В Москве введен новый контроль качества продукции
С 1 мая в столице вводится новая система контроля за реализацией аудио- и видеопродукции, согласно которой правоохранительные и контролирующие органы начнут проверять наличие на продуктах защитных марок. По мнению экспертов, одними марками контрафакт не побороть, а наиболее действенный метод - установить разумные цены на легальную продукцию.
ГУП "Информзащита" приступило к выдаче защитных марок в конце марта. Как рассказал Газете Михаил Чупов, генеральный директор "Информзащиты", новые марки выдаются производителям бесплатно на основе документов, подтверждающих выход продукции в соответствии с законом об авторском праве, то есть с соглашением с авторами либо организациями, выступающими от их имени. При этом если раньше марки клеились на уже готовую продукцию, то теперь они будут выдаваться на руки правообладателям.
Система маркировки аудио- и видеопродукции был введена в России еще в середине 90-х. Однако ее основателям тогда не удалось решить две проблемы - контроля за выдачей марок и их подделки. В результате маркировкой нередко снабжалась даже заведомо контрафактная продукция. Теперь марка, имеющая несколько степеней защиты - голографическое изображение, рельефная печать, - будет содержать сведения о проекте (имя исполнителя, название фильма и прочее), данные о правообладателе, год выпуска и название самого носителя. "Хотя ситуации с подделками, конечно, не исключаются, - сетует Михаил Чупов. - Впрочем, марки подделываются не столько чтобы быть похожими полностью, сколько чтобы походить издалека". Дело в том, что очередные нововведения нужны в первую очередь для контролирующих органов. По данным управления средств массовых коммуникаций реформируемого Минпечати, с 1 мая в столице вводится новая система контроля за реализацией аудио- и видеопродукции, согласно которой правоохранительные и контролирующие органы начнут проверять наличие на продуктах идентификационных марок.
Участники рынка пока скептически оценивают нововведения. "Все предпринимаемые до сих пор меры оказались слишком локальными, поэтому ситуация не изменилась кардинальным образом, - сказал Газете Александр Менн, председатель совета директоров концерна "Союз". - Самым действенным методом решения проблемы, пожалуй, оказалось лишь распоряжение мэра Москвы о запрете реализации аудио- и видеопродукции, а также программных продуктов с лотков летом прошлого года".
По мнению экспертов, все принимаемые усилия напрасны, если борцы с контрафактом не заручатся поддержкой добросовестных производителей и правообладателей. Сейчас в реформируемом Минпечати, МВД и Госторгинспекции сходятся во мнении, что необходимо установить разумные цены на легальную продукцию. Только тогда у пиратов появятся реальные конкуренты. Ведь если пиратская продукция не худшего качества, но в 2-3 раза дешевле, не удивительно, что рядовой покупатель отказывается переплачивать за логотип. По словам Василия Терлецкого, генерального директора авторского общества "Копирус", как отдельная мера более действенным стало бы резкое снижение цен на легальную продукцию, которое привело бы к бессмысленности существования контрафакта.
Однако легальные производители не спешат снижать цены. "Снижение цен на лицензионные продукты, безусловно, позволит сместить приоритеты покупателей в их сторону, - говорит Александр Менн. - Однако не стоит забывать, что конечная стоимость в случае с лицензионной продукцией лишь на 10% состоит из себестоимости (стоимость сырья, непосредственно запись, логистика и прочее), остальные 90% - авторские права обладателей".
***
По данным департамента Госторг-инспекции Минэкономразвития, в мире доля контрафактных товаров составляет 5%. В России же эта цифра достигает 80%. В 2003 году почти в три раза возросло количество изымаемой пиратской продукции. Однако производство пиратской продукции сократилось лишь на 15%. При этом ущерб, наносимый пиратами экономике страны, составляет, по различным оценкам, 1-4 млрд. рублей.