Становление рынка учебной литературы в Российской Федерации: роль Инновационного проекта развития образования

Проект аналитического доклада

Мы продолжаем публикацию проекта аналитического доклада, созданного по результатам выполнения программ компонента "Учебное книгоиздание" Инновационного проекта развития образования (ИПРО). Программы были осуществлены в 1997 - 2004 годах по займу Международного банка реконструкции и развития. Начало публикации читайте, пожалуйста, в N 80-82 вкладки "Учебники".

Бацын В. К. , Бутягина К. Л. ,

Вахрушев А. А. (составление и общая редакция), Воронцов А. Б. ,

Медведев А. В. , Пахомов Н. Н. ,

Смирнов А. И.

Становление рынка учебной литературы в Российской Федерации: роль

Инновационного проекта развития образования. Проект аналитического доклада.

М, : Логос, 2004

Издание подготовлено при содействии НФПК - Национального фонда подготовки кадров в рамках Инновационного проекта развития образования

5. Подготовка кадров в области создания нового поколения учебной литературы

В числе ключевых задач компонента "Учебное книгоиздание" ИПРО выделяется подготовка персонала издательств и авторов учебной литературы для общеобразовательной школы. Этой задаче принадлежит тем более важное значение, что речь идет об обучении кадров знаниям, методам, принципиальным подходам, необходимым для создания и издания литературы нового поколения, обладающей рядом принципиально новых характеристик (см. приложение 11).

Кроме того, необходимость дополнительной подготовки персонала издательств и авторов учебной литературы определяется потребностью в преодолении хронических недостатков нашего учебного книгоиздания, сдерживающих его качественный рост. Основными из них являются:

появление большого числа низкокачественных учебных изданий, не отвечающих элементарным требованиям, предъявляемым к содержанию, научному и методическому уровню учебных книг, а также гигиеническим и полиграфическим требованиям к их оформлению;

зачастую низкая дидактическая и литературная культура исходных авторских текстов, слабый учет в них психолого-педагогических и возрастных закономерностей усвоения учебного материала, несоответствие иллюстративных материалов и методического аппарата учебных изданий задачам их использования в учебном процессе;

выпуск учебных книг по основным предметам общеобразовательной школы без необходимого методического сопровождения;

нарушение авторских прав, выпуск контрафактных учебных изданий, ущемление законных интересов авторов и других правообладателей при переуступке авторских прав;

медленное освоение учебно-педагогическими издательствами современных технологий подготовки к печати и собственно печати, что, в свою очередь, сдерживает улучшение качества и препятствует снижению себестоимости учебных изданий;

неудовлетворительное использование финансовых инструментов и механизмов развития учебного книгоиздания, недостаточный учет его сезонного характера и многоступенчатых схем реализации продукции, отставание в освоении рыночных технологий продвижения учебной литературы от издателей к потребителям, слабое владение издательскими и книготорговыми организациями методами маркетинга, специфичными для этого сегмента книжного рынка.

5. 1. Основные направления подготовки авторов и их результаты

Решающую роль в создании учебно-методической литературы играет автор или авторский коллектив.

Опыт проведения конкурса учебников НФПК и деятельность издательств, выпускающих учебную литературу, свидетельствуют о том, что нередко появляются интересные, перспективные авторы и авторские коллективы, которые обладают хорошим потенциалом, поддерживают тенденции, характерные для современного этапа развития образования. В то же время им часто не хватает серьезной профессиональной подготовки, ориентированной на решение перечисленных выше проблем.

Поскольку на сегодняшний день в России практически отсутствует система подготовки и переподготовки авторов учебной литературы для общеобразовательных школ, соответствующая современным задачам реформирования образования, то в новых условиях важное значение приобретает не только задача выявления интересных авторов, привлечения талантливых ученых и педагогов к созданию учебной литературы для средней школы по указанным выше направлениям, но и оказание практической помощи в подготовке таких авторов или авторских коллективов, а также создание предпосылок для становления и развития системы и практики подготовки авторов учебной литературы нового поколения.

Таким образом, вопрос квалификации авторов учебников, нахождения адекватных форм ее повышения становится ключевым в развитии российского учебного книгоиздания на данном этапе. Именно поэтому в рамках компонента "Учебное книгоиздание" была предусмотрена программа Б4 "Подготовка кадров" , которая в отличие от программы "Обновление федерального комплекта учебников" работала прежде всего на перспективу подготовки новых авторских коллективов для создания учебников нового поколения, расширения конкуренции среди авторских коллективов. Так, благодаря этому проекту удалось создать учебники иностранных языков, способные конкурировать с западными аналогами.

Такая программа была необходима в первую очередь разным группам специалистов-ученых и методистов, которые видят перспективу развития учебно-методического обеспечения школ через привлечение молодых кадров, и прежде всего учителей-практиков из регионов России, имеющих потенциальные возможности стать впоследствии авторами учебно-методических комплектов, ориентированных на современные задачи образования. Заинтересован в данном проекте и ряд новых издательств, которые появились на рынке учебной литературы в последние десять лет и не имели опыта подбора и подготовки потенциальных авторов УМК под конкретную образовательную программу.

В рамках различных проектов программы "Подготовка кадров" были впервые подготовлены несколько групп авторов учебной литературы по направлениям, которые до сих пор не имеют отечественных аналогов.

Первое направление - иностранные языки для начальной школы. До последнего времени в России изучение иностранных языков в начальных классах официально практиковалось исключительно в специализированных школах с углубленным изучением иностранного языка. Но в соответствии с правительственной Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года одной из задач реформирования содержания общего среднего образования стало обеспечение знания как минимум одного иностранного языка всеми выпускниками полной средней школы, а также существенное повышение роли коммуникативных дисциплин в целом. Более того, современные нормативные документы (новый государственный образовательный стандарт и Базисный учебный план) предполагают включение изучения иностранных языков в перечень образовательных областей, обязательных для всех ступеней обучения. В связи с этим сначала в рамках широкомасштабного эксперимента, а с 2006 года в обязательном порядке все школы России переходят на обучение иностранным языкам со 2 класса начальной школы, что диктует необходимость создания учебно-методического обеспечения учебного процесса.

До сих пор большинство школ, решивших по собственной инициативе (за счет школьного компонента) начать изучение иностранного языка в младших классах, используют либо учебники для специализированных школ, написанные 20 лет назад, либо зарубежные аналоги для начальной школы. Поэтому в рамках проектов НФПК были отобраны на конкурсной основе и прошли соответствующее обучение следующие авторские группы:

совместно с Британским советом - 14 учителей-победителей отборочного конкурса из Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Омска, Сочи и Тулы, создавших в результате обучения учебно-методический комплект по английскому языку для начальной школы (2-4 классы);

совместно с Немецким культурным центром им. Гете (Институт Гете) - семь учителей-победителей отборочного конкурса из Ростова-на-Дону, Белгорода, Москвы, Самары, Архангельска, создающих учебники по немецкому языку для 2-3 классов.

Второе направление - развивающее обучение для основной школы. С конца 1980-х годов в советско-российское образовательное пространство вошла альтернативная традиционной советской школе образовательная система Д. Б. Эльконина - В.В. Давыдова, которая выдвинула на первый план задачу развития мышления младших школьников через организацию учебной деятельности учащихся. В рамках этой системы на протяжении 30 лет в лабораторных условиях разрабатывались другое содержание, формы и методы образования детей; в начале 1990-х годов были созданы соответствующие учебно-методические материалы для начальной школы.

К середине 1990-х годов возникла необходимость продолжения этой образовательной системы в основной школе, но последняя не была готова принять детей из классов развивающего обучения. В связи с этим появилась острая потребность в разработке учебно-методических комплектов, ориентированных на данную образовательную систему, по ряду учебных дисциплин основной школы. Однако подготовленных авторов и авторских коллективов, способных решить задачи подростковой школы, поставленные идеологами образовательной системы Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова, не было. Поэтому в рамках совместного проекта с Открытым институтом "Развивающее образование" силами группы ученых-специалистов в области развивающего обучения по системе Д. Б. Эльконина -В. В. Давыдова был подготовлен коллектив авторов из 16 человек из Москвы, Перми, Мценска, Красноярска с целью разработки учебно-методической литературы для основной школы. Результатом обучения авторского коллектива стало создание УМК по физике, географии, биологии, фрагментов (модулей) по математике, русскому языку и обществознанию, а также образцов контрольно-диагностических материалов по отслеживанию качества образования в системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова.

Третье направление - элективные курсы для старшей профильной школы. Разработка учебной литературы по этому направлению имеет целью обеспечение обучения старшеклассников по вариативному компоненту Базисного учебного плана в профильной школе.

Введение курсов по выбору в учебный план отечественной школы как обязательного элемента явилось делом абсолютно новым, и поэтому возникла необходимость в поиске авторов элективных курсов и их подготовке. В связи с этим НФПК был объявлен конкурс на разработку учебной литературы по элективным курсам для старшей профильной школы.

Впервые в рамках проекта НФПК были совмещены собственно конкурс и обучение в ходе конкурса отобранных авторов написанию УМК для элективных курсов. На конкурс поступило 208 заявок от 420 потенциальных авторов. География конкурса была очень широка - в нем приняли участие жители Москвы (112 авторов), Санкт-Петербурга, Красноярска, Владивостока, Новосибирска, Омска, Томска, Тамбова, Липецка, Рязани, Ставрополя, Воронежа, Самары, Твери, Благовещенска и др. Большинство авторов впервые принимали участие не только в конкурсе НФПК, но и вообще в конкурсе федерального масштаба.

Экспертным комитетом Конкурса НФПК силами основных и привлеченных специалистов была проведена комплексная (формальная и содержательная) оценка конкурсных заявок. В итоге было отобрано 62 авторских коллектива для защиты своих проектов и участия в первом обучающем семинаре. По результатам защиты авторских проектов, проведенной в рамках семинара, до написания пробных глав были допущены 56 авторских коллективов. Им были даны соответствующие установки. Далее была проведена содержательная экспертиза созданных пробных глав УМК и отобрано 40 авторских коллективов, допущенных к написанию полных рукописей. Эти 40 коллективов приняли участие во втором обучающем семинаре, в рамках которого авторы получили индивидуальные консультации у ведущих экспертов, рекомендации по написанию рукописей и ознакомились с последними документами по профильному обучению.

Первичный отбор материалов конкурса показал, что представленные на него авторские программы охватывают не все требуемые направления и образовательные области. В связи с этим Министерство образования Российской Федерации по согласованию с Экспертным комитетом Конкурса НФПК вынесло решение о проведении дополнительного конкурса по отдельным направлениям. Было подано еще 82 заявки от 145 авторов. В общей сложности по результатам рассмотрения представленных материалов и прохождения обучения победителями признаны 58 авторских коллективов.

Новизна такого направления для отечественного образования определила необходимость обучения авторов не только собственно разработке элективных курсов, но и продвижению созданных учебных материалов на рынок учебной литературы и в массовую педагогическую практику. С этой целью была проведена серия обучающих семинаров для учителей и методистов из регионов, в ходе которых авторы учебных пособий и члены Экспертного комитета конкурса знакомили учителей-практиков с особенностями преподавания элективных курсов. Результатом обучения авторов элективных курсов стала серия методических пособий, состоящая из семи брошюр(22). Эти пособия были разосланы в управления образования всех субъектов Федерации, учреждения системы подготовки и переподготовки педагогических кадров федерального и регионального уровней.

Четвертое направление - обществознание (граждановедение) для основной школы. Еще одной из задач модернизации содержания общего образования является создание целостной системы гражданского воспитания в школе. Концепция модернизации отечественного образования на период до 2010 года, утвержденная Правительством России в 2001 году, определяет становление дисциплин образовательной области "Обществознание (граждановедение)" как одного из приоритетных направлений обновления содержания общего образования в России. В связи с этим важное значение приобрела подготовка УМК в области общественных дисциплин, в которых происходят существенные изменения не только в методических аспектах, но и в содержании, ценностных ориентирах, целевых установках.

Среди УМК по общественным дисциплинам эксперты дали наиболее высокую оценку проектам "Мой выбор" (Москва), "Живое право" (Санкт-Петербург), "Введение в современные социальные проблемы" (Красноярск). Авторы этих проектов и составили основу авторского коллектива данного направления, обучение которого основывалось на принципах:

следования авторами современным требованиям к образовательному процессу (демократизм, ориентация на практику, использование активных и интерактивных методов преподавания, отказ от идеологизации и морализаторства, использование открытых вопросов и включение дискуссий в процесс образования, использование компьютерных технологий, рассмотрение ситуаций из реальной жизни в процессе преподавания и др. );

открытости авторской позиции УМК (гибкость, навыки критического мышления, отказ от абсолютизации своей позиции и точки зрения, умение работать во взаимодействии, конкуренция без конфликтности);

готовности работать в соответствии с государственными требованиями в области общественных дисциплин, а также понимания системы образования и места общественных дисциплин в этой системе;

творческого взаимодействия в группе, умения идти на компромиссы и находить консенсус;

сочетания в авторском коллективе специалистов по различным областям знаний в общественных дисциплинах, в том числе опытных методистов и специалистов по формированию ценностных ориентиров у подростков;

объединения усилий авторских коллективов, имеющих опыт создания учебно-методической литературы в области гражданского образования.

Результатами данного направления подготовки авторов стали:

формирование объединенного авторского коллектива (14 человек), прошедшего целевую подготовку в области создания учебно-методических материалов по образовательной области "Обществознание";

подготовка рукописей учебно-методических материалов по обществоведению для школы, обеспечивающих решение задач модернизации образования;

разработка рекомендаций по организации подготовки авторских коллективов для создания учебников нового поколения по предметам, входящим в образовательную область "Обществознание".

Показателем эффективности реализованной программы по всем четырем направлениям является то, что во всех перечисленных случаях удалось создать новые полноценные учебные материалы нового поколения, которые в настоящий момент находятся на стадии утверждения и издания.

Таким образом, в результате реализации программы "Подготовка кадров" удалось создать новую модель обучения авторских коллективов. В чем же ее основные особенности?

1. Программа строилась на основе деятельностного подхода к обучению, а продуктом (результатом) работы авторских коллективов явились конкретные УМК. Это привело к тому, что авторы воспринимали любые рекомендации через призму их собственного продукта, сразу же приступали к реализации выращенных в совместной деятельности идей.

2. Обучение авторов носило модульный характер, учитывало разные аспекты деятельности авторов и авторских коллективов (психологический, педагогический, правовой, санитарно-гигиенический, технический и др. ), что позволило разносторонне подготовить авторов к работе над созданием учебников нового поколения, отвечающих всем современным требованиям к содержанию образования и книгоизданию, включая возможность формирования индивидуальных образовательных программ для обучающихся.

3. Использовались разнообразные формы взаимодействия членов авторских коллективов между собой и с консультантами, в том числе интернет-технологии, в период между очными семинарами.

4. Консультанты проектов выступали не в качестве научных руководителей, которые знали заранее результат и использовали обучаемых авторов в качестве ремесленников, а как советники (игротехники), организующие собственное решение авторского коллектива, что позволило реализовать творческий созидательный дух всей команды. Во многих случаях этому способствовала специальная организация тренингов и занятий, направленных на сплочение команды.

5. В ходе обучения авторских коллективов в пилотных школах, где работали отдельные авторы, параллельно проводилась апробация отдельных фрагментов создаваемых учебных материалов, что позволило авторским коллективам на практике проверить качество создаваемых продуктов. Сами обучающиеся авторы в ряде случаев выступали в роли учителей для педагогов своих регионов, где проходила апробация материалов. Таким образом, обучая других подходам к созданию учебно-методических материалов и работе с ними, члены авторских коллективов совершенствовали полученные в ходе обучения профессиональные навыки по разработке учебников нового поколения.

6. Была организована встреча авторских коллективов из разных направлений (элективные курсы, система Д. Б. Эльконина -В. В. Давыдова, обществознание) на общем обучающем семинаре, которая продемонстрировала эффективный прием взаимного чтения учебных материалов с целью обнаружения находок авторов, которые могут быть использованы другими коллективами.

Итогом работы каждого авторского коллектива программы "Подготовка кадров" стала разработка методических рекомендаций по обучению авторов созданию УМК нового поколения. Такой итог работы позволил отрефлексировать каждый шаг группы авторов и их консультантов для понимания его результативности.

Методические рекомендации по обучению авторов созданию УМК нового поколения, подготовленные в ходе выполнения программы, послужат основой и учебным материалом для внедрения новой модели организации обучения авторов в практику. В качестве примера можно привести рекомендации, созданные в рамках реализации совместного проекта Британского совета и НФПК (см. приложение 14)(23). Эти материалы также могут быть использованы руководителями и сотрудниками издательств в качестве основы для внедрения новой проектной модели работы российских издательств, которая бы позволяла уже с первых пробных глав направлять и корректировать работу автора.

5. 2. Современные практики подготовки издателей

Современное состояние дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки издательских кадров оценивается как неупорядоченное, лоскутное, неспособное дать желательных результатов. Отдельные платные семинары и совещания, созываемые на инициативной основе некоторыми фирмами, специализирующимися на обучении персонала, не приобрели необходимого авторитета в издательской среде. В настоящее время приглашение на семинары такого рода обычно игнорируется.

На этом фоне весьма высокую оценку следует дать мероприятиям, реализованным в рамках компонента "Учебное книгоиздание" , в ходе которых была проведена серия семинаров для персонала издательств по подготовке их к работе в рыночных условиях. Они были организованы Московским государственным университетом печати, выигравшим тендер по выполнению этой части программы Б4 "Подготовка кадров". Занятия были посвящены обучению персонала издательств в области редактирования, макетирования и издания учебников нового поколения с использованием новых информационных технологий, достижений психолого-педагогической науки, современной методики преподавания, лучшего опыта в области финансового менеджмента и маркетинга рынка учебной литературы.

Три обучающих семинара "Правовая и организационная база, научно-методические основы и современные технологии учебного книгоиздания" (19-23 мая, 2-6 июня, 15-19 сентября 2003 года) были ориентированы на целевую аудиторию руководителей подразделений и специалистов издательств, занятых в редакциях, службах, обеспечивающих организацию маркетинга, рекламы и сбыта литературы. Семинар "Финансовый менеджмент, маркетинг и сбыт в учебном книгоиздании" (23-27 июня 2003 года) был проведен для руководителей издательств, ведущих специалистов финансовых служб, ведущих менеджеров служб маркетинга, рекламы и сбыта. Всего в рамках семинаров участвовали 106 сотрудников и руководителей 28 издательств, из них 19 московских, девять из других городов (С. Петербург, Самара, Воронеж, Псков, Уфа, Калуга, Краснодар). Среди участников были как ведущие крупные учебно-педагогические издательства ("Просвещение" , "Дрофа" и др. ), так и средние ("Мнемозина" , "Спецлит" , "Русское слово" , "Аркти" и др. ), а также малые ("Мозаика-Синтез" , "Бином" , "Глосса-Пресс" и др. ). Таким образом, аудитория слушателей отражала все многообразие российского учебного книгоиздания. Соответствие целевых аудиторий фактическому спектру учебного книгоиздания дало возможность учесть интересы, запросы, потребности различных категорий учебно-педагогических издательств.

Учебные программы, по которым проходило обучение, были построены по блочно-модульному принципу. Вариативность учебного процесса достигалась за счет выделения дополнительных целевых модулей, позволявших слушателям формировать индивидуализированные образовательные траектории. В основе методики проведения занятий лежали интерактивные формы и методы взаимодействия с целевыми аудиториями: активные лекции с применением дидактических методов анализа конкретных ситуаций и "мозговой атаки"; лекция - визуализация; лекция - диалог, лекции с применением техники обратной связи; использование групповых методов работы, кейс-метод, деловые игры. В соответствии с ключевой целью -выработки прежде всего умений применять полученные знания в области новых методов и технологий подготовки и издания учебников, финансового менеджмента, маркетинга в практической деятельности - приоритет отдавался практическим занятиям с рассмотрением конкретных ситуаций, в которых может быть применена изучаемая тематика. Эффективность практических занятий обеспечивалась использованием различных методов групповой работы.

В качестве экспертов были приглашены высококвалифицированные специалисты из профильных вузов, Министерства образования России, ведущих издательств учебной литературы, НФПК, Головного испытательного центра издательской продукции Минздрава России, Республиканского мультимедиа-центра, Ассоциации книгоиздателей России, специалистов из-за рубежа.

Привлечение к работе обучающих семинаров зарубежных экспертов позволило дополнить ситуационный материал российских экспертов анализом конкретных ситуаций, отражающих возможности, проблемы, реалии учебного книгоиздания за рубежом, актуализировать опыт зарубежного учебного книгоиздания применительно к проблематике семинаров.

Одним из показателей эффективности сложившейся модели подготовки издателей может служить разработка учебно-методических материалов, которые будут использованы Московским государственным университетом печати и другими заинтересованными учреждениями для проведения в дальнейшем обучения персонала издательств. Комплект этих материалов опубликован на сайте МГУП(24). Наряду с этим в 2004 году выпущены две книги, в которых раскрыты вопросы подготовки и издания учебной литературы для школьников в свете актуальных задач развития отечественного образования(25). Эти публикации предназначены авторам, редакторам и издателям учебной литературы, они могут быть использованы для организации повышения квалификации в области учебного книгоиздания.

При реализации программы возникла проблема, с которой столкнется любое учреждение, проводящее переподготовку работников издательств. Несмотря на увеличение числа издательств, выпускающих литературу для школ, и возросшие тиражи такой литературы, грамотных специалистов в этой области почти нет. При организации семинаров приходилось зачастую использовать компетентных специалистов из смежных областей (учебная литература для вузов и техникумов). Это свидетельствует о необходимости проведения государственной политики в области повышения качества подготовки и переподготовки специалистов издательств, выпускающих учебную литературу.

Высокая эффективность программы подтверждается итогами анкетирования. Издатели отмечали такие их положительные черты, как: актуальность проблематики, использование интерактивных форм и методов взаимодействия с целевыми аудиториями (приоритет отдавался практическим занятиям с рассмотрением конкретных ситуаций), а также преимущества модульного построения программ, что позволило слушателям формировать индивидуальные образовательные траектории.

Участники семинаров проявили интерес к расширению круга проблем, которые могли бы быть рассмотрены в дальнейшем в рамках аналогичных семинаров. В числе интересующих вопросов можно отметить следующие: региональные аспекты учебного книгоиздания; рекламная и интернет-поддержка новых издательских проектов; управление персоналом; компьютерное обеспечение современного дизайна книги; проблема выживания малых и средних издательств на рынке учебной книги и др.

Издатели проявили высокую заинтересованность в проведении подобных краткосрочных семинаров и в то же время подчеркнули необходимость усиления практической направленности учебных мероприятий, расширения возможностей для обмена опытом. Как очевидно, это предполагает выбор иных форм повышения квалификации (с большей продолжительностью), что позволит полнее использовать тренинговую составляющую.

На заключительном этапе реализации проекта было организовано общественное обсуждение его результатов, а также перспектив дальнейшего развития со всеми заинтересованными сторонами: на страницах журнала "Школьное обозрение" , а также в рамках "круглого стола" , который состоялся в конце января 2004 года. Общая оценка проекта - однозначно положительная, необходимость и актуальность регулярного обучения персонала учебных издательств ни у кого не вызывает сомнения. Участники общественного обсуждения единодушно отметили, что:

существует вполне определенное проблемное поле учебного книгоиздания, влияющее на качественный уровень учебной литературы;

определяющим фактором позитивных изменений в области учебного книгоиздания является повышение кадрового потенциала учебно-педагогических издательств;

многие работники в учебных издательствах, имея педагогическое образование и опыт работы в школе, нуждаются в специфических знаниях и навыках, связанных с редакторской работой;

необходима постоянно действующая система подготовки и повышения квалификации кадров учебных издательств, предусматривающая различные формы обучения.

Для обеспечения устойчивости результатов проекта в дальнейшем необходимо осуществить формирование системы переподготовки кадров и разработку на базе специальности "Издательское дело и редактирование" программ профессиональной переподготовки (продолжительность обучения -более 500 часов). Требуется также оформление системы повышения квалификации с выделением дополнительных целевых аудиторий. Так, могут быть организованы курсы повышения квалификации (продолжительность обучения не менее 72 часов) для начинающих редакторов учебно-педагогических издательств; курсы повышения квалификации для редакционно-издательских работников по практической и функциональной стилистике учебных изданий с аналогичной продолжительностью; курсы повышения квалификации "Верстка и дизайн учебного издания" и др. Целесообразно проводить краткосрочные (одно-, двухдневные) семинары: по отдельным аспектам (например, шрифты, дизайн, конструирование учебника и др.по актуальным проблемам подготовки учебника; по образовательным формам (особенности подготовки учебных материалов для начальной школы, основной, старшей профильной школы).

Подобные семинары могут стать составляющими модульной программы, позволяющей слушателям выстраивать собственные образовательные траектории. При соответствующей общей продолжительности выбранных семинаров слушатель сможет получить удостоверение о повышении квалификации государственного образца.

В целом имеются веские основания рассчитывать на устойчивость проекта в дальнейшем, так как последний является отраслевым и, несомненно, станет приоритетным для Ассоциации "Российский учебник" , Ассоциации книгоиздателей России, будет пользоваться поддержкой со стороны заинтересованных издательств различных регионов Российской Федерации. Наконец, Московский государственный университет печати, собравший команду экспертов, уже разработал ряд курсов, которые будут предложены сотрудникам издательств для повышения своей квалификации.

5. 3. Выводы

В числе основных результатов реализации программы Б4 "Подготовка кадров" целесообразно выделить следующие.

1. В ходе проекта было подготовлено около 200 потенциальных авторов, в основном из числа творчески мыслящих учителей, для создания учебной литературы, соответствующей современным требованиям, по ряду образовательных областей всех ступеней школьного образования (начальной, основной и старшей школы).

2. Впервые создана, апробирована и описана модель подготовки авторов учебно-методических материалов нового поколения. Характерные черты этой модели нашли отражение в методических рекомендациях по подготовке авторских коллективов по каждому из указанных выше направлений. В отличие от сложившейся в СССР практики создания авторских коллективов эта модель прежде всего была направлена на реализацию деятельностного подхода в работе авторского коллектива, что позволило реализовать в ходе разработки УМК разные позиции: предметника, психолога, методиста и учителя, а также простроить горизонтальные связи между предметными авторскими группами.

3. В ходе подготовки ряда авторских групп (элективные курсы, обществознание, система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова) были сформулированы и оформлены требования к учебной литературе нового поколения для школ. Проделана определенная работа по созданию учебной литературы, ориентированной на развитие у ученика мотивации к учебной деятельности, поиску информации и др.

4. Разработаны и описаны подходы к подбору и формированию авторских коллективов на конкурсной основе. В каждом проекте был проведен конкурс с целью формирования авторских команд по каждому из четырех направлений: иностранным языкам (английский и немецкий); системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова; элективным курсам и обществознанию. Организация этого конкурса, его открытый характер способствовали расширению круга авторов учебной литературы, его обновлению за счет молодых ученых, преподавателей классических и педагогических университетов, учителей-практиков.

5. Каждым авторским коллективом был получен продукт в виде реальных учебно-методических комплектов: по английскому языку (2-4 классы), немецкому языку (2-3 классы); 58 учебно-методических комплектов по элективным курсам старшей профильной школы; учебно-методические комплекты по географии, биологии, физике, а также отдельные модули по математике, русскому языку, обществознанию для образовательной системы Д. Б. Эльконина -В. В. Давыдова, учебно-методические материалы для образовательной области "Обществознание" в основной школе.

6. В ходе проекта прошли обучение в области современных проблем учебного книгоиздания 106 специалистов ведущих учебно-педагогических издательств России. Главным результатом проекта стала разработка модели подготовки и переподготовки персонала издательств в современных условиях, включающей разработку учебно-методических материалов (рабочие программы двух курсов, учебные материалы для слушателей и ведущих семинары), формирование команды экспертов для проведения семинаров, выпуск двух книг, в которых раскрыты вопросы подготовки и издания учебной литературы для школьников в свете актуальных задач развития отечественной системы образования.

7. Подготовлены предложения по организации регулярного повышения квалификации и переподготовки специалистов издательств и авторов учебной литературы для средней школы.

6. Направления дальнейшей деятельности (предложения и рекомендации)

Место и роль Инновационного проекта развития образования можно определить, лишь "спроецировав" его эффекты на реально сложившуюся в России систему учебного книгоиздания, понимаемую в самом широком смысле - это собственно создание и издание учебной литературы и ее продвижение, выбор и использование в учебном процессе. Иными словами, все субъекты данной многокомпонентной системы можно условно разделить на три функциональные группы: производителей, посредников и потребителей. При этом важно иметь в виду, что поскольку эта система является объективным участником государственной системы образования, обслуживая одно из важнейших ее звеньев, органы управления образованием также выступают полноправным субъектом этой системы.

Совершенно очевидно, что многокомпонентность системы (а следовательно, и наличие несовпадающих интересов участников) является ключевым фактором ее эффективности: только при сбалансированности и прозрачности всех ее элементов можно добиться качественного улучшения ситуации в целом, когда новое поколение учебников становится одинаково востребованным не только учителями и издательствами, но и обществом.

Действительно, как отмечено в докладе, реализация компонента Б ИПРО за период с 1998 по 2004 год заложила рыночные основы новой системы учебного книгоиздания для общеобразовательной школы. С одной стороны, была оказана поддержка процессам дерегулирования и демонополизации учебного книгоиздания, которое управлялось унаследованными от СССР методами прямого административно-государственного руководства. А с другой - были разработаны и введены в действие инструменты и механизмы, обеспечивающие "настройку" процесса создания, издания и распространения учебников и учебных пособий на реальные интересы потребителей: общеобразовательных учреждений, учителей, учащихся и их семей.

Вместе с тем было бы преувеличением утверждать, что к моменту завершения работы по реализации компонента Б ИПРО удалось решить все проблемы развития рынка учебного книгоиздания для общеобразовательных учреждений. Компонент Б не охватил (и не должен был охватить) все аспекты функционирования рынка учебной литературы. Значительная часть найденных в ходе осуществления этого компонента решений опиралась на организационную, методическую и финансовую поддержку, которая оказывалась Национальным фондом подготовки кадров исключительно в течение срока реализации ИПРО и должна быть прекращена по его завершении. Как система образования, так и рынок учебного книгоиздания в России находятся и будут в дальнейшем находиться и функционировать в условиях непрерывных изменений, обусловленных изменениями в обществе, культуре, науке и экономике.

Практическая работа по осуществлению компонента Б позволила выявить и некоторые новые проблемы, которые не были актуальны (либо еще не стали очевидными) в период определения целей и задач ИПРО.

Следовательно, достижение стабильного позитивного эффекта от реализации компонента "Учебное книгоиздание" предполагает реализацию ряда дополнительных мер, направленных на:

закрепление оправдавших себя моделей, которые были разработаны в ходе выполнения компонента Б;

создание условий для распространения этих моделей, равно как и опыта их реализации, на весь рынок учебного книгоиздания, а в известной мере - и на всю систему общего среднего образования;

своевременное выявление новых перспективных проблем развития рынка учебной литературы и оказание содействия в решении этих проблем издательствам, учреждениям образования, учителям с использованием адекватных рыночной экономике методов государственного регулирования и поддержки.

В качестве системообразующего принципа структурирования содержания деятельности по основным направлениям развития рынка учебного книгоиздания представляется целесообразным избрать адресный подход, ориентированный на каждую группу участников этого целостного процесса.

I. Субъекты создания учебной литературы для общеобразовательной школы

Субъектами создания учебной литературы являются: законодательные и исполнительные органы государственной власти, определяющие общие цели образования, государственные стандарты, а также технические (санитарно-гигиенические и т. п. ) требования к учебной книге; издательства и их сотрудники; авторы; эксперты, определяющие соответствие представленных рукописей официально установленным критериям оценки.

Федеральные органы управления образованием. Важно подчеркнуть, что в современных российских условиях их роль чрезвычайно велика. Без преувеличения ее можно считать решающей практически во всех процессах учебного книгоиздания.

Создание нормативно-правовой и институциональной базы, обеспечение условий, способных в дальнейшем сформировать саморегулирующийся государственно-общественный механизм рынка, немыслимо без политической воли государства.

Речь прежде всего идет о постановке новых целей образования, адекватных современным условиям. Эта задача представляется ключевой. Необходима политическая воля к преодолению разрыва, образовавшегося между традиционной (в основе своей "знаниевой") парадигмой образования и компетентностным подходом, обеспечивающим способность учащихся к самообразованию и саморазвитию, необходимых для жизни в информационном обществе. Это настоятельно требует общенационального обсуждения и принятия целей образования, причем не только узкообразовательных, но и социальных, культурных и др.

На основе новых целей образования должна быть осуществлена разработка второго поколения образовательных стандартов. Стандарт при этом должен рассматриваться как системообразующий нормативный документ, не только фиксирующий содержательную целостность российского образовательного пространства, но определяющий общенациональный воспитательный (социально-культурный и гражданский) идеал личности выпускника и регламентирующий не содержание образования по "основам наук" , а результат обучения (социальный, культурный и др. ).

При разработке стандарта целесообразно установить следующую последовательность этапов: исходя из новых целей образования, на основе широкого обсуждения определяются удельный вес и роль конкретных учебных предметов (в БУПе), и лишь затем экспертное сообщество формулирует минимальные требования к знаниям и умениям выпускника. Определение содержания образования по предмету - заключительный этап этого публичного процесса. Только такой подход может исключить вероятность "предметного лобби" и бесконечные споры по поводу включения того или иного "элемента знания".

Новые стандарты призваны стать основой для подготовки учебников нового поколения и разработки критериев их оценки. Только новое понимание целей образования и образовательных стандартов позволит обеспечить необходимые организационно-управленческие условия для совместного с издательствами и научным сообществом решения этой задачи.

Особое внимание должно быть обращено на создание специальной институции (например, в рамках РАО) - Федерального центра по проблемам учебника нового поколения. Задача этого центра - разработка не только принципиальной модели учебника как такового (и критериев его оценки), но и "симфонии" учебников (горизонтальные межпредметные связи) по разным предметам, что в свою очередь невозможно вне компетентностного подхода. К другим очевидным характеристикам этого учебника должны быть отнесены интерактивность и прямые выходы на "живые" (не адаптированные для детей) источники информации, причем не только на литературу, но и в растущем объеме - на Интернет. Принципиальные модельные подходы в этой области найдены в ходе реализации конкурса, в частности, в создании обобщенной модели учебника нового поколения и критериев его оценки.

Очень важным фактором представляется стабильность "правил игры" , обязательных для всех участников рынка образовательной литературы. В таком случае функциональной обязанностью федеральных органов управления образованием становится контроль соблюдения этих правил. Принципиальное значение для возникновения саморегулирующегося рынка (антикоррупционная устойчивость, оптимизация соотношения цены/качества учебных изданий и др. ) имеет фактор неизменности принятых условий на достаточно долгую перспективу. В этих целях необходимо:

организовать систематический, с периодичностью не реже одного раза в течение учебного года, мониторинг рынка учебной литературы, обеспеченности ею общеобразовательных учреждений и школьников;

использовать данные мониторинга для уточнения показателей выпуска учебных изданий по предметам, а также ценообразования на эти издания, получение и обобщение информации об источниках финансирования приобретения книг, о качестве учебной литературы;

выявлять предметы и предметные области, неудовлетворительно обеспеченные учебной литературой;

разрабатывать на основе данных мониторинга меры по государственному регулированию рынка учебной литературы и его "настройке" на потребности общеобразовательной школы, учащихся и учителей.

Важную роль могут сыграть конкурсы учебных изданий по предметам, слабо обеспеченным качественной учебной литературой, равно как и ориентированные на решение стратегических задач развития книгоиздания (и шире - образования), имеющих особое социальное значение (хотя и не обещающих большой экономической отдачи). В качестве основы таких конкурсов может быть использована как модель конкурса в целом (процедура организации, экспертизы), так и модель подготовки авторов, апробированная в рамках ИПРО.

Представляется, что решение вопроса о подготовке авторов учебников нового поколения невозможно без создания соответствующего государственно-общественного механизма, основанного на общем интересе (и паритетном финансовом участии) федерального министерства и издательств учебной литературы.

В связи с появлением "нетрадиционных" видов учебных материалов (учебник-тетрадь и т. п. ) необходимо пересмотреть ГОСТы на учебные издания, привести их в соответствие с видами учебной литературы, новыми методическими требованиями, технологиями ее создания, полиграфического исполнения и использования, включая информационное.

С учетом реальной ситуации, сложившейся в организации закупок и распространения учебной литературы в школах различных субъектов Федерации, следует определить ответственность и обязанности органов управления образованием (федеральных, региональных и местного самоуправления), а также родителей (семей) в деле обеспечения школьников учебной литературой.

Издательства учебной литературы и их объединения. Как было отмечено в докладе, первый период становления рынка учебного книгоиздания привел к появлению множества издательств, существенно различающихся по своим "параметрам" и объемам издаваемой литературы. Эта их "неравноценность" объективно приводит к использованию теневых приемов в конкурентной борьбе, к привлечению специфических "ресурсов" для достижения собственных коммерческих интересов (имеется в виду, например, перекупка авторов, подкуп чиновников, отвечающих за закупку учебников, и др. ). Не исключена и возможность сговора ряда крупных издательств с целью "дележа рынка" и т. п. Совершенно естественно, что государство стремится не допустить такого негативного развития событий. Самым очевидным и эффективным инструментом проведения сбалансированной политики в интересах потребителей (в конечном счете - общества) было бы возникновение авторитетной общественной организации, объединяющей все издательства учебной литературы для общеобразовательной школы. Целями такого объединения должно стать не только открытое обсуждение насущных корпоративных проблем, но и самое важное - проведение открытого диалога с государством по стратегическим вопросам политики в области образования, учебного книгоиздания, финансирования важнейших проектов в этой области, а также "выращивания профессионального сообщества" издателей.

Первоочередной задачей издательств на современном этапе является, как отмечалось в докладе, внедрение проектной модели в качестве основной при разработке учебников нового поколения. Эта модель давно стала ведущей в практике работы западных издательств. Именно они выступают в роли инициатора создания нового учебника, проводят маркетинговый анализ рынка и формируют проект нового учебного издания. Под сформированную задачу подбирается авторский коллектив, который в процессе написания активно сотрудничает с менеджером проекта издательства. Готовая рукопись проходит все стадии подготовки также под его контролем. В результате такой стратегии все службы издательства работают на одну общую идею, за счет чего достигается высокий уровень качества учебника. Заслуживает поддержки инициатива некоторых ведущих издательств, организующих собственные системы подготовки авторов.

Очень важно также создать центр (центры) регулярной подготовки и повышения квалификации работников за счет средств издательств. Один из таких центров мог бы быть создан на базе МГУП, имеющего не только опыт обучения издателей в рамках ИПРО, но и методическое и кадровое обеспечение для этого.

Федеральный экспертный совет. Основой содержательной деятельности экспертов ФЭС должно стать использование критериев оценки учебников нового поколения. Это необходимое условие, стимулирующее создание учебников, преследующих становление у детей новых форм и способов деятельности на основе компетентностного подхода.

Учитывая новизну этих критериев и очевидную психологическую неготовность многих членов экспертного сообщества принять иннновационные по своему характеру учебники, было бы логично предусмотреть учреждение своего рода авторитетной "адвокатуры" , защищающей интересы новых (и, как правило, молодых) авторов.

Используя модель апробации учебной литературы в рамках ИПРО, необходимо обеспечить обязательность прохождения этой процедуры для всех учебников, претендующих на гриф "Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации".

II. Субъекты продвижения учебной литературы для общеобразовательной школы

Субъекты продвижения учебной литературы представлены двумя категориями участников рынка - торговопроводящими сетями (специализированными организациями, например "Роскнига") и информационно-методической службой (региональный методический центр, региональный информационный центр (РИЦ) и институты повышения квалификации работников образования (ИПК). Проблематика торговопроводящих сетей не отражена в докладе, так как в рамках ИПРО самостоятельные проекты в этом направлении не осуществлялись.

Что касается всех учреждений, занимающихся информационно-методической деятельностью, то прежде всего следует отметить факт известного дублирования их функций и вследствие этого неопределенность в отношениях с основным потребителем услуг - школьным учителем.

В рассматриваемом нами аспекте важнейшей задачей всех этих учреждений (и в первую очередь РИЦ, специально организованных под эти цели) является возможность предоставления учителю максимально полной информации, достаточной для его осознанного выбора учебной книги.

Федеральные и региональные органы управления образованием. С точки зрения обеспечения информационной компетентности учителей на первое место выступает проблема подготовки педагогических кадров, совершенствования работы педагогических вузов и университетов по повышению качества подготовки специалистов для системы образования в области информационных технологий. Важным направлением разработок могла бы быть единая, сертифицированная система подготовки специалистов для работы с разрабатываемыми интернет-ресурсами в рамках сети ГИЦ-РИЦ. В связи с этим федеральным и региональным органам управления образованием необходимо:

завершить доработку и ввести в действие новые нормативные документы, обеспечивающие функционирование школьных библиотек, и прежде всего "Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения";

оказать содействие в организации в регионах курсов по обучению школьных библиотекарей работе с программным обеспечением, поставленным в рамках ИПРО в 39 512 школах Российской Федерации;

оказывать содействие периодическим изданиям, публикующим данные о широко применяемых и вновь изданных учебниках (библиографических описаний, рецензий, статей об опыте использования в учебном процессе), учебных пособиях, учебно-методических комплексах.

Особое внимание следует уделять объективности информации об учебной литературе, т. е. предоставлять образовательным учреждениям достоверные сведения нерекламного характера, предотвращая распространение коммерческой информации, вводящей в заблуждение потребителей.

Головной и региональные информационные центры. В соответствии с функциональными обязанностями Головной информационный центр должен:

обеспечивать информационно-методическое сопровождение интернет-сайта Федерального экспертного совета;

осуществлять работу по развитию и пополнению образовательных интернет-ресурсов, отличающихся определенной степенью унификации, облегчающей поиск необходимой педагогу информации. Вероятно, эти ресурсы могли бы быть в дальнейшем организованы в виде образовательного интернет-портала;

постоянно обновлять и совершенствовать телекоммуникационные информационные ресурсы, созданные в рамках ИПРО, и модернизировать электронные каталоги с целью привлечения современных содержательных и интерфейсных решений;

осуществлять постоянную поддержку сайтов РИЦ;

использовать ресурсный потенциал сети РИЦ-ГИЦ для решения практических информационных и других задач системы образования.

В реально сложившихся условиях вариативного преподавания необходимо обеспечить условия для свободного доступа учителя ко всему корпусу учебной литературы, входящей в Федеральный перечень и имеющей гриф федеральных (региональных) органов управления образованием. Представлялось бы разумным создать коллекций этой литературы, бесплатно направляемой издательствами в регионы, на базе РИЦ.

III. Субъекты использования учебной литературы для общеобразовательной школы

Все потребители учебной литературы условно могут быть подразделены на три большие категории, весьма различающиеся по своему статусу и позиции: региональные и муниципальные органы управления образованием, ассигнующие бюджетные средства на приобретение учебников; образовательные учреждения (учителя), выбирающие, заказывающие и практически использующие учебники; родители, которые в современных условиях оплачивают до половины (в зависимости от региона) стоимости учебной литературы и косвенно влияют на потребность в ней, отдавая своих детей в школу с той или иной образовательной программой.

Региональные органы управления образованием и учреждения системы повышения квалификации учителей. Фундаментальным условием, без которого подлинный рынок учебной литературы оказывается в принципе невозможным, является наличие множества независимых квалифицированных потребителей - в данном случае учителей (или в несколько другой стилистике - школ). Выбор, осуществляемый учителем, должен рассматриваться как главный, ключевой акт, определяющий в конечном счете успешность того или иного учебника как проекта конкретного издательства.

Реального изменения ситуации на местах не произойдет, если сами учителя не осознают новых подходов к оценке качества образования в современных условиях. Но они должны научиться выбирать предлагаемые учебники не в рамках субъективной оппозиции "плохой - хороший" , а в логике адекватности их содержания и дизайна реальной учебно-воспитательной ситуации школы. Это значит, что учитель (методическое объединение школы) должен быть в состоянии публично и аргументированно обосновать (перед методистами, руководителями органов управления образованием, учащимися и в зависимости от ситуации их родителями) свой выбор. Именно на основании такого свободного выбора школой принимается решение о включении конкретного учебника в заявку данного образовательного учреждения. Сумма таких заявок составляет объем потребности региона в учебниках. Это, однако, не значит, что региональный бюджет всегда в состоянии выдержать такую нагрузку. В таком случае региональная образовательная власть объявляет, какую часть потребности она в состоянии оплатить, и предлагает образовательным учреждениям либо согласиться на эти условия, либо искать дополнительные источники финансирования (спонсоры, родители учеников и др. ). В результате возможен своеобразный торг между органом управления образованием и образовательными учреждениями (родителями, готовыми участвовать в приобретении учебников для своих детей). При этом из наиболее типичных вариантов можно указать два: либо регион по согласованию с "другой стороной" оплачивает часть потребного тиража, либо ограничивается приобретением учебников только для детей из социально незащищенных семей.

***

Как очевидно, реализация этих и других предложений, вытекающих из доклада, требует компетентного аппарата управления, способного своевременно принимать решения, направленные на социально ориентированное регулирование рынка учебной литературы, выявление проблем и узких мест в обеспечении учреждений образования и школьников учебными изданиями, использование методов регулирования книгоиздания и книгообеспечения, адекватных рыночной экономике (финансирование, экспертиза, информационная поддержка, выпуск нормативных документов). Очевидно также, что рассмотренные задачи должны находиться в поле зрения органов управления образованием всех уровней, и прежде всего федеральных.

(22) "Элективные курсы в профильном обучении"; программы элективных курсов по образовательным областям: "Естествознание" , "Информатика" , "Математика" , "Обществознание" , "Технология" и "Филология".

(23) "Рекомендации по подготовке команды авторов для создания серии УМК по английскому языку для начальной школы". (См. сайт НФПК: www. ntf. ru)

(24) www. hi-edu. ru/additional.

(25) Современная учебная книга для общеобразовательной школы: вопросы подготовки и издания (для авторов и издателей). М. : МГУП, 2004.

Финансовый менеджмент, маркетинг и сбыт в учебном книгоиздании. М. : МГУП, 2004.

Продолжение следует

***

Приложение 1

Перечень публикаций, отражающий результаты реализации программ компонента "Учебное книгоиздание" ИПРО

[Графические материалы:

Материалы доступны в бумажной версии издания]

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости