Новая программа облегчит решение многих проблем
Недавно областная Дума приняла закон Московской области "Об областной целевой программе "Электронное Подмосковье на период 2006 - 2009 годы". Ее разработчик - Министерство транспорта Московской области. О программе и проблемах ее реализации рассказывает заместитель министра транспорта правительства Московской области Вячеслав ЗАБЕЛИН.
- Вячеслав Николаевич, данная программа - далеко не первый законодательный акт Московской области в сфере ИТ-технологий. Расскажите немного об истории вопроса.
- Конечно, данная программа появилась не на пустом месте. Массовое производство сравнительно дешевых компьютеров, развитие сетевых технологий, внедрение электронной почты, формирование рынка программных продуктов и ограниченность бюджетных средств породили необходимость разработки областных целевых программ, законодательных актов, направленных на активное внедрение и использование передовых электронных технологий. Так, в 1997 году была принята первая областная целевая программа "Информатизация Московской области". В 1998 году принят Закон "Об информации и информатизации Московской области", установивший минимальный объем бюджетного финансирования и статус "Территориальной информационной системы Московской области". В 2001 году принят Закон "О создании органами государственной власти Московской области информационных ресурсов и систем и их использовании", определивший порядок формирования и использования государственных информационных ресурсов Московской области. В целом же за последние десять лет было принято более 60 нормативно-правовых актов в сфере информатизации.
Вот некоторые цифры. Если в 2001 году лишь половина рабочих мест в органах государственной власти была автоматизирована, то сегодня мы имеем в среднем 77 компьютеров на 100 чиновников. В органах местного самоуправления муниципальных образований оснащенность сегодня составляет 56 компьютеров на 100 человек. Ныне все органы государственной власти Московской области имеют свои сайты или страницы в сети интернет. Таким образом, на пути к "Электронному Подмосковью" уже проведена серьезная и плодотворная работа.
- Насколько известно, программа "Электронное Подмосковье" первоначально называлась "Электронное правительство". В чем причина изменения названия?
- Программа "Электронное правительство" имела своей целью формирование доступных населению и хозяйствующим субъектам государственных информационных ресурсов и услуг, внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления муниципальных образований Подмосковья. В процессе прохождения через Московскую областную Думу программа получила название "Электронное Подмосковье". Теперь она должна обеспечить информационную поддержку решения конкретных задач социально-экономической политики: замену льгот денежными выплатами, реформирование местного самоуправления, реструктуризацию экономики. Сохранив идею и принципы "Электронного правительства", "Электронное Подмосковье" наполнилось более жесткой конкретикой.
- Каковы основные цели программы?
- Программа предусматривает выполнение пяти основных целей. Если коротко, то они следующие:
создание областного регистра населения Московской области;
сокращение сроков подготовки правовых актов органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области;
качественное формирование и оперативный контроль исполнения бюджета Московской области и бюджетов муниципальных образований Московской области;
создание базы данных о земельных участках и объектах недвижимости Подмосковья;
формирование условий для качественного и эффективного информационного обслуживания населения.
Сначала эти цели будут достигнуты на уровне городских округов, а затем и в муниципальных районах Московской области.
- Что даст реализация программы?
- Реализация программы позволит облегчить решение многих проблем. Так, в условиях муниципальной реформы мы будем иметь около 400 бюджетов всех уровней. Обеспечить их качественное формирование позволит новая программа. Или взять, к примеру, сведения о земельных участках и объектах недвижимости. Ведь налоги с них - основной источник пополнения местных бюджетов. Насколько совершенной будет база данных в этой сфере, настолько качественным будет управление финансированием муниципальных образований. Создание единого областного регистра населения должно существенно облегчить проведение реформы по замене натуральных льгот денежными выплатами.
Ускорение документооборота, сокращение числа бумаг, возможность для населения и бизнеса активней общаться с властью в режиме on-line, большая информационная доступность властных структур для граждан и хозяйствующих субъектов - вот далеко не полный перечень задач, которые предстоит решить в рамках данной программы. К примеру, по нашим расчетам, объем доступных населению и хозяйствующим субъектам информационных ресурсов увеличится в пять раз.
- Кто будет исполнителем данной программы? Каковы основные критерии отбора исполнителей?
- Исполнителями программы станут организации, определенные на конкурсной основе. По каждому из направлений будет свой исполнитель, имеющий опыт работы в соответствующей сфере. Главный критерий отбора - успешная реализация компанией подобных проектов в регионах. То есть мы не будем изобретать велосипед, а поручим работу компаниям-лидерам, подтвердившим реальными результатами свой высокий уровень. Подобные организации есть, они нам известны. После проведения конкурса планируется создать совет исполнителей, ответственных за свои направления. Это необходимо для принятия продуманных совместных решений по реализации программы в целом.
- Программа принята. Но, скорее всего, выдвинутые в ней цели уже отчасти выполнялись на местах. Есть ли примеры позитивной работы в муниципальных образованиях?
- Без инициативы на местах программа "Электронное Подмосковье" не сможет эффективно работать. Поэтому отрадно отметить, что все это время в наших муниципальных образованиях шла созидательная работа по внедрению ИТ-технологий. Там накоплен достаточно богатый опыт. Так, в Подольске, Электростали, Реутове, Сергиевом Посаде, Пущино, Протвино, Железнодорожном, Дубне, Истре уже созданы базы данных населения. В Балашихе, Домодедово, Мытищах, Лобне функционируют удаленные центры регистрации. Электронный документооборот между областной структурой и территориальными подразделениями, расположенными в муниципальных образованиях, уже действует в органах ЗАГС, Минфине, Минсоцзащиты.
Тем не менее еще многое предстоит сделать. Например, по созданию баз данных о земельных участках и объектах недвижимости всех форм собственности. Здесь у нас - целина. На местах есть данные о муниципальной собственности. Большая часть сведений о земельной собственности находится у федеральных органов власти на бумажных носителях. В области более 3 миллионов земельных участков. Представляете, какая предстоит ответственная и титаническая работа, чтобы все эти объекты занести в базу данных с привязкой к картографической основе. А сроки сжатые - 2007 - 2008 годы.
- На какие объекты прежде всего будут направляться финансовые потоки?
- Объектами финансирования станут органы государственной власти, местного самоуправления, учреждения здравоохранения, культуры, образования Московской области. Средства будут направлены на проектные работы, разработку нормативно-правовой документации, программно-информационного обеспечения, техническое оснащение и внедрение систем, обучение персонала.
"Электронное Подмосковье" предусматривает, что органы местного самоуправления муниципальных образований имеют право пользоваться информационным ресурсом и программным обеспечением, созданным за счет бюджета Московской области. Другими словами, им не надо тратиться на разработку информационных систем. На это выделяются деньги областного бюджета, что крайне актуально в условиях ограниченности средств на местах. Кстати, подобная законодательная база имеется только в Московской области.
- Существуют ли, помимо финансирования, серьезные проблемы, которые предстоит решить по мере реализации программы?
- Одна из основных проблем - создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование создаваемых систем. Происшедшее в 90-е годы разделение собственности на федеральную, областную и муниципальную привело и к разделению информационных ресурсов соответствующих уровней управления. Сегодня между базами данных областного и федерального уровней существует "китайская стена". Субъекты РФ не имеют доступа к информационным ресурсам федералов. К примеру, создание единого регистра населения, баз данных по участкам и недвижимости потребует информационного межведомственного взаимодействия.
Необходимые сведения рассредоточены по разным ведомствам - налоговая инспекция, БТИ, УВД, Регистрационная палата... Всех не перечтешь. Требуется создание легитимной системы информационного обмена, которая должна быть законодательно оформлена. Кстати, в Подмосковье на областном уровне эта проблема решена. Областные органы государственной власти открыли доступ к своим базам данных для органов местного самоуправления муниципальных образований.
Другая проблема - создание и обязательное использование единых стандартов и классификаторов. Например, каждое ведомство идентифицирует граждан по-своему. И на каких только совещаниях не обсуждалась эта проблема! Но, к сожалению, создание и обязательное использование полноценной единой системы классификации и кодирования невозможно без участия федерального уровня. От того, насколько быстро будет решен этот вопрос, напрямую зависит успешная реализация не только нашей программы, но и федеральной программы "Электронная Россия".
- Наверное, и проблема кадров играет не последнюю роль? Ведь никакая техника не сможет ожить без грамотных специалистов.- Вне всякого сомнения. Пожалуй, это одна из ключевых проблем. Надо перестраивать не только технологическую часть, но и сознание людей. Особенно в условиях реформы местного самоуправления, когда число муниципальных образований в Московской области увеличится более чем в 5 раз. Соответственно вырастет и число людей, которым придется реализовывать программу на местах.
В "Электронном Подмосковье" выделен специальный раздел, посвященный вопросу обучения. Безусловным лидером здесь является Московский областной центр "Нахабино", где по каждому из направлений будут проходить обучение работники органов государственной власти и местного самоуправления Подмосковья. Туда будут передаваться и все практические наработки по программе.
- Одна из целей программы - создание условий для качественного и эффективного информационного обслуживания населения. Можно об этом немного поподробнее?
- Условия для качественного информационного обслуживания населения должны обеспечить портальные решения и, конечно, электронный документооборот, который ускорит ведение делопроизводства в органах государственной власти и местного самоуправления. Бегать должны данные, а не люди. Это касается и чиновников, которые будут обязаны более оперативно согласовывать документы, отвечать на обращения граждан, вести межведомственную переписку с использованием электронной цифровой подписи. Но в первую очередь это должно обеспечить комфорт населению.
С внедрением системы электронного документооборота населению не придется ходить по межведомственным лабиринтам в поисках решения своих проблем. Человека не должно интересовать, как рассматривается его заявление, как действует цепочка, по которой оно идет. Здесь важен конечный результат - быстрое и качественное обслуживание. Гражданин приходит в местный орган власти, где вывешена информация о перечне услуг и расценках за них. Далее подается заявление, а чиновники его выполняют в строгом соответствии с установленным регламентом, используя систему электронного документооборота.
Хочу подчеркнуть, что ИТ-технологии -это лишь инструмент для эффективной работы. В основу же системы работы с обращениями граждан должен быть изначально заложен жестко зафиксированный порядок действия чиновника при оказании той или иной государственной услуги: будь то приватизация квартиры, земельного участка или подтверждение права на социальную поддержку. Лишь при наличии жесткого регламента и неукоснительного его исполнения затраты на внедрение информационных технологий будут оправданы, а цели административной реформы достигнуты.