«Учиться, учиться, учиться»

Вложение средств в собственное образование уже давно рассматривается как выгодное инвестирование. Причем по мере повышения должности менеджера требуется соответствующее повышение квалификации такого специалиста. В этом случае обучение на престижных бизнес-программах как раз и становится тем «спасательным кругом», который помогает оставаться всегда востребованным. И это справедливо, поскольку развить свои лидерские способности, научиться работать с людьми, стать более интегрированными в структуре предприятия, научиться стратегически мыслить и реализовывать новые идеи можно только под руководством опытного гуру. О том, какие бизнес-программы ориентированы на руководителей компаний и финансовых специалистов, в чем их достоинства и недостатки и о многом другом пойдет речь на сегодняшнем «круглом столе».

***

«Для нормального восприятия программы МВА необходим опыт работы «управленцем», знание английского языка и внутренняя мотивация к обучению»

Михаил Артюхов, Финансовый директор ЗАО «ВМ», выпускник вечерней программы МВА (МИМ - Киев) 2000 года, стажировки: в Бельгии, Lovanium International Management Center; Швейцарии, в компаниях и банках Женевы, Цюриха, Лозанны, MikhailArtyukhov@vm.ua

Выбор программы МВА не был случайным, и мои ожидания во многом оправдались. Решение «созревало» несколько лет. За это время удалось собрать информацию о зарубежных и отечественных программах и получить представление о судьбах выпускников.

Программа МВА не дает глубоких знаний в области маркетинга, учета, финансов или управления персоналом. Выпускник программы получает понимание того, что из себя представляют ключевые элементы управления (учет, финансы, маркетинг, менеджмент, коммерческое право, современные информационные технологии) и нарабатывает навыки одновременного использования всех этих компонентов для управления бизнесом или компанией. При этом масштаб бизнеса не имеет значения — управление производством спичек или космических кораблей в равной степени подчиняются теории бизнес-администрирования. В ходе программы студент получает «микс» из теории и практики, после чего остается развивать эти навыки на практике.

Как правило, программе МВА характерна гибкость и возможность адаптации под нужды студентов, удобное (по времени) для всех студентов расписание, учебная программа качественно «отшлифовывается» пожеланиями слушателей. Однако не всегда уровень преподавания соответствует ожиданиям.

Высшее образование традиционно является основным критерием оценки уровня развития кандидата на обучение по программе МВА. Этот уровень проверяется вступительным тестом на способность логически мыслить, ясно выражать свои мысли, применять математические знания для обоснования своих решений. Знание английского языка также является базовым требованием: некоторые лекции, дополнительные учебные материалы и стажировка — на английском языке.

Профиль базового высшего образования слушателя не имеет значения. В одной группе, как правило, собираются специалисты из разных отраслей и с различным образованием. Это дает возможность участникам обучения получить реальное представление о ведении бизнеса в других отраслях экономики. Кроме того, для нормального восприятия программы МВА необходим опыт работы «управленцем», знание английского языка и внутренняя мотивация к обучению. Без реального опыта работы менеджером (который не называется, а фактически является таковым) полноценно воспринимать программу тяжело, поскольку часть преподавателей практики и не опускаются до «разжевывания» очевидных вещей. Например, «менеджер», ни разу не дававший поручений подчиненным и не сталкивавшийся с проблемами управления персоналом, прослушав курс «с нуля», не сможет участвовать в групповых «кейсах» эффективно для всех участников группы.

К достоинствам обучения по программе МВА я бы отнес следующее:

- команда преподавателей — лучшие в Украине и хорошие специалисты, привлеченные из-за рубежа;

- слушатели представляют различные направления бизнеса, и группа похожа на рынок страны. Каждый силен в чем-то своем и обмен знаниями между студентами такой же интенсивный, как поток знаний от преподавателей;

- удобные учебные материалы — на каждую лекцию выдают хороший конспект и студент тратит минимум времени на записи. Богатая библиотека — много новинок, в т. ч. зарубежных;

- сильная стажировка — предоставляется возможность практиковаться в крупных международных компаниях. Например, в United Nations, World Trade Organization (WTO), швейцарских банках United Bank Swiss (UBS), Union Bank Private (UBP), компаниях Caterpillar, Fermenich и это еще далеко не весь список. Недостаток заключается в относительно высокой стоимости обучения (немного более $6 000 за 2 года обучения и стажировку), хотя видно на что тратятся средства учебного заведения — слушатели получают очень современные условия для восприятия программы.

Главным итогом обучения становится понимание взаимосвязи основных компонентов бизнеса: менеджмента, маркетинга, учета, финансов, экономики и коммерческого права. А это большое конкурентное преимущество как для компании, в которой работает такой менеджер (от правильности принимаемых решений зависит успех бизнеса), так и для выпускника программы МВА (он становится более востребованным на рынке труда). Кроме того, диплом МВА — это гарантированное приглашение на собеседование, а следовательно, возможности по выбору места работы намного шире.

***

«На программах по обучению международным стандартам финансовой отчетности в Украине не зарабатывает только ленивый»

Сергей Прилипко, Председатель Совета Федерации профессиональных бухгалтеров и аудиторов Украины (ФПБАУ)

Интеграция Украины в мировое сообщество требует соответствия отечественного законодательства международным нормам, в т. ч. адаптации нашего законодательства, регулирующего вопросы бухгалтерского учета и аудита, к принципам Международных стандартов бухгалтерского учета (IAS). В этом, в первую очередь, заинтересованы украинские компании, работающие на внешних финансовых рынках и которым необходимо раскрывать внутреннюю финансовую информацию, а также профессиональные участники фондового рынка. Ведь бухгалтерский учет — это язык бизнеса, и необходимо, чтобы нашу отчетность понимали все. С 2005 года Европа переходит на международные стандарты бухучета и одной из программных задач Федерации профессиональных бухгалтеров и аудиторов Украины является внедрение в отечественную практику норм и правил, по которым живет и работает международное сообщество. Механизмом реализации подобного рода задач является инфраструктура и учебные программы ФПБАУ. Учебно-методический центр Федерации непосредственно внедряет соответствующие программы, в т. ч. актуальные в ракурсе евроинтеграционных устремлений Украины программы сертификации бухгалтеров.

Не секрет, что в Украине бухгалтером и даже главным бухгалтером может работать человек вообще без высшего образования, не говоря уже о профильном. Существуют, правда, квалификационные характеристики, но они носят скорее рекомендательный характер, да и то только для госпредприятий и учреждений. Западные же квалификационные требования к человеку, имеющему право подписывать финансовые документы, намного жестче. Они включают в себя: университетский диплом, опыт практической работы, членство в национальном профессиональном объединении, где специалист проходит систему сертификации для повышения квалификационного уровня. Это дает право занимать или претендовать (в случае трудоустройства) на определенную должность. В этом и заключается суть сертификации.

Вступая в члены профессиональной организации своей страны, бухгалтеру предстоит не только разово сдать экзамены на подтверждение квалификационного уровня, но и проходить ежегодные, повышающие его квалификацию, курсы в объеме не менее 40 часов. Поэтому в Украине назрела необходимость вести для практикующих бухгалтеров соответствующие квалификационные уровни: «Сертифицированный бухгалтер-практик» (САР — The Certified Accountant Practitioner) и «Сертифицированный международный профессиональный бухгалтер» (CIPA — The Certified International Professional Accountant). После успешной сдачи экзамена слушатель получает сертификат, заверенный тремя печатями: ФПБАУ, Международного совета сертифицированных бухгалтеров и аудиторов (ICCAA — это объединение профессиональных организаций бухгалтеров и аудиторов стран СНГ) и Совета по международным стандартам бухгалтерского учета (СМСБУ, MSB —International Accounting Standards Board), который находится в Лондоне.

Мы с гордостью отмечаем, что 600 членов ФПБАУ успешно сдали экзамены по международной сертификации и получили сертификаты САР и более 1 000 человек участвуют в сдаче экзаменов.

В настоящее время в Украине на программах по обучению международным стандартам финансовой отчетности не зарабатывает только ленивый. Поэтому хотелось бы, чтобы читатели поняли принципиальное отличие программы ПФБАУ от остальных. В соответствии с требованиями Министерства образования, длительность каждой учебной дисциплины не может быть менее 72 часов. Следовательно, нетрудно сделать вывод о «фундаментальности» отдельных повышающих квалификационный уровень программах переподготовки специалистов, где есть возможность получить сертификат за 2-3 дня. Учебная программа, разработанная Федерацией, ориентирована на уровень главного бухгалтера и финансового директора компании, и включает следующие дисциплины: финансовый и управленческий учет, налогообложение и право (украинское), финансы, аудит и информационные технологии.

Программа сертификации в Украине осуществляется при финансовой поддержке Агентства США по международному сотрудничеству. Со временем пришлось отказаться от стопроцентного финансового обеспечения программы переподготовки наших слушателей за счет американских налогоплательщиков. Сейчас обучение осуществляется на платной основе. Здесь мы исходили из принципа, что бесплатное обучение несколько «развращает» слушателей, не стимулируя их должным образом подходить к учебному процессу.

Постепенно в Украине уже начинает формироваться спрос на специалистов с международными сертификатами. К 2007-му году наша страна, скорее всего, окончательно внедрит в практику принципы IAS. Сейчас еще не разработана необходимая нормативная база, обеспечивающая реализацию Постановлений Кабинета Министров о переходе на международные стандарты. В данное время в Украине формируется необходимая для такого перехода среда: происходит гармонизация законодательства, разрабатываются программы и методические материалы совершенствования бухгалтерского учета. И как только будет создана необходимая среда — в полную мощность заработает и программа, как логичный результат наших усилий.

***

«Финансовый директор должен много знать и уметь: прежде всего, он должен уметь работать с людьми, во-вторых, с цифрами, и наконец, должен уметь реализовывать новые идеи»

Михаил Колиснык, профессор финансов и эккаутинга Киево-Могилянской бизнес-школы

Существует множество образовательных программ, разработанных как раз для руководителей компаний и финансовых менеджеров. Все зависит от уровня предварительной подготовки менеджера.

В компаниях и предприятиях малого бизнеса, в большинстве случаев, роль финансового директора выполняет либо сам директор, либо главный бухгалтер.

У бухгалтера, как правило, первое образование связано с бухгалтерией, а не отнюдь с принятием решений. И как следствие, такой специалист оказывается слушателем шестимодульной программы, посвященной финансам: 2 модуля посвящены финансовому учету, 2 — управленческому учету, 2 — финансовому менеджменту.

В компаниях средней величины деятельность финансового директора выделена отдельно. Этот человек бухгалтерией уже не занимается. Но его деятельность чаще всего связана не с принятием решений в области финансового менеджмента, а с работой с документами, контрактами, платежками и т. д. Финансовые менеджеры таких компаний задумываются сразу над двумя проблемами, во-первых, как разработать и внедрить собственную стратегию, в т. ч. и финансовую, во-вторых, как финансовая система предприятия в этом способна им помочь? Вследствие этого они должны повышать свои знания в области стратегического финансового менеджмента и рассматривать финансовую систему, прежде всего, как систему поддержки принятия стратегических финансовых решений. Как правило, таким специалистам необходимо ознакомление с концепцией управленческого учета и финансового менеджмента, и для них в большей степени подходят вторая и третья части из упоминавшейся шестимодульной программы.

В больших компаниях и корпорациях проблема выглядит несколько иначе. Финансовый директор там, как правило, «остепененный» (имеется в виду официальная финансовая сертификация, которую проводят несколько зарубежных компаний). Этот человек может иметь квалификации-. «Сертифицированный бухгалтер-практик» (САР), «Сертифицированный международный профессиональный бухгалтер» (CIPA) и «Финансовый аналитик» (CFA — Chartered Financial Analyst) — этот сертификат имеет 3 уровня подготовки и ориентирован, скорее, на финансовую сферу операционной деятельности в банках, инвестиционных и пенсионных фондах.

Изначально предполагается, что обладатели указанных квалификаций уже знают базовую часть. Дальше эти люди хотят узнать больше о том, как они могут стать более интегрированными в общую структуру предприятия, что означает стратегическое направление их мышления и т. д. Для этого им приходится самостоятельно развивать свои системные финансовые знания, что связано с получением информации о новшествах финансовой инженерии, финансового конструирования из зарубежных источников. Однако в зарубежной литературе они встречают во многом имперические основы знаний, но вовсе не практические рекомендации. Решить эту проблему и призвана программа МВА.

Финансовый директор должен много знать и уметь: прежде всего, он должен уметь работать с людьми, во-вторых, с цифрами, и наконец, должен уметь реализовывать новые идеи. Именно на этой идее и построена концепция обучения по бизнес-программе МВА.

Более того, учитывая, что работа с людьми стоит на первом месте, слушатели должны развить сначала свои лидерские способности, а уже после этого развивать свои аналитические и инновационные способности. При этом параллельно, если они не были знакомы с этим ранее, получают комплекс финансовых знаний в области финансового менеджмента, финансового и управленческого учета. В результате, постепенно «финансовый исполнитель» переходит в категорию «финансового инженера», который конструирует новые схемы, разрабатывает новые продукты. Следующий переход осуществляется в категорию «финансового стратега», и наконец, он становится «финансовым партнером или совладельцем».

Множество финансистов пробуют развивать себя дальше, но область их интересов лежит, как правило, в смежных с финансами областях. Это, прежде всего, стратегия, персональное лидерство и работа с людьми. Быть «продвинутым» в узко специализированной области скоро перестанет быть конкурентным преимуществом. Умение менеджера работать на стыке двух специальностей сегодня становится определенной ценностью для компании.

Финансовые сертификаты, которые в настоящее время получают финансисты, являются достаточно востребованными как в Украине, Казахстане, России и др. странах СНГ, так и за рубежом. Почему? Очень просто.

Во-первых, нанимая менеджера на работу, собственник часто не имеет ни возможности, ни желания, ни тем более знаний проверить его профессиональную пригодность. Если, например, в разговоре с маркетологом можно понять общий кругозор данного специалиста и его восприятие проблемы, то в финансах так поступить нельзя. Финансы относятся к точным наукам, и ты их или знаешь, или нет. Собственник не всегда профессионал в финансах, впрочем, от него этого и не требуется. Следовательно, свидетельством профессионализма работника, в данном случае, выступает сертификат о финансовой квалификации. Этим и определяется востребованность таких квалификаций.

Во-вторых, система экзаменов, предусмотренных официальными квалификационными программами, достаточно жесткая, если не сказать — жестокая. Проблема сдачи экзаменов заключается не в знании или не знании конкретной проблемы, а в невозможности специалиста сориентироваться в ней вовремя, даже при наличии абсолютных знаний. Поэтому, наличие сертификата доказывает: а) наличие у специалиста системы знаний, б) его умение быстро решать проблемы в их классическом формировании. Единственное, что не доказывает наличие сертификата — это умение данного человека аппликировать знания и поставленные задачи к реальным требованиям практики бизнеса. Конечно можно «набить руку» на некоторых математических задачах, которые в жизни никогда и не встречаются, но реального опыта работы с реальными финансами это все равно не заменит.

***

«CIMA сегодня является мировым лидером подготовки специалистов в области финансового менеджмента»

Александр Мертенс, канд. эконом, наук, Академический вице-президент МИБ

В настоящее время существует множество программ, направленных на подготовку руководителей и финансовых менеджеров. В первую очередь это программы MBA (Master of Business Administration), рассматриваемая как высшая квалификация в области управления бизнесом. Программа Executive MBA рассчитана на подготовку профессиональных менеджеров высшего звена, лидеров бизнеса. Участниками программы являются, в первую очередь, те, кто определяет и несет ответственность за будущее успешных растущих украинских компаний. Программа МВА предоставляет участникам современный интегрированный комплекс знаний и практических навыков в области бизнес-менеджмента.Безусловно, МВА — это серьезное образование для серьезных бизнесменов. Кроме глубоких практически ориентированных знаний, западные программы МВА учат универсальному языку общения и ведения бизнеса, что делает выпускников данной программы востребованными во всем мире.

Помимо программ МВА бизнес-образование предлагает менеджерам целый ряд других продуктов, которые являются не альтернативой, а дополнением или, в отдельных случаях, органической частью МВД. Это, в первую очередь, профессиональные квалификационные программы, дающие глубокие знания и практические навыки в определенной функциональной области управления бизнесом, подтвержденные признаваемыми профессиональными бизнес-сообществами сертификатами и дипломами.

Если говорить о финансовом менеджменте и управленческом учете, то безусловный международный брэнд помер один в этой области — это квалификации Привилегированного института специалистов по управленческому учету (The Chartered Institute of Management Accountants — CIMA, UK). Обучение и прием квалификационных экзаменов по программе CIMA начато в МИБ в 2004 г.

Основанный в 1919 г. в Великобритании, институт CIMA (www.cimaglobal.com) сегодня является мировым лидером подготовки финансовых менеджеров. Данная программа, органично объединяя практические и стратегические предметы современного финансового менеджмента, развивает у слушателей стратегические, управленческие и аналитические навыки, а также умение определять и контролировать будущее компании. Подготовка в соответствии с обновленной программой США, которая вводится в действие, начиная с 2005 г., включает ряд уровней:

- базовый (Foundation) — Сертификат CIMA по бизнес-учету (5 экзаменов);

- управленческий (Managerial) —Диплом CIMA по управленческому учету (6 экзаменов);

- стратегический (Strategic) — Звание Chartered Management Accountant.

Окончание всех трех уровней программы обучения обеспечивает выпускникам востребованность на руководящих должностях во всем мире.

***

Тренинговые программы для руководителей компаний и финансовых специалистов

Ольга Пестрецова, канд. эконом, наук, доцент Директор консалтинговой компании «Центр бизнес-технологий ТОТ», сертифицированный бизнес-тренер, консультант

Опыт общения с топ-менеджерами крупных компаний позволяет утверждать, что они уже не нуждаются в обучении общим нормам финансового менеджмента. Системы, находящиеся в их компетенции, уже отлажены и работают довольно четко, финансовое состояние предприятий более-менее стабильно. Возникает интерес, да и просто появляется свободное время для изучения альтернативных, новых инструментов управления деньгами, оптимизации существующих управленческих схем, расширения возможностей и увеличения стоимости предприятия.

Среди конкретных тематических направлений, которые заинтересуют профессионалов, можно выделить следующие.

Логистика. Правильно налаженная система логистики является источником экономии денежных ресурсов. Многие предприятия используют надежные, многократно проверенные логистические цепочки, ссылаясь на то, что они работают и не дают сбоев. Оценкой же эффективности схем логистики мало кто занимается, а она и является уделом финансового менеджмента высокого класса. Здесь финансовый менеджер должен оценить соответствие схемы логистики стратегическим целям компании, проанализировать ее экономическую эффективность, оценить резервы и выбрать одну из многих альтернатив.

Управление рисками. Финансовая деятельность во всех ее формах и видах сопряжена с риском. Многие финансисты и топ-менеджеры осуществляют финансовые операции, внедряют проекты и инвестируют в финансовые инструменты, не останавливаясь даже на качественной оценке экономического, политического, социального, экологического и других видах рисков. Стоит подчеркнуть, что зачастую финансовые операции сопровождают не только чистые финансовые риски (валютный, кредитный, инвестиционный и др.), но и риски других видов, косвенно связанные с упомянутыми операциями.

К сожалению, в нашей стране не находят должного применения количественные методы «измерения цены» риска, мало применяются инструменты хеджирования риска. Поэтому важным является обучение финансовых менеджеров методам не только качественной, но и количественной оценки рисков, сопровождающих все виды предпринимательской деятельности.

Управление инвестиционным портфелем. Несмотря на то, что фондовый рынок в Украине фактически не развит, многие украинские компании уже давно начали задумываться о формировании диверсифицированного инвестиционного портфеля и наполнении его отечественными ценными бумагами. К сожалению, инструментами оценки и управления инвестиционным портфелем владеет далеко не каждый финансовый менеджер. Принципиальным моментом оценки эффективности инвестиций является выбор адекватной модели взаимосвязи риска и доходности. Наиболее важным аспектом управления портфелем инвестиций являются способности финансового менеджера чувствовать и предвидеть изменения рынка.

Валютный рынок. Вследствие глобализации и интернационализации бизнеса для многих украинских предприятий все большее значение приобретают внешнеэкономические сделки и операции. Поэтому актуальной проблемой для отечественных финансовых менеджеров становится обучение «правилам игры» на международном валютном рынке, который порой ведет себя даже менее благоразумно, чем фондовый.

Учиться выявлять закономерности или хотя бы причинно-следственные связи в поведении курсов валют, на мой взгляд, чрезвычайно важно. Ведь непредвиденные резкие колебания настроения валютного рынка могут вылиться в значительный негативный эффект от внешнеэкономической деятельности.

Венчурное финансирование. «Венчурное финансирование», «венчурный капитал», «венчурные фонды» — все эти термины уже давно знакомы западному финансовому менеджеру. Для украинских менеджеров такой способ вложения денег, если не новость, то, по крайней мере, все еще неразгаданная загадка. Венчурное финансирование является зачастую сверхприбыльным делом, но всегда сопровождается риском. Поэтому эффективное венчурное финансирование требует знаний и навыков, связанных с анализом и экспертизой бизнес-проектов, качественной и количественной оценкой рисков, диагностикой рыночной ситуации, планированием финансовых потоков.

Какой бы высокий пост ни занимал топ-менеджер, всегда есть неизведанная область знаний. Предела совершенствованию — не существует!

***

О налогообложении стоимости подготовки (переподготовки) специалистов для предприятия. Налог с доходов физических лиц

Татьяна Крысенко, консультант по вопросам учета и налогообложения

Расходы предприятия на обучение специалистов. Согласно пп. 5.4.2 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции N 283/97-ВР от 22.05.1997 г. (далее — Закон о прибыли) в состав валовых расходов относятся: «...расходы налогоплательщика, связанные с профессиональной подготовкой или переподготовкой по профилю такого налогоплательщика физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с таким налогоплательщиком, в украинских заведениях образования, за исключением физических лиц, связанных с таким налогоплательщиком. Порядок профессиональной подготовки и переподготовки и размеры расходов на такие цели устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Обязанности по доказательству связи расходов на цели, указанные в этом подпункте, с основной деятельностью налогоплательщика, возлагаются на такого налогоплательщика.

При возникновении разногласий между ГНАУ и налогоплательщиком относительно связи расходов на цели, указанные в этом подпункте, с основной деятельностью налогоплательщика, такие налоговые органы обязаны обратиться в Министерство по делам науки и технологий, чей экспертный вывод является основанием для принятия решения налоговым органом...»

В свою очередь, на выполнение данного подпункта Закона о прибыли направлено Постановление КМУ «О размере расходов налогоплательщика на профессиональную подготовку или переподготовку» N 1461 от 24.12.1997 г., согласно которому: «...плательщик налога на прибыль предприятий может включать в валовые расходы производства и обращения отчетного периода расходы на профессиональную подготовку или переподготовку по профилю такого плательщика физических лиц, которые находятся в трудовых отношениях с ним, в украинских заведениях образования, за исключением физических лиц, связанных с таким плательщиком налога, в размере до 2% фонда оплаты труда отчетного периода...».

Следовательно, для отнесения затрат на профессиональную подготовку кадров в состав валовых расходов предприятия необходимо обязательное соблюдение следующих условий:

1. Лицо, обучение которого оплачивается предприятием, должно состоять в трудовых отношениях с таким предприятием. Согласно КЗОТ от 09.06.1972 г., трудовые отношения физлица и предприятия возникают при приеме на работу (полный рабочий день или совместительство — не имеет значения). Однако физлица, осуществляющие трудовую деятельность на основании заключенных гражданско-правовых договоров (подряд, поручение и т. д.) не являются работниками предприятия, а значит, не состоят с ним в трудовых отношениях.

2. Работник, обучение которого оплачивает предприятие, не должен являться связанным с ним лицом. Согласно п. 1.26 Закона о прибыли, связанным физическим лицом является:

- лицо (или члены его семьи), осуществляющее контроль над предприятием (доля собственности не менее 20% его уставного фонда). Членами семьи физического лица считаются муж или жена, прямые родственники (дети или родители) как физического лица, так и его мужа или жены, а также муж или жена любого прямого родственника физлица или ее мужа (жены);

- должностное лицо налогоплательщика (предприятия),уполномоченное осуществлять от его имени юридические действия по установлению, изменению или прекращению правовых отношений, а также члены его семьи.

Таким образом, нельзя относить в состав валовых расходов затраты на профессиональную подготовку директора предприятия, учредителей предприятия, а также их родственников.

3. Предприятие, осуществляющее подготовку или переподготовку работника, должно быть украинским учреждением образования. Нормы Закона о прибыли однозначно запрещают относить в состав валовых расходов оплату за обучение в зарубежных учебных заведениях. При этом для налогообложения форма собственности украинского заведения образования (государственная или негосударственная) не имеет значения.

4. Профессиональная подготовка и переподготовка работника должна осуществляться по профилю предприятия. Согласно разъяснениям, изложенным в Письме ГНАУ N 5118/7/17-0517 от 26.03.2002 г., профессиональная подготовка квалифицированного работника — это подготовка, обеспечивающая одновременное получение профессионально-технического образования и квалификации работника на базе полного общего среднего образования или базового общего среднего образования с предоставлением возможности получить полное общее среднее образование.

Профессиональная подготовка специалиста — это одновременное получение полного высшего образования по специальности и квалификации специалиста.

Переподготовка — это получение соответствующего образовательно-квалификационного уровня, который, как правило, соответствует отрасли знаний.

Повышение квалификации — это обучение по повышению и развитию умений, навыков и знаний для эффективного решения задач профессиональной деятельности.

Из изложенного ГНАУ делает вывод, что если физлица состоят в трудовых отношениях с налогоплательщиком (и не являются связанными лицами) и повышают свою квалификацию в украинских учебных заведениях на основании заключенных между предприятием и вузом договоров о целевой подготовке специалистов определенной специальности, то это можно считать профильной профподготовкой. Следовательно, отношения между работником, предприятием и вузом должны быть подтверждены договором о целевой подготовке кадров.

Что касается «подготовки по профилю», то ни Закон о прибыли, ни какой-либо другой нормативный документ не приводит определения данного термина. В связи с этим следует упомянуть Письмо Госкомпредпринимательства N 3-513/80 от 11.01.2001 г.: «...2. Относительно вопроса о том, имеет ли право плательщик налога отнести на валовые расходы в установленных размерах затраты, связанные с обучением необходимого ему для обеспечения производственной деятельности специалистов таких, как бухгалтер, юрист, менеджер и т. п. В связи с тем, что упомянутые ... специалисты относятся к административному составу предприятия и его профильная деятельность без их участия невозможна, расходы, связанные с их обучением, правомерно относить на валовые расходы.

В случае разногласий между ГНАУ и плательщиком налога по вышеуказанному вопросу, налоговые органы обязаны обратиться в Министерство по делам науки и технологий Украины, чье экспертное заключение является основанием для принятия решения налоговым органом (пп. 5.4.2 Закона о прибыли)».

5. Сумма затрат на профессиональную подготовку и переподготовку работников (не связанных лиц) в украинских вузах, относящаяся к валовым расходам отчетного периода, не должна превышать 2% от фонда оплаты труда (ФОТ) отчетного периода. Согласно п. 11.1 Закона о прибыли, используются следующие налоговые календарные периоды: квартал, три квартала, полугодие, год. Для расчета суммы, подлежащей включению в состав валовых расходов, определяется размер ФОТ.

В случае оплаты предприятием услуг по профессиональной подготовке и переподготовке кадров, которые включают в стоимость обучения и НДС (предоставляемые предприятиями, не являющимися учебными заведениями), предприятие имеет право на налоговый кредит. Основанием для налогового кредита является пп. 7.4.1 ЗУ «О налоге на добавленную стоимость» N 168/97-ВР от 03.04Л997 г., согласно которому налоговый кредит отчетного периода состоит из сумм налогов, уплаченных (начисленных) налогоплательщиком в связи с приобретением товаров (работ, услуг), стоимость которых относится в состав валовых расходов. Следовательно, сумма налогового кредита будет пропорциональна сумме валовых расходов.

Налогообложение обучающихся сотрудников - физических лиц. С 01.01.2004 г. вступил в силу ЗУ «О налоге с доходов физических лиц» N 889-IV от 22.05.2003 г Согласно пп. 4.3.20 Закона N 889, с 01.01.2004 г. не включается в состав месячного или годового совокупного налогооблагаемого дохода сумма, уплаченная работодателем в интересах заведений образования в счет компенсации стоимости подготовки или переподготовки налогоплательщика - наемного лица по профилю деятельности или общим производственным нуждам такого работодателя. При этом установлено ограничение, а именно: не включается в совокупный налогооблагаемый доход сумма, не превышающая сумму месячного прожиточного минимума для работоспособного лица, установленную на 1 января отчетного налогового года, умноженная на 1,4 и округленная до 10 грн.

Сумма, выплаченная предприятием в качестве компенсации стоимости обучения, приравнивается к дополнительному благу и подлежит налогообложению в общем порядке в случае, если наемное лицо прекратит трудовые отношения с работодателем в течение периода обучения или до окончания второго календарного года от года, в котором заканчивается такое обучение.

***

В банк за «умом»

Марина Нестеровская, начальник управления по работе с населением банка «Хрещатик»

Образование уже давно рассматривается как выгодное инвестирование. Средства на эти цели ищут, как правило, в государственном или собственном бюджетах. Но, учитывая, что оба варианта по нынешним временам не могут похвастаться особым изобилием, взоры граждан, жаждущих просвещения, все чаще останавливаются еще на одном источнике — банках.

Собственно банков, как и представляемых ими образовательных программ, в Украине достаточно много. Но в отличие от государства, банки подходят к оплате образования более индивидуально: если их устраивает и возраст, и кредитоспособность заемщика — путь к получению кредита открыт.

Для начала необходимо определиться со сроком и суммой, необходимой для получения образования. Затем, собрать необходимые документы: паспорт; копию справки о присвоении идентификационного кода; справку с места работы о доходах за последние полгода; документ о поступлении на контрактную форму обучения; документ, являющийся основанием для осуществления оплаты (квитанция, счет); заверенный нотариально договор залога имущественных прав (если требуется).

Следует тщательно соизмерить свои возможности и потребности: максимальная сумма банковского кредита на обучение, как правило, не превышает 10 000 грн., а срок его предоставления — 5 лет. Так что, стать юристом, например в КИМО, у вас на эти деньги вряд ли получится...

Большинство банков предпочитает работать с вузами III и IV уровня аккредитации. И лишь немногие из них подошли к делу более основательно и разработали универсальные образовательные программы. Так, например, клиенту - физическому лицу мы сможем предложить депозитный вклад «Образовательный» со ставкой 15% годовых, который позволяет получить кредит для оплаты обучения в вузах всех уровней аккредитации и бесплатно перечислить деньги. Срок размещения депозита и кредитования составляет от 1 года до 5 лет.

Практика работы с юридическими лицами на этой ниве в отечественных банках не столь распространена. Как правило, все желающие получить образование рассматривают этот вопрос как сугубо личное дело. Но в то же время банкиры не прочь подключаться к уже существующим целевым программам и предоставлять кредиты слушателям определенного вуза под гарантии этого учебного заведения, а также финансировать стажировку слушателей за границей, развитие инфраструктуры, учебно-материальной базы и т. д.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости