Вопросы задавал
Риво Сарапик
В США в логистической фирме STS Logistics руководителем операций работает представительница Эстонии Пилле Мандла. Она поделилась по электронной почте своим опытом работы за рубежом.
Вам понадобилось два года для того, чтобы найти работу в США. Тяжело ли найти работу за рубежом?
Да, поскольку для того, чем я хотела бы заниматься, отсутствовал необходимый уровень знания языка и опыт работы в США.
Я переехала сюда в конце 2000 года, в самый разгар экономического спада. Каждый день после прогноза погоды читали сообщения о сокращениях работников, приблизительно 10 000 или 30 000 человек свободны начиная с такого-то и с такого-то дня.
В начале у меня не было разрешения на работу. Для того чтобы кто-то ходатайствовал о предоставлении вида на работу, это должно было быть ему крайне необходимо. При общих же экономических условиях спада в то время работодателям это было совсем не нужно.
Переориентирование на новые условия рынка оказалось сложным и для меня. Два года перед переездом я работала в консультационной фирме по подбору персонала Fontes и хорошо знала основные принципы вербовки работников на предприятиях в Европе. В США же работник предлагает себя совсем по-другому. На то, чтобы перестроиться и стать конкурентоспособной, ушло достаточно много времени. Кроме того, всегда нужны знакомства, просто так идти куда-то искать счастья трудно.
Поскольку в новой среде никто тебя не знает, то самое важное - это умение преподнести себя, т. е. хвалить себя так, как только сможешь.К этому не сразу привыкаешь.
Что было при устройстве на работу самым сложным или удивительным? Требовали ли что-то такое, чего Вы совсем не ожидали?
Самое сложное было всегда то, что ты не знаешь, чего ждет от тебя работодатель. Естественно, стараешься себя подготовить к предстоящему собеседованию как можно лучше. Самыми поразительными оказались некомпетентность и поверхностность интервьюеров. Это создавало для специалистов особенные трудности, поскольку во время интервью ты должен был пройти через того, кто совсем не разбирается в этих вещах. Собеседования в маленьких фирмах проходили обычно проще, поскольку первый контакт в этом случае происходил с представителем фирмы, а не с вербовщиком.
Удивило также то, что не можешь получить объективную обратную связь, все очень вежливые и отвечают, что вы и есть тот самый фантастический кандидат.., но, к сожалению, нам не подходите.
Здесь люди с особым вниманием относятся к своим словам, поскольку увольнение является относительно дорогой и сложной процедурой, т. к. каждый работодатель озабочен не допустить случаев возможной дискриминации.
Что пришлось изменить из своих привычек?
Непривычным было сначала то, что о своей работе нужно постоянно отчитываться, рассказывать или рапортовать приходится гораздо больше, чем принято в Балтийских странах.
Пришлось изучить еще работу морского и железнодорожного транспорта.
Действительно ли преимуществом эстонских специалистов по логистике является знание языков, в том числе русского?
Да. Считаю, что на европейском рынке знание языков имеет гораздо большее значение, чем в США. В моем случае дело просто в том, что я работаю с предприятиями, основанными на русском капитале, поэтому знание русского языка было одним из моих преимуществ при устройстве на работу, но не самым главным. Главным плюсом оказался мой предыдущий опыт работы в области логистики.
В то же время моя ежедневная работа не вызывает больших трудностей, поскольку все мои русскоговорящие клиенты, партнеры, коллеги успешно говорят и на английском языке. Все-таки рабочим языком в области логистики является английский. Особенно это касается операционных специалистов.
Какие различия существуют между способами ведения логистического бизнеса в Эстонии и США?
Эстония, как и другие Балтийские страны, является более развитой в отношении использования инфотехнологий. Здесь же, после моего пятилетнего опыта работы в области логистики, возникло такое чувство, что машина времени меня перенесла на несколько лет назад.
В Эстонии основными средствами общения являются компьютер и телефон. Здесь же многие предприятия до сих пор не пользуются электронной почтой, основное общение происходит по факсу.
В США существует большой рынок транспортных услуг и многие предприятия узкоспециализированные, например, перевозят только один вид продукции или обслуживают только одну группу клиентов, или все построено для одной конкретной операции.
Это не касается крупных мультинациональных предприятий - здесь тенденция прямо противоположная. Такие фирмы стараются расширить пакет предлагаемых ими услуг.
Пилле Мандла