Halliburton Co. будет лучше без KBR

Хьюстонский гигант почти наверняка избавится от убыточной "дочки"

ГЕНДИРЕКТОР ДЭВИД ЛЕСАР (David J. Lesar), возможно, прав, когда говорит, что так пристально, как за Halliburton, не следят ни за одной компанией в мире. В последние два-три года гигант из Хьюстона с капитализацией в $20 млрд. не раз подвергался публичной порке: его обвиняли в том, что дочерняя Kellogg Brown & Root (KBR) завысила перед властями США стоимость подрядных работ в Ираке, а некоторые руководители KBR давали взятки нигерийским чиновникам. Кроме того, еще продолжается процесс по так называемым асбестовым искам, который дорого обходится Halliburton. Однако, с точки зрения некоторых инвесторов, самый большой грех KBR - это то, что она не приносит прибыль. Поэтому, уверены инвесторы и аналитики, Halliburton избавится от KBR самое большее через полгода-год. Это подразделение плохо вписывается в успешный бизнес сервисных услуг нефтяникам, а его плохие показатели - причина того, что акции Halliburton намного дешевле акций ее основных конкурентов. Говорит аналитик по энергетике Джейсон Путман (Jason E. Putman) из Victory Capital Management Inc., владеющей 2,3 млн. акций Halliburton: "KBR им мешает".

ВОПРОС РЕШЕННЫЙ

51-ЛЕТНИЙ Дэвид Лесар, который принял бразды правления Halliburton после Дика Чейни (Dick Cheney), ушедшего, чтобы баллотироваться в вице-президенты США, о судьбе KBR особо не распространяется. Ожидалось, что он затронет этот вопрос на встрече с инвесторами и аналитиками 23 сентября. Впрочем, по словам некоторых инвесторов, в частных беседах Лесар уже признал, что почти не видит примеров успешного взаимодействия между Halliburton и ее инженерно-строительным подразделением KBR. Лесар говорит, что инвесторы задавали ему вопросы о KBR, но бесед о ней один на один он не припоминает. По электронной почте Лесар ответил следующее: "Когда KBR реструктурируется после банкротства и мы урегулируем проблему асбеста, то проанализируем весь наш бизнес".

Для многих наблюдателей отпочкование KBR - вопрос решенный. Проблемы у нее начались задолго до того, как из-за полученных Halliburton иракских контрактов компания подверглась нападкам со стороны критиков администрации Буша. Асбестовый вопрос достался KBR в наследство еще в 1998 году, когда Дик Чейни приобрел компанию Dresser Industries Inc. Поскольку количество исков все росло, в декабре прошлого года KBR была вынуждена пойти на согласованное банкротство. В июле Halliburton добилась, чтобы суд одобрил ее план урегулирования асбестовых исков, по которому она должна выплатить $4,2 млрд. Завершить реорганизацию KBR после банкротства планируется в IV квартале. Тогда же пройдет и головная боль из-за асбеста. Однако при всем при этом судебные издержки и убытки от крупного проекта в Бразилии привели к тому, что в первом полугодии нынешнего года операционные убытки KBR составили $292 млн. при продажах в $6,8 млрд. К тому же и 2003 год компания завершила с совокупными убытками в $36 млн. при объеме продаж в $9,3 млрд.

А сколько шума было поднято вокруг иракских контрактов! Но многие господряды из общего пакета стоимостью $23 млрд. едва окупаются. Во II квартале маржа операционной прибыли KBR по работам в Ираке объемом $1,7 млрд. составила 1,4%. Сейчас стоимость иракских контрактов KBR составляет $ 11 млрд. По прогнозам, в ближайшем будущем маржа прибыли будет снижаться и дальше, поскольку заканчиваются работы по крупному контракту на строительные работы на нефтяных месторождениях и начинаются работы на маленьких, значительно менее прибыльных объектах. Работа в Ираке оказалась намного более сложной и опасной, чем предполагали в компании. "Если KBR решит участвовать в тендере на другие контракты в этой стране, то она, скорее всего, значительно поднимет маржу", - заявил Лесар на встрече в Lehman Brothers Inc. в Нью-Йорке 7 сентября.

Тем не менее KBR остается под огнем критики за то, что якобы раздула счета за свою работу в Ираке. У компании есть влиятельные противники в конгрессе, включая резкого в высказываниях конгрессмена-демократа от Калифорнии Генри Уоксмана (Henry A. Waxman), который нападал на Halliburton и критиковал ее за неверные шаги в Ираке, говоря, что "с налогоплательщиков брали лишнее". Halliburton отрицает эти обвинения, а пентагоновское Управление по распределению контрактов заявило 7 сентября, что политика закупок и работа KBR "эффективны и результативны". Однако Пентагон может задержать 15% будущих выплат по контрактам на обеспечение войск - а это около $60 млн. в месяц - до тех пор, пока Halliburton не предоставит подробный отчет об уже проделанных работах на $ 1,8 млрд. Лесар говорит, что при таком развитии событий KBR смягчит удар, задержав платежи субподрядчикам. Кроме того, военные рассматривают возможность распределения многомиллиардного иракского контракта на логистику в Ираке среди нескольких игроков. В Halliburton утверждают, что предвидели такую возможность, хотя из этого все равно может ничего не получиться, если на участие в тендере будет подано слишком много заявок.

"МЕНЬШЕ, ЧЕМ НОЛЬ"

НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ в KBR контрастирует с состоянием бизнеса сервисных услуг Halliburton. Благодаря неизменно высоким ценам на нефть и газ он крутится на всю катушку: производятся буры, тестируются скважины и продается программное обеспечение, которое помогает с большей долей вероятности определить место бурения эффективных скважин. Фактически, хотя Energy Services Group (ESG) в прошлом году дала только 43% доходов Halliburton, именно она принесла все $720 млн. операционной прибыли.

Инвесторы полагают: плохие показатели KBR - главная причина того, что акции Halliburton продаются на 20-25% дешевле акций других компаний отрасли, скажем ее лидера - Schlumberger Ltd. и Baker Hughes Inc. Соотношение цены акций и вероятных доходов в 2005 году у этих компаний где-то в районе 25 пунктов против 19,7 у Halliburton. Аналитик Роберт Маккензи (Robert F. Mackenzie) из Friedman, Billings, Ramsey & Co. считает, что акция Halliburton, второго по величине игрока на рынке нефтяного сервиса, должна стоить примерно $40. По его расчетам, только акция ESG тянет на $34,50, акция же KBR, если посчитать отдельно стоимость этой компании, - она могла бы стоить $2,5-3 млрд., - оценивается в $5-6. Однако акции Halliburton стоят $32. По мнению Маккензи, это означает, что "KBR [на сегодня] стоит меньше, чем ноль".

Пока на решение проблем KBR Лесар выдвинул ветерана Halliburton Эндрю Лейна (Andrew R. Lane), отдавшего основному бизнесу компании 22 года. Предполагается, что 45-летний Лейн больше сконцентрируется на развивающемся рынке сжиженного природного газа (СПГ), то есть займется разработкой и строительством заводов по производству сжиженного газа для транспортировки и обратного его разжижения для конечного потребителя. СПГ - одно из немногих светлых пятен в деятельности KBR, которая является мировым лидером в строительстве перерабатывающих заводов: за последние 30 лет компания построила больше половины существующих во всем мире мощностей.

KBR также старается уйти от практики заключения крупных контрактов на работы на шельфах с фиксированной суммой оплаты, предпочитая контракты с возмещаемыми расходами. Контракт Барракуда-Каратинга на $2,5 млрд. с фиксированной стоимостью работ, предусматривавший переделку двух супертанкеров у берегов Бразилии в плавающие нефтеперерабатывающие заводы, хранилища и перекачивающие установки, за последние три года принес $762 млн. убытков из-за срыва сроков строительства и перерасхода сметы. Вот мнение Лесара: "В этом бизнесе достаточно иметь лишь несколько проблемных проектов - и они съедят маржу. Именно это мы и наблюдаем в последнее время".

Аналитики почти уверены в том, что KBR гораздо ценнее для какой-нибудь другой инженерной компании, чем для акционеров Halliburton, если будет принято решение распределить акции KBR между ними. "Ее могут купить ради бизнеса по сжиженному газу", - отмечает Роберт Гудоф (Robert S. Goodof), аналитик из Loomis Sayles & Co., которая владеет 1,5 млн. акций Halliburton. Среди потенциальных покупателей - крупные, конкурирующие между собой компании Fluor и Bechtel Group. Обе они от комментариев отказались.

Закончив работу в Ираке, перейдя на контракты с возможностью корректировки стоимости работ и активизировав бизнес с СПГ, проблемная KBR может снова выйти из минуса. Но всего вероятнее, что, когда это случится, она будет уже не под флагом Halliburton.

ФОТОГРАФИЯ: БЕНДЖАМИН ЛОУИ (BENJAMIN LOWY) / CORBIS. - BUSINESSWEEK

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости