"Они хотят быстрого эффекта"

На вопросы "Бизнеса" отвечает руководитель отдела продвижения экономических программ фирмы "1C" Алексей Харитонов.

- Каковы, на ваш взгляд, особенности автоматизации компаний российского сектора среднего и малого бизнеса?

- Средним и малым предприятиям автоматизация нужна не для того, чтобы демонстрировать свою крутизну, а для дела. Увеличение капитализации путем покупки западной системы - для них не самая распространенная задача (хотя и такое бывает), СМБ-компании в первую очередь заинтересованы в повышении эффективности и управляемости своего бизнеса. Они хотят реально планировать загрузку оборудования и выпуск продукции в соответствии с запросами рынка, им нужно, чтобы быстрее оборачивались товары и не простаивали складские площади, хотят понимать, как повысить лояльность клиентов, решать другие бизнес-задачи. Обычно руководители малых и средних предприятий смотрят не на импортные аббревиатуры ("чтобы была ERP"), а на то, насколько система будет соответствовать сути их бизнеса, отраслевым особенностям. Ведь для производства важен расчет себестоимости, для операторов связи - биллинг, для транспортных компаний - обработка путевых листов, для лесозаготовок - раскрой хлыстов.

Ресурсы на автоматизацию у небольших и средних предприятий лимитированы, и распоряжаться ими они хотят эффективно. Строить в течение нескольких лет идеальную систему им нет никакого смысла: за это время могут несколько раз поменяться собственники, появятся новые направления бизнеса. По нашему опыту, компании сектора СМБ хотят, чтобы первый эффект от внедрения системы появился через несколько недель, а через несколько месяцев система уже давала реальную отдачу. При этом важно, чтобы в дальнейшем система могла развиваться и совершенствоваться. Поэтому усиливается ориентация рынка на платформенные решения, которые позволяют быстро автоматизировать наиболее критичные участки и затем поэтапно развивать систему в рамках единой концепции, а при изменении бизнес-процессов - перестроить ее без больших затрат.

- И как вы учитываете эти особенности в своих продуктах?

- Мы стараемся ориентироваться на удовлетворение реальных потребностей массового пользователя. Это первый принцип фирмы "1C". Круг задач управления и учета, которые необходимо решать современным предприятиям, очень широк, эти задачи могут существенно различаться в зависимости от рода деятельности предприятия, его структуры, отрасли, специфики продукции или оказываемых услуг. Трудно себе, представить монолитную, жесткую систему, предназначенную для массового пользования и удовлетворяющую потребностям большинства предприятий. Поэтому "1C: Предприятие" - это система прикладных решений, которые строятся по единым принципам и на единой технологической платформе. В их число входят и мощные решения для комплексной автоматизации бизнеса, и компактные решения для небольших фирм, которым важно, чтобы программа была проста в использовании. Так что пользователь может начинать, например, с тиражных решений, в которых прописаны типовые бизнес-процессы, а затем адаптировать систему в соответствии с особенностями своего предприятия. Ну, а поскольку все наши продукты из одного семейства, то перейти с одного на другой, если предприятие выросло или, наоборот, сократилось в размерах, большой проблемы не составляет.

- Каков все-таки "диапазон" ваших клиентов? Есть потолок по масштабу?

- Если говорить о самом мощном нашем решении, "1C: Управление производственным предприятием 8.0", то, как показывает статистика, средний пользователь этой системы - производственное предприятие с численностью 600-700 сотрудников, которое планирует автоматизировать 30-40 рабочих мест. Но в действительности даже очень крупные организации зачастую представляют собой не монолитные образования, а холдинговые или сетевые структуры, состоящие из относительно небольших бизнес-единиц. Мы их тоже рассматриваем в качестве своих потенциальных клиентов. В монолитных же организациях на сегодняшний день наиболее масштабные внедрения, известные нам, - на 400 рабочих мест.

- Однако же конкурентов у вас хватает. Какой ваш главный козырь в конкурентной борьбе?

- Средние и тем более малые предприятия редко устраивают формальные тендеры по выбору решений. Там директор чаще смотрит на партнеров по бизнесу и коллег: что и как у них реально работает, каковы результаты. Так что основной механизм конкуренции на рынке СМБ - репутация системы и ее поставщика. На протяжении многих лет мы слышим: "Вот сейчас мы быстренько купим вашу программу, а в принципе будем ставить именитую западную систему". Через несколько лет глядишь - наша система как работала, так и работает. Западная тоже, бывает, используется на каких-то участках, но за то время, пока ставится большая и развесистая импортная система, "1C: Предприятие" примерно с тем же функционалом уже приносит реальную отдачу, и затраты на него окупились не один раз.

Наши пользователи видят, что мы стараемся, развиваем систему, учитываем их потребности. Проекты выполняются быстро, и есть широкая партнерская сеть - если один откажется от работы, то всегда найдется замена. Вот, пожалуй, партнерскую сеть можно было бы назвать козырем. Для массовых внедрений нами разработана типовая система менеджмента качества, по которой сейчас работают более трехсот партнеров. Они регулярно шлют отчеты, по которым мы контролируем качество внедрений, анализируем, насколько клиенты довольны, совместно разбираем проблемы.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости