БОРЬБА С ВРЕДИТЕЛЯМИ

Причины и следствия негативного отношения к менеджерам по персоналу

НR-менеджера можно встретить сегодня почти в каждой компании, за исключением, пожалуй, самых маленьких, с персоналом 20-30 человек. И зарплаты у HR растут завидными темпами, и хедхантеры на них охотятся - по всему видно, что люди эти востребованы.

Однако другие менеджеры и тем более рядовые сотрудники часто отзываются о менеджерах по персоналу без всякого уважения. Напротив, распространено мнение, что НR-менеджеры - ленивые, заносчивые и бесполезные люди.

Лишние люди

Продавец продает, бухгалтер считает, маркетолог проводит анализ рынка, начальство руководит. Все заняты делом, и польза от каждого несомненна. А вот чем занят HR, директор по персоналу? Многие рядовые сотрудники и менеджеры, и даже многие директора, и владельцы компаний готовы признать, что не видят большого смысла в этих людях. Работать с людьми должны их менеджеры, считает Антон Калабин, генеральный директор компании "Камео". "Решение о найме того или иного человека должен принимать его непосредственный руководитель, потому что половина (если не большая часть) будущего успеха зависит от того, насколько люди смогут сработаться. Заниматься оцениванием сотрудников и определением зарплаты тоже должны непосредственные руководители. Только они могут это сделать адекватно, а не какой-то сторонний человек, сколь бы умным, толковым, вооруженным тысячей таблиц он ни был. Кроме того, кто платит - тот начальник. Если размер зарплаты будет зависеть от HR, то в процессе работы люди будут ориентироваться на то, что понравится HR, а не на то, что понравится их непосредственному руководителю", - считает он.

Кроме логики, в таких рассуждениях много эмоций: специалисты по персоналу оказываются причастными ко всем изменениям в жизни сотрудника: будь то повышение или понижение по карьерной лестнице, премил или прием на работу. Вот что рассказывает менеджер по маркетингу страховой компании: "Однажды я нанимался на работу в одну крупную международную компанию. Прошел несколько собеседований, кучу тестов. И HR сказал, что у менеджера должны быть такие-то качества, вот такого-то качества вам не хватает. Я расстроился конечно. А вот начальник подразделения, в котором мне предстояло работать, был готов меня взять, а слова НR-менеджера прокомментировал так: „Это все ерунда, нам просто должность для тебя не утвердили". Спрашивается, почему было прямо мне не сказать, зачем расстраивать?"

Кто виноват

Негативное отношение к себе и своей профессии менеджеры по персоналу часто вызывают отсутствием профессионализма. Елена Рудавина, директор по персоналу издательства "Просвещение", считает, что опытных и хорошо подготовленных НR-менеджеров сейчас не так много. "Я не знаю, откуда взялась эта армия заносчивых, категоричных и непрофессиональных людей, испытывающих великий кайф от своей маленькой власти. Откуда в них эта страсть вершить людские судьбы?! Эдакие маленькие короли, снисходительно посматривающие на персонал, считающие, что они вправе оценивать других. Конечно, есть ребята очень даже профессиональные, но в целом „массовка" пугает своим воинствующим дилетантизмом", - говорит она.

Впрочем, ошибки в работе НR-менеджера случаются не только по его вине. Как замечает Марианна Сливницкая, исполнительный директор компании Begin Group, "проблемы, как правило, начинаются тогда, когда НR-менеджер участвует в процессах, которые имеют непосредственное отношение к руководителям различных уровней, например в подборе персонала.И если их взаимодействие не будет построено на сотрудничестве, оно точно так же, как и весь процесс подбора, будет абсолютно неэффективным. В этом случае проблемы часто объясняются некомпетентностью НR-менеджера. Однако это может быть также вопросом взаимодействия (то есть виноваты оба участника) либо проблемой неотлаженности бизнес-процессов

(то есть виноваты топ-менеджеры компании)".

Что делать

Однако возможности для нормальной работы HR есть. Главное - разобраться в том, что и как ему следует делать. С точки зрения генерального директора компании "ЭКОПСИ консалтинг" Марка Розина, сегодня НR-директора выполняют множество функций, зачастую прямо не связанных с их направлением работы. Однако можно выделить две самые главные их роли. "Условно мы определили их следующим образом - „архитектор корпоративного развития" и „полководец в войне за таланты". Задача HR - „архитектора" - это системные и сложные стратегические проекты корпоративного уровня: разработка КПЭ, внедрение системы грейдов и т. п. Как полководец в ходе войны за таланты, НR-директор разрабатывает контракты с топ-менеджерами, ведет переговоры относительно увольнения и найма первых лиц, создает резерв для оперативной замены людей на ключевых позициях. Безусловно, это два разных вызова, две разные задачи, которые приходится решать директорам по персоналу, и они предъявляют совершенно разные требования к самим НR-менеджерам. Для роли „архитектора корпоративного развития" главное качество - это не просто стратегическое мышление, а системное стратегическое мышление. Не меньше требований современный бизнес предъявляет и к HR в роли „полководца в войне за таланты". Эти люди в первую очередь - психологи. Отсюда вытекает и требование личностной зрелости, мудрости, без которой просто невозможно играть эту роль в современных крупных корпорациях", - рассказывает Марк Розин.

Отношения с первыми лицами компании особенно важны тем, что именно они "заказывают музыку". Как замечает Елена Рудавина, "конфликты начинаются тогда, когда HR начинает оценивать и поучать топов, доказывая свою правоту. У меня другое отношение: мой шеф, будь он собственником компании или наемным управляющим, берет меня на работу как единомышленника, а не как внутреннего врага. Моя задача - грамотно проводить его политику, а не формировать пятую колонну. И если я не согласна с принципами его управления или с его кадровой политикой, то у меня есть два выхода: попытаться аргументированно донести свое мнение или уйти из компании, если принципы, которые я должна реализовывать, категорически не стыкуются с моими принципами и моим мнением". Марина Козырицкая, НR-директор компании КРОК, подчеркивает необходимость поиска общего языка со всеми коллегами. Она говорит, что "с каждым человеком стоит общаться на его языке и в тех категориях, которыми ему свойственно мыслить. Так, на уровне топ-менеджмента стоит говорить о возможностях для развития компании, на уровне руководителя отдела - обсуждать способы решения задач отдела, на уровне специалиста - думать о реализации его личных планов".

И наконец, нельзя забывать о простых сотрудниках, продолжает Елена Рудавина: "НR-менеджер - позиция весьма специфическая в любой компании. Даже находясь на статусной высоте, он не имеет права отрываться от народа. Нужно, если требуется, разъяснять свои действия. Уметь настаивать, а не воевать, сотрудничать, а не диктовать. Служба персонала - это не служба в прямом понимании. Потому что персоналом управляют непосредственные руководители. А служба персонала - это консультационно-методический центр, выстраивающий систему управления персоналом в компании в соответствии со стратегией компании, осуществляющий методическую поддержку непосредственных руководителей в этой системе и контролирующий эффективную работу системы управления персоналом".

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости