, чем к демократии. И привлекает "обобщенного" руководителя в его работе именно возможность наиболее полно реализовать на руководящем посту свой творческий и профессиональный потенциал, а вовсе не высокая зарплата.